Европейский ледниковый щит в максимальных границах распространения ' занимал площадь 5764 тыс. км2. Мощность ледникового щита,достигала 4000 м.и более, а высота поверхности - 3500 м»,т. е. под давлением льда поверхность материка испытывала погружение на 500-700 м. Центрами оледенения были Фенноскандия и острова Новой Земли. Льды Европейского щита распространялись на шельф Баренцева. Норвежского. Белого и Карского морей. Южная граница оледенения при максимальном развитии доходила до широты 48 .
Исследования последних десятилетий показали, что- для Русской платформы максимальное оледенение приходится не на средний плейстоцен, как это считаюсь до недавнего времени, а на ранний плейстоцен (донской горизонт). Днепровское оледенение было максимальным для Украины. Днепровский и Донской ледниковые языкш имеют разный возраст.
От ранних ледниковых эпох к более поздним суровость климата нарастала, а площадь оледенений уменьшалась. Пики понижения глобальных температур, приходившиеся на ледниковья, накладывались на общую глобальную тенденцию к похолоданию, характерную для позднего кайнозоя. Для развития же оледенения гаебуются не только-.суровые климатические условия, но и атмосферные осадки., I Тарастание суровости вызвало рост морского оледенения и, следовательно, сокращение атмосферных осадков. Поэтому если в раннечетвертичные ледниковые эпохи шачительную роль сыграли восточные центры оледенения - Новая Земля, Полярный Урал - и оледенение значительно распространилось на востоке Русской равнины (Донской язык), то позднее, в среднем плейстоцене, при нарастающем похолодании и увеличении площади морских льдов проникновение на восток влажных воздушных масс уменьшилось. Соответственно сократилось оледенение восточных районов, и hi первый план выступил западный центр оледенения - Фенноскандия. В позднем плейстоцене, при еще большей суровости климата, сократилось и оледенение, связанное с западным центром.
V0 Урало-Сибирские ледниковые покровы были меньше Европейского щита.
Площадь их, по разным оценкам, от 4300 тыс. км2 до 2700 тыс. км2, причем пюследней цифре ныне отдается предпочтение. Южная граница максимального оледенения проходила на тысячу километров севернее, чем в Европе. Центрами оледенения были Полярный Урал, Новая Земля, плато Путорана, горы Бырранга. ;На Северо-Востоке России вследствие сухости климата оледенение захватило только горы и предгорья.
' JР Yc ^ Северной Америке оледенение было наиболее мощным. Общая площадь ледников достигала 17,8 млн. км2; их южная граница доходила до 38е с.ш.,. т. е. до современного субтропического пояса. Северо-Американский ледниковый покров состоял из грех сросшихся щитов: Лаврентийского, Кордильерского и Гренландского, со своими отдельными центрами оледенения. Ледник захватывал шельф Гудзонова залива и Канадского Арктического архипелага. Широкому распространению материковых оледенений на шельфе способствовало эвстатическое понижение уровня океана на 100 м за счет консервации огромных масс воды в ледниках.
В результате этого Берингов пролив осушался и Аляска смыкалась с Чукоткой через так называемую Берингийскую сушу. При этом, вследствие сухости климата в высоких широтах, большая часть Аляски и Чукотки были свободны от оледенеть. Через сухопутный мост происходила миграция фауны и древнего человека. Дазьнейшее заселение Америки шло через уникальный Северо-Американский безледный коридор: Кордильерский и Лаврентийский щиты смыкались сравнительно ненадолго - при максимальном развитии оледенения; в остальное время между ними существовало свободное от льда пространство. Таким образом, через Берингийский сухопутный мост и Северо-Американский безледный коридор человек проник в Америку, где. как известно, j . не было человекообразных обезьян.
J Особенности климата ледниковых эпох. На протяжении каждой ледниковой
эпохи выделяется раннеледниковое время с прохладным и влажным климатом, благоприятствующим росту ледников; среднеледниковое время стабильного положения ледников с очень холодным и сухим климатом; позднеледниковое время с посгепенным потеплением климата, приводящим к таянию ледников.
Оледенение развивалось как самовозбуждающийся процесс; механизм возникновения его изучен на примере начала калининского времени. Для первоначального оледенения Скандинавских гор было достаточно понижения температуры по сравнению с современным всего на 2°. При этом 'снеговая граница опускалась до 1200 м и достигала уровня максимального выпадения осадков. [За счет большего количества осадков в виде снега происходило дальнейшее снижение снеговой границы до 700 м: при этом возникло горное оледенение в радиусе порядка .5" широты. Существювание такого ледника вызвало дополнительный охлаждающий эффект около 31 за счет высокого атьбедо и г осподства над ледником антициклональных условий. Однако понижение температур на 5 было недостаточным для распространения ледника на равнины Балтийского щита. Причиной дальнейшего похолодания считают увеличение деловитости Северного Ледовитого океана и снижение температуры воды в Северной Атлантике.
Интенсивный рост ледника стимулировался не столько значительным похолоданием, сколько обилием твердых осадков. По мере роста ледннка количество осадков сокращаюсь в связи с господством антицйклоначьных условий и сокращением испарения с поверхности морей из-за снижения температур и развития морского оледенения. Поэтому дальнейший рост ледника проходил за счет снижения летних температур и, следовательно, сокращения абляции. Образование ледниковых щитов требовало длительного времени. По B.C. Калеснику, скорость продвижения ледника оценивается примерно в 100 м/год, т. е. 1000 км ледник проходил за 10 тысяч лет. Чем больше увеличивался ледник и чем больше усиливалось похолодание, тем меньше выпадала твердых осадков. Это было одной из причин того, что рост ледников имел предел. Вторая причина заключалась в том, что чем в более низкие широты выходил ледник, тем больше солнечной радиации получала его поверхность и, следовательно, тем интенсивнее шла абляция. Наступление ледника, его стабильное положение или деградация определялись балансом поступления льда из области питания и расхода льда вследствие абляции.
Наиболее суровый климат в среднеледниковое время определялся охлаждающим эффектом обширной, высоко поднятой снежно-ледяной поверхности ледниковых щитов на атмосферную циркуляцию и радиационный режим. Температурные характеристики для ценгральной части ледникового щита валдайской эпохи следующие: средняя температура самого холодного месяца -46°; самого теплого -18°; годовая -32^ Около края ледяика средние температуры летом достигали +2°, что определяло его абляцию.
В позднеледниковое время общее потепление климата Земли и постепенное нагревание вод океанов вело к ослаблению и разрушению антициклона над ледником. Морские воздушные массы были более холодными, чем ныне, но и значительно менее влажными. Баланс льда изменялся на отрицательный, и ледник деградировал. На протяжении позднеледникового времени климат оставался сухим и в то же время постепетвю менялся в сторону потепления.
/у Природные условия перигляциальных зон во время оледенений напоминали современные тундровые, но и существенно отличались рт них. Эти отличия связаны, главным образом, с тем, что в плейстоцене перигляциальные зоны располагатись значительно южнее современных тундр и получали большую солнечную радиацию. В отношении климата перигляциальных зон существуют две точки зрения. По первой (распространенной среди геологов); холодный климат перигляциальных зон определялся непосредственным охлаждающим влиянием ледника,, а потому к перигляциальной зоне правомерно относить лишь узкую полосу вдоль края ледника шириной около 100 км. По другой точке зрения (более распространена среди географов) полоса перигляциальной зоны определялась не охлаждающим влиянием льда, а общим планетарным похолоданием. Сами ледники были тоже следствием похолодания. Похолодание-вызвало перестройку системы циркуляции атмосферы и смешение климатических зон. ( ^ответственно,; ширину перигляциальной зоны следует определять не механически, а исходя из конкретных палеогеографических условий.. Наконец, некорректна сама постановка вопроса о том, являются ли оледенения только следствием или только причиной изменения климата. Как было показано выше, обшие тенденции образования или таяния ледниковых покровов определяются изменениями глобального климата, но. однажды возникнув, ледник сам становится климатообразуюшим фактором (как и любой фугой тип подстилающей поверхности).
Факты говорят о том, что во время ледниковий ширина зоны многолетней мерзлоты доходила до сотен и тысяч километров (до низовьев Волги, Днепра, и Дона, озера Балхаш). В этой зоне активно проявлялись морозное выветривание, криогенные нарушения в горных породах,=солифлюкция, эоловые процессы и так далее.
j Зональность и характер ландшафтов в ледниковые эпохи; отличались от современных. Климат перигляциальной зоны был, несмотря на большую солнечную радиацию, суровее, суше и континентальнее, чем в современной тундре. В отличие от нее перигляциальная зона сменялась на юге не лесом, а лесостепью и степью. Лесная зона в ледниковые эпохи деградировала и выпадала из зональности. Лаидшафты перигляциальной зоны характеризовались смешением черт, свойственных тундре, лесостепи и степи. В них сочетались растения моховых и лишайниковых тундр, озер и болот, травянистых и ковыльных степей, солончаков. На южных склонах нередко сохранялась древесная растительность, в т.ч. даже лиственные виды. Современные ландшафты - аналоги перигляциальных тундростепей и тундролесостепей ледниковых эпох плейстоцена неизвестны.