Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство (стр. 4 из 5)

Деревянная резная посуда

Среди традиционных предметов крестьянской утвари огромный художественный спрос представляют разнообразная по назначению, форме и размерам деревянная посуда – долбленая, резная, токарная.

Особую известность приобретает тверская деревянная посуда. Уже в 15 веке уровень мастерства здесь был настолько высок, что местная посуда в качестве подарков посылалась в другие государства, не говоря о большом спросе на нее внутри страны. Производство деревянной посуды в Тверской губернии продолжалось вплоть до конца 19 века. Известны и центры ее изготовления: Ясневская волость Вышневолоцкого уезда и Ахметьевская волость Калязинского уезда.

Из дерева делали обиходную посуду и утварь: корыта для теста, дежи, совки, бочки, жбаны, чащи, миски, солонцы, ложки и т.д. Особое распространение получила долбленая посуда: ложки, ковши, ступки, миски, корыта и блюда для рубки овощей и мяса. Столовая деревянная посуда отличалась более сложными формами и декоративным рисунком.

Особо стоить сказать о тверских ковшах, которые имели свою отличительную особенность - они были украшены скульптурными изображениями в виде конской головы, поэтому и получили название "конюхи".

Совершенно удивительными произведениями русского декоративного искусства являются резные деревянные солонцы (теперь их называют солонками). В деревянных сосудах соль не отмокала и оставалась рассыпчатой. Солонцам часто придавались формы птиц и животных. Они снабжались крышками на деревянных штифтах, которые открывались, как на петлях, или вращались на оси. В Тверской губернии были также распространены солонки в виде ящичка с откидной крышкой и высокой задней стенкой.

Солонка всегда должна быть полной, как и дом полон добра, благополучия. Часто солонка входила в состав девичьего приданного. Солонку изготавливал или покупал отец невесты, которая привозила ее в дом будущего мужа, где эта солонка считалась ее собственностью, частью ее родительского дома, ее девичьей жизни.

Не менее выразительными и удобными были резные блюда и доски для подачи хлеба, пирогов, пряников и других выпечных изделий.

Самым большим разнообразием форм и способам украшений отличались деревянные ложки. Форма их определялась назначением (разливальные ложки-черпаки, ложки для супа, ложки для соли и т.д.). Делали ложки белыми, крашенными, с резными украшениями на ручке.

Роспись по дереву

Об искусстве росписи по дереву судить очень трудно при отсутствии исследований по этому виду народного искусства и, главное, произведений, редко встречающихся в современном обиходе. Вместе с тем по сообщениям жителей, в каждом Тверском уезде были свои маляры, красильщики, живописцы, иконописцы, украшавшие росписью резные предметы: солонки, ложки, прялки, шкафчики, столы, сундуки, диваны, дуги, сани. В большинстве росписей колорит сдержан, только иногда встречаются росписи пестрого мелкого цветочного орнамента по белому или черному фону. Интересно производилась роспись дуг, которые сохранились даже до наших дней. Дуги, расписывали, практически на всей территории Тверской земли.

Плетеные изделия из бересты

Повсеместно распространенные в Тверской губернии традиционные плетеные изделия из бересты издавна употреблялись в крестьянском быту, как и во многих местах России.

В 10-15 веке берестяная и плетеная утварь, особенно короба, лукошки, туеса имели большое распространение по всей территории Тверского края для хранения продуктов, вещей, из бересты плели детские игрушки, лапти, кузова.

Короба изготавливались из луба – волокнистой части коры липы и некоторых других деревьев. Крупные неокрашенные короба (коробья), назывались «лубянки», имели привлекательную глянцевитую гладкую поверхность. Их делали в Калязинском, Осташковском, Старицком уездах. В них хранили белье, наряды, приданое, рукоделье.

Широко известны плетеные берестяные изделия, которые выполняются из пластовой бересты. Это туеса – небольшие цилиндрические сосуды с тугой крышкой для кваса, меда и переноски жидкостей.

Разнообразны изделия, выполненные из узких берестяных лент (лыка) с очень плотным переплетением, образующим узор в виде квадратных ромбических клеток с равномерным спокойным ритмом. Великолепные декоративные качества бересты, с ее красивой бархатистой поверхностью и густо-желтым, красно-коричневым или холодновато-белесым цветом. Среди разнообразия форм встречаются всевозможные корзины – с прямыми стенками, крупные круглые с плоской крышкой для хранения одежды и более мелкие для других хозяйственных нужд.В основном это корзины «наборушки» для ягод, «кошели» (пестернь, заплечник) – вместительные заплечные сумки для ягод, грибов, орехов, поклажи.

Другие широко распространенные изделия выполнялись спиральным плетением из гибких светлых еловых или слегка желтоватых сосновых корней. Из этих корней заготавливались тонкие ленты (лыко), которые плотно обвивают более толстые корни спиральной основы сосуда. В сплетенных таким образом сосудах хранили зерно, муку, овощи, ягоды, грибы и т.п.

Иным способом выплетались изделия из лозы - тонких прутьев прибрежного кустарника ивняка. В Новоторжском Старицком, Ржевском, Осташковском уездах при изготовлении простых корзин для ягод, грибов, овощей использовались длинные гибкие прутья без сучков и веток.

Декоративной отделкой берестяных изделий служила роспись, тиснение и чеканка.

Кузнечное ремесло

Одним из самых красивых видов народного искусства является, художественная обработка метала. Тверь в конце 16 – начале 17 века Тверь была значительным центром металлообрабатывающего ремесла. Деревенские кузнецы из местной болотной руды изготавливали разные необходимые предметы: сохи, косы, серпы, топоры, ножи, гвозди, замки. Давние художественные традиции появлялись в затейливых искусных узорах просечного железа (к кровлям и водостокам крестьянских изб), в фигурных очертаниях металлических кованых пластин «жиковин», железных узорных решетках, в литых изделиях. Кузнечное ремесло было распространено в Весьегонске, Вышнем Волочке, Осташкове, Торжке, Старице, Твери, Калязине, Кашине.

Гончарное производство

Гончарное производство относится к более древним видам народного искусства, связанного с глубокими вековыми традициями (17, 18 сл.) К концу 19 века гончарное ремесло было развито в Весьегонском уезде, Бежецком, Кашинском и менее в Тверском и Новоторжском. Гончарное производство было связано с местонахождением хорошей глины. В Тверском крае встречается преимущественно красная глина и значительно реже – залежи высококачественной белой глины. Многие гончары работали семьями и обжигали свои изделия в обычных русских печках. Другие «глинотопы» имели за своей деревней «горшечни», порой артельную «гончарку», либо гончарный «завод» с горном, построенные совместно тремя - шестью мастерами, и обжигали по очереди. Дешевая и удобная глиняная посуда имела широкое применение в крестьянском обиходе. Самый крупный фарфорофаянсовый завод был открыт в селе Кузнецова (Конаково). На нем выпускали не только посуду, но и декоративные тарелки, и маленькие жанровые фигурки.

Кубовая набойка

Тверская губерния была крупным и значительным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Здесь не только развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Занимались кубовой набойкой – в Псковском, Оленецком, Каргопольском и других уездах. С начала 19 века этот промысел получает в Твери широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занималось примерно пятьдесят деревень, а в других производством досок. Набойку, по-местному «узору», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая, пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые простые рисунки. После просушки «лощилом», то есть округлым стеклом, наводится глянец. Все подсобные работы, такие как прием и выдача заказов по жребию производили женщины, которые были в семье красильщика. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста и пряжи в разные цвета.

Народная одежда

Народная одежда Тверской земли относится к северо-великорусской и сохраняет многие глубоко традиционные черты, слабо изменяясь во времени . Старинного покроя домотканая мужская косоворотка и порты так же, как и льняная женская рубаха с сарафаном, повсеместно употреблялись еще в 1920 годы. Рассматривая народную одежду можно долго перечислять ее интересные замыслы, особенности, цвет. Все уезды имели свою народную одежду, которая отличалась от одежды других уездов вышивкой, покроем, цветом и т.д. Народная одежда, делилась на очень много функциональных видов, например, нарядная, венчальная, крестильная - ее название говорит о том при каких обстоятельствах он должна быть одета, повседневная, даже была одежда для сенокоса и жатвы предназначенная именно для этого вида труда. Еще более интересны были головные уборы. Которые тоже были в каждом уезде свои. Специально для одежды изготовлялись пояса. И как водится, они были очень красивыми, яркими.