Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство (стр. 5 из 5)

Ручное ткачество

В художественном наследии Тверской земли большой интерес представляет народное ткачество, привлекающее стародавними техническими приемами, богатым оригинальным наследием, композиционном и колористическим искусством. Повсеместно мастерицы превосходно владели простыми и сложными методами ручного ткачества, о чем свидетельствует большая весьма разнообразная коллекция Сергиево- Посадского музея 19 начала 20 века. Она содержит огромное число отдельных фрагментов браного и закладного ткачества, предназначенного для декоративного убранства народной одежды и других предметов, и всевозможные образцы льняных и шерстяных тканей, а также сшитые из одноцветной и многоцветной домотканые предметы – рубахи, сарафаны, скатерти, юбки, передники, полотенца, одеяла, полотенце.

Кружево и вышивка

С 17 века кружевоплетение в Тверской области успешно развивалось в Калязине и Торжке. Оригинальным характером отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом по памяти, без сколков, без счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток. Уникальная коллекция народных вышивок тверской земли в собрании музея Сергиево-Посада свидетельствует о поразительном богатстве орнаментального наследия, сохранившего глубокие традиционные самобытные черты и весьма своеобразные специфические стилевые признаки. В многообразном орнаментальном наследии тверской вышивки большую художественную и научную ценность представляет широкий круг архаичных сюжетов. Особое место занимают среди них зооморфные и антропоморфные мотивы, распространенные в нескольких волостях Весьегонского уезда. В вышивке использовались множество приемов. Повсюду распространен «крест», значительно реже, в основном в северных районах «счетная гладь», «набор». Очень популярной, среди карел в северо-восточной части Весьегонского уезда, мелкие глухие односторонние счетные швы, в особенности «косая стежка». Реже используется гладь «кирпичиком» и «поддевчатый шов». Последний встречается в Ржевском уезде. Из глухих односторонних свободных швов, выполняемых по предварительно нанесенному на ткань рисунку, повсеместно встречается «тамбур», в том числе и на цветных фабричных тканях, крайне редко используется «верхошов». В ряде уездов (Осташковском, Вышневолоцком, Новоторжком) применяется своеобразный прием «настила по сборкам» ткани в виде орнаментальных узких кайм на женских и мужских рубашках. В некоторых уездах сохранились самобытные традиции золотного шитья. В Торжке, в его самом прославленном центре, оно выполняется по бархату, сукну, кисее, очень плотно настилаемыми нитями без прикрепа, так называемым «кованым» швом. Значительное развитие этого шитья приобретает в Весьегонском уезде, где производится по разному настилу узором «клопчик», иногда в простой «косой ряд» с обводкой контура узора цветными нитками, и сочетается с блестками. Реже оно делается в Осташковском уезде (а также в Ржевском, Бежецком) по льняному настилу, обшивается по контуру узора шнуром, считается с цветными стеклами, блестками. Шитье из мелкого местного речного жемчуга и бисера производится в западных уездах – Осташковском, Ржевском, Старицком. Большой интерес представляет богатой колористическое многообразие вышивки.