Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);
· утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы:
· «Импрессионизм в музыке и живописи»;
· «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;
· «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;
· «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;
· «Драматургия русских народных песен»;
· «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;
В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);
o выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);
o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);
o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· метод эмоциональной драматургии;
· метод интонационно-стилевого постижения музыки;
· метод художественного контекста;
· метод создания «композиций»;
· метод перспективы и ретроспективы;
· метод проектов.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.
Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Формы контроля | |
I четверть«Музыкальный образ» | 9 час. |
| ||
1. | Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С. | 1 ч. | ||
2. | Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке. | 1 ч. | ||
3. | Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина. | 1 ч. | ||
4. | Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. | 1 ч. | Викторина по произведениям С.В. Рахманинова. | |
5. | Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена | 1 ч. | ||
6. | Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки | 1 ч. | ||
7. | Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки. | 1ч. | ||
8. | Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж. | 1 ч. | ||
9. | Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ» | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ» | |
II четверть «Музыкальный образ» | 7 час. | |||
10. | Образы движения в музыке | 1 ч. | ||
11. | Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена | 1 ч. | Викторина по произведениям Ф. Шопена | |
12. | Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма. | 1 ч. | ||
13. | Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала. | 1 ч. | ||
14. | Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича | 1 ч. | ||
15. | Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов | 1 ч. | ||
16. | Обобщение темы четверти «Музыкальный образ» | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ» | |
III четверть«Музыкальная драматургия» | 11 ч. |
| ||
1. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки | 1 ч. | ||
2. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки | 1 ч. | Викторина по произведениям Л. Бетховена | |
3. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена | 1 ч. | ||
4. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена | 1 ч. | ||
5. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига | 1 ч. | Викторина по произведениям Э. Грига | |
6. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига | 1 ч. | ||
7. | Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки. | 1 ч. | ||
8. | Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов. | 1 ч. | ||
9. | Драматургия русских народных песен | 1 ч. | Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции». | |
10-11. | Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия» | 2 ч. | Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» | |
| VI четверть«Музыкальная драматургия» | 8 ч. |
| |
12. | Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского. | 1 ч. | ||
13. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта. | 1 ч. | ||
14. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта. | 1 ч. | Викторина по произведениям В.А. Моцарта | |
15. | Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. | 1 ч. | ||
16. | Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. | 1 ч. | Викторина по произведениям Чайковского | |
17. | Музыка войны | 1 ч. | Мини-сообщения на темы: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне». | |
18. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана». | 1 ч. | ||
19. | Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия» | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме «Музыкальная драматургия» | |
За учебный год: | 35ч. |
Календарно-тематический план программы по музыке для 7 класса