Смекни!
smekni.com

Методическое письмо Опреподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования Государственный стандарт общего образ (стр. 4 из 7)

- названо имя писателя без указания конкретных произведений: определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено творчество В.М.Шукшина, М.М. Зощенко, А.П.Платонова, и др.);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (например, писательские имена сгруппированы в рекомендательные списки: "поэты пушкинской поры", "Поэзия конца XIX – начала XX вв», "Литература народов России" и др.)

Таким образом, в значительном числе случаев стандарт предоставляет учителю и составителю рабочей программы осуществить свой выбор художественных произведений. Однако степень конкретизации перечня произведений на разных ступенях образования различна. Стандарт старшей школы наполовину состоит из конкретно названных произведений, тогда как стандарт основного общего образования предоставляет больше возможностей для реализации индивидуальных творческих решений (лишь треть перечня состоит из конкретно указанных произведений, в 70% случаев предоставляется право выбора произведения).

Реализация внутрипредметных связей

В процессе изучения литературы учителю необходимо рассматривать произведение в историко-литературном контексте, усиливать внутрипредметные связи курса.

В Требования к уровню подготовки выпускников включено умение сопоставлять различные произведения, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Культуру литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты формируют внутрипредметные связи курса, предполагающие взаимодействие литературного материала в пределах одной литературной эпохи и на вневременном уровне. Речь идет о связях художественно-универсальных ("вечные образы" культуры), межтекстовых (цитаты, реминисценции, вариации, заимствования и т.п.) и историко-биографических (различного рода творческие контакты между писателями).

Разгрузка содержания образования.

Разгрузка обязательного минимума содержания литературного образования не привела к разрушению фундамента отечественного литературного образования. Она проведена с целью снятия перегрузки учащихся и сохранения возможностей построения реалистичных авторских программ. Нормализация учебной нагрузки учащихся осуществлена в стандарте за счет иного распределения учебного материала между двумя ступенями общего образования, выделения части материала курсивом, предоставления в значительном числе случаев свободы выбора произведения, ограничения перечня художественных произведений определенным числом произведений.

В стандарте последовательно проведена установка на изучение целостного текста художественного произведения. Курс литературы опирается на текстуальное, а не на обзорное изучение произведений, включенных в обязательный минимум. Однако с учетом ограниченного учебного времени небольшое число произведений снабжено пометами, указывающими на возможность изучить текст не в полном объеме. В стандарте основной школы этот принцип распространяется на ряд произведений зарубежной литературы: предлагается изучать фрагменты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, «Божественной комедии» Данте, романа «Дон Кихот» М.Сервантеса, «Фауста» И.-В.Гете. В курс русской литературы с пометой "обзор" включен только роман «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (обзор предполагает общее знакомство с тематикой и проблематикой произведения без привлечения текстуального анализа). Не в полном объеме предлагается изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (можно ограничиться тремя главами).

В стандарт средней (полной) школы (базовый уровень) с пометой "обзор" включены два романа: "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина и "Доктор Живаго" Б.Л.Пастернака. Роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон» дается с другой пометой - "обзорное изучение", что требует от учащихся знакомства с полным текстом романа, однако на уроках анализируется только основная тематика и проблематика произведения, центральные образы и ключевые эпизоды, наиболее важные художественные особенности романа-эпопеи.

В стандарте средней (полной) школы (профильный уровень) с пометой "обзор" дан только роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?"; "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина дана с пометой "обзорное изучение". Роман Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" изучается обзорно с анализом отдельных фрагментов.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития учащихся (реализация в предметном содержании)

Преподавание литературы ориентировано на возрастную специфику учащихся, на перспективы развития их личности и широкий спектр их интересов. Одним из основных критериев отбора художественных текстов в обязательный минимум является их соответствие возрастным особенностям учащихся. Вместе с тем большая часть этих текстов не относится к произведениям, специально написанным для детей, однако обращение к ним в процессе освоения школьного курса литературы соответствует задачам развития детей и подростков. Высокие художественные достоинства отобранных произведений, гуманистический пафос и богатство их проблематики оказывает позитивное формирующее влияние на личность обучающегося.

Распределение учебного материала по двум ступеням общего образования соответствует принципу возрастающей сложности. Например, в основной школе творчество И.С.Тургенева представлено небольшими произведениями (рассказы, повесть, стихотворения в прозе), а в средней (полной) школе - романом "Отцы и дети"; творчество Л.Н.Толстого в основной школе также представлено рассказами и повестью (по выбору), в старших классах - романом "Война и мир". Отбор произведений для старшей школы учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа. Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики (в стандарт включены фрагменты статей Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева, А.В.Дружинина, Д.И.Писарева). Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох. Обязательный минимум для классов с профильным уровнем изучения предмета допускает некоторое расширение списка изучаемых произведений: трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю.Лермонтова "Демон", роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", пьеса А.Н.Островского "Лес", одна из пьес А.П.Чехова (помимо "Вишневого сада"), одно произведение (по выбору) Л.Н.Андреева, одна поэма (по выбору) С.А.Есенина, рассказы И.Э.Бабеля, роман "Мы" Е.И.Замятина, одно произведение (по выбору) В.В.Набокова, лирика Н.А.Заболоцкого, фрагменты романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Увеличивается на одно-три произведения и число произведений малой формы (стихотворения, рассказы). Все эти произведения не включаются в материал для организации итогового контроля. В целом профильный уровень предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне (различие в степени глубины анализа произведения показано в примерных программах, которые детализируют стандарт).

Реализация межпредметных связей.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет "Литература" также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта "Основные историко-литературные сведения" даются некоторые установки на реализацию данных связей: "Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)".