· исследовательскую ценность проекта;
· глубину разработки проблемы;
· привлечение знаний из других образовательных областей;
· умение аргументировать свои заключения, выводы.
Использование проектных форм работы на уроках изобразительного искусства способствует формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ.
Кроме того, использование проектного метода помогает решить несколько задач:
· создание условий для социально-культурной адаптации детей в базовых основах культуры родного края;
· повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;
· появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.
· устранить (или существенно снизить) напряжение, страх перед чистым листом бумаги.
В настоящее время единой программы по углубленному изучению изобразительного искусства Тверского края не существует.
Известно, что учитель вправе на основе рекомендованных Департаментом государственной политики в образовании примерных программ, разработать адаптированные (индивидуально-разработанные, модифицированные), авторские учебные программы с учётом требований «Положения об авторских и адаптированных (индивидуально-разработанных, модифицированных) учебных программ учреждений общего и дополнительного образования и о порядке экспертиз авторских и адаптированных программ» (Утверждено приказом департамента образования Тверской области от 06.09.2006 г. № 1433).
В настоящее время существует несколько подходов к составлению программ по краеведению в рамках предмета «Изобразительное искусство».
Как правило, авторские (адаптированные) региональные учебные программы по изобразительному искусству составлены на изучение одного какого-нибудь раздела по народному искусству края, либо это единичные уроки или блок уроков, включенных в существующие государственные общеобразовательные программы по искусству.
Из авторских программ, предполагающих комплексный подход к решению основных задач краеведческого образования в рамках предмета можно выделить следующие.
1. Программа, разработанная Кесаревым В.Г., учителем ИЗО МОУ СОШ № 20 города Твери. Курс программы художественного краеведения «Узоры Тверского края» составлен в соответствии с хронологическими особенностями формирования культуры Тверского края от 13 века по настоящее время. В нем рассмотрены следующие периоды:
· Культура Тверского края в 13– 15вв.;
· Культура Тверского края 16- 18 вв.;
· Культура Тверского края 19 –20 вв.;
· Современная культура Тверского края.
Структура содержания программы имеет цикличный характер, то есть в каждый временной период учащиеся получают возможность узнать об истории живописи, архитектуры, иконописи Тверского края, о памятниках монументальной скульптуры; познакомиться с художественными промыслами, ремёслами, произведениями декоративно-прикладного искусства Тверского края, коллекциями местных художественных и краеведческих музеев. Программа рассчитана на 17 часов.
2. Иной подход в составлении программы по краеведению использовала Мельникова Г.В., учитель ИЗО МОУ «Гимназия № 44» города Твери. Программа курса «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» знакомит учащихся с традиционной народной художественной культурой Тверского края. В программе особое внимание уделено эстетическим знаниям и художественно- творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Содержание программы и формы и методы организации занятий позволяют учащимся получить представление о ведущих качествах народного искусства. Таких как, универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, древние корни народного искусства и традиция - как закон его развития, коллективное начало. Учащиеся знакомятся с памятниками зодчества края, с самыми известными народными промыслами, их истоками и особенностями развития сегодня, об образном языке, о существующих традициях и особенностях декора, присущих им, а также знакомит с архитектурной летописью Тверского края и геральдикой, которая тесно связана с декоративным искусством.
Особенностью курса является то, что учащиеся по всем изучаемым темам ведут поисковую работу, делают презентации, пишут рефераты, делают проекты.
Программа «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» рассчитана на 34 часа. Структура программы позволяет изучать её вариативно, в зависимости от наличия часов по предмету, а именно: как целостную программу; модулями по разделам; либо блоками поурочно. Возможен вариант расширенного изучения на факультативах, кружках.
Программа состоит из пяти разделов:
· Страницы архитектурной летописи Тверского края;
· Эмблемы и символика Тверского края;
· Древние корни народного искусства края (древние образы и символы в народном искусстве);
· Связь времён в народном искусстве края (народные художественные промыслы Тверского края);
· Декоративное искусство в современном мире (многообразием форм современного выставочного искусства).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для организации учебной деятельности учащихся при изучении материала краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» необходима программа в которой в органичном сочетании должны отразиться все направления (компоненты) народной и художественной культуры Тверского края. Предметом изучения должны стать - бытовой уклад (предметы быта, жилище, интерьер жилища, костюм, обычаи, мифология, верования и т.д.); живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество. При обучении необходимо отдавать предпочтение деятельностным методам обучения.
В результате изучения материала краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» учащиеся должны:
Дидактический материал для организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТВЕРСКОЙ
В культурном наследии Тверской земли большую художественную ценность представляет глубоко традиционное и своеобразное народное искусство, которое долгое время оставалось вне поля зрения исследователей. Довольно цельная и богатая коллекция в Сергеева-Посадском «Государственном историко-художественном музее», дает первое комплексное представление о культурном и историческом развитие Тверского края. Рассмотрим основные народные промыслы Тверского края.
Деревообрабатывающий помысел
Деревообрабатывающий промысел развивается на Тверской земле издавна. Дерево, является с глубокой древности самым распространенным материалом на всем русском Севере. Имело первостепенное значение и в нашем крае, с обширными лесами, богатыми не только с северной части, где в настоящее время, один из районов так и называется Лесным, но особенно дремучими в глухой западной порубежной местности – бывшем Осташковском и частично Ржевском уездах, именовавшихся «чертовым углом». Тверские крестьяне плотники были на все руки мастера. Они сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода и орудия труда, делали лодки, ставили небольшие придорожные часовенки, возводили довольно сложные простые и малые церкви. Бежецкий, Ржевский, Торжокский, Корчевской, Весьегонский, уезды славились обязательным атрибутом на окнах – наличниками. Красота и искусность их исполнения говорила о том, какой хороший мастер или плохой, а если в этом доме жил сам мастер, то эта была своего рода реклама.
Резьба по дереву
Стойкая приверженность к старине четко прослеживается в самых различных произведениях искусства резьбы по дереву, широко развитого на Тверской земле. Об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 начала 20 века, представленными в музее Сергеева - Посада различными образцами. Они сохранили глубоко архаичные самобытные формы и орнаментальные мотивы. Небольшая коллекция обычной домашней утвари состоит главным образом из долбленой, резной и токарной посуды. Особое внимание резчики по дереву отдавали прялке. Каждая местность изготавливала свою прялки со своим характерным неповторимым резным узором. Прялка, как важнейшее приспособление для ручного прядения изготавливалась с особым чувством любви и уважения. Часто она дарилась невесте женихом. Всегда была предметом женской гордости и тщательно оберегалась. В орнаментальном убранстве прялок присущ простой квадрат, пересекающейся крест, ромб. Круг - символ солнца, считались оберегами, охранявшими прялку и ее работу от всех порчей и воздействие нечистой силы, такое же оберегающее значение имели весьма редкие изображения человеческих фигур, птиц. В скромной резном украшении преобладала простая контурная резьба помимо ногтевидной, плоскорельефной и сквозной, а в более нарядных образцах трехгранно-выемчатая иногда сочетается с росписью. Тверские прялки отличались от других простым неброским декором, традиционными формами. Большой интерес представляли пряничные доски, которые практически не сохранились. Интересная их коллекция собрана в «Государственном музее этнографии». На территории Тверской губернии, было много уездов, где занимались выпечкой пряников. В Осташкове было очень широко распространено пряничное производство. Пряничные доски делились на несколько видов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские. На досках, довольно схематично, изображались фигуры пряников. Самой сложной композицией украшались самые крупные – почетные пряничные доски. Особый интерес представляет мелкая скульптурка, которую резали для игры детям или украшения жилища, а также различных оберегов.