Смекни!
smekni.com

Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе» (стр. 4 из 4)

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания литературы с учетом результатов ЕГЭ 2007 года

Результаты ЕГЭ разных лет показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений, отобранных в школьную программу, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности – в ответах на проблемные вопросы (сочинение). Как правило, выпускники, осознанно освоившие школьный курс литературы, свободны и самостоятельны в своих суждениях на литературные темы, способны к глубокому анализу художественного текста, в том числе в формате единого государственного экзамена. Таким образом, главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Результаты экзамена показывают, что различия в учебных достижениях выпускников проявляются в основном в разной степени системности овладения курсом литературы, в полноте охвата его материала и в глубине понимания взаимосвязи его частей.

Анализ экзаменационных работ выявляет большой разрыв между отличниками и остальными группами учащихся. Для сравнения приведем описание уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, получивших на экзамене отметку «два» и отметку «пять».

Выпускники, получившие на экзамене неудовлетворительную отметку, не достигают необходимого уровня знаний и умений при выполнении заданий всех типов. Знания этой группы учащихся носят бессистемный характер, уровень овладения общеучебными и специальными умениями крайне низок. Лучше они выполняют задания, ответы на которые требуют минимальных знаний. Они путают данные, связанные с хронологией творчества писателя, не указывают место действия в произведении. Учащиеся этой группы слабо выполняют задания, требующие умения анализировать текст, называть или находить в тексте средства художественной изобразительности, характерные для автора, практически не справляются с написанием сочинения, часто даже не приступая к выполнению задания третьей части.

Выпускники, получившие на экзамене отметку «пять» имеют представление:

- о путях развития русской литературы, об особенностях литературных направлений и творческого метода писателя;

- о родо-жанровом многообразии русской литературной классики;

- о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе;

- о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования;

- о «сквозных» темах и мотивах русской литературы.

Выпускники этой группы умеют:

- определять хронологию творчества писателя или событий, отражённых в эпических и лирических произведениях;

- определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов;

- рассматривать произведение в контексте развития литературы;

- выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений;

- кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения и его фрагмента;

- анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел;

- создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему проблемно-аналитического характера; самостоятельно выявляя проблематику произведения, используя в процессе анализа необходимые теоретико-литературные понятия, ясно и последовательно излагая свои мысли.

Сравнение уровней учебных достижений этих двух полярных групп экзаменуемых позволяет выявить приоритеты при организации учебного процесса.

В предыдущих методических письмах были даны рекомендации, которые, судя по результатам ЕГЭ 2007 года, не утратили своего значения. В них указывалось на особую важность организации повторения изученного материала, на необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, предлагалось активно использовать на уроках методику "медленного" чтения, совершенствовать приемы работы с эпизодом или сценой, формировать у учащихся умение анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание было уделено рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей "контекстного" рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п.

Вновь подчеркнем, что решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

В методическом письме 2006 года были кратко перечислены методы, позволяющие формировать умение писать сочинение. Целесообразно вновь сделать акцент на этой проблеме. Учебный процесс рекомендуется строить с использованием следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:

- регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах – не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);

- письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

- реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);

- проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения, (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.);

- проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы и др.);

- систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

- анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление тезиса или исключение лишних рассуждений, обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения, формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса, подбор иллюстраций из текста, исправление речевых и стилистических ошибок и др.);

- последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов.

В заключении следует подчеркнуть, что подготовка к экзамену подобного типа не потребует от учителя и учащихся штудирования вариантов тестовых заданий: отработка экзаменационного материала должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ и написании сочинений. При этом принципиально важной установкой является нацеленность экзамена не на воспроизведение учащимися разного рода историко- и теоретико-литературных «изысков», а на проверку основных, определенных государственным образовательным стандартом и умений и навыков работы с художественным текстом.

Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по литературе

д.п.н. С.А. Зининым и к.п.н. Э.А. Красновским, Л.Н. Гороховской

на основе аналитического отчета

«Результаты единого государственного экзамена 2007 года»,

размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).