Смекни!
smekni.com

№48 Фармация (стр. 72 из 142)

Экспериментально доказано эстрогеноподобное действие витаминов В2 и В6, которые синергидно с эстрадиолом увеличивают массу матки у овариэктомированных крыс [4]. Витамин В1 усиливает действие эстрадиола, не проявляя самостоятельного эстрогеноподобного эффекта [2]. Известно также, что подавляющее действие на систему гипофиза оказывает дефицит никотиновой кислоты. Недостаточность витамина Е в организме девочек-подростков отрицательно влияет на функцию гипоталамуса, способствует изменению процессов биосинтеза простагландинов (эйказаноидов) - гормонов тканевого уровня, при нарушении синтеза или обмена которых возникает дисменорея [3,5]. Простагландиновая теория лежит в основе объяснения возникновения болезненных менструаций и нарушения истечений менструальной крови [2,6].

Гиперфункция провоспалительных простагландинов PgE2, PgF2L определяет степень порога болевой чувствительности, выраженность нейровегетативных отклонений, а также нарушения синхронизации сократительной деятельности миометрия, приводя к статическим сокращениям матки [5]. Таким образом, при любой форме нарушений менструальной функции наблюдается широкий диапазон обменно-эндокринных и нейро-эндокринных нарушений, уровень которых зависит от обеспеченности организма витаминами. С современных позиций витамины рассматриваются как регуляторы-тригеры ферментов, без участия которых невозможно согласование во времени и пространстве множества биохимических процессов, а значит, и обмена веществ [4,7,8]. В связи с этим нами проведено исследование клинических проявлений нарушений менструальной функции в зависимости от витаминного статуса у девочек-подростков, а также лечение этих состояний поливитаминным препаратом Алвитил, содержащим витамины в дозах, соответствующих суточной потребности [4].

Цель

Оценка витаминного баланса у девочек-подростков с нарушением менструальной функции по сравнению с контрольной группой (девушки с нормальным менструальным циклом), а также динамическая оценка влияния Алвитила на клинику гинекологических заболеваний, клинику проявлений витаминной недостаточности и на уровень концентрации витаминов А, С, Е, PP, В1, В2, В6 в плазме крови (ПК) у обследуемых.

Материалы и методы

Для исследования были отобраны 20 девушек с нарушениями менструальной функции (1 группа) в возрасте 13-17 лет (средний возраст составил 15,3 лет) и 20 сверстниц, проходящих курс реабилитации в дневном стационаре в связи с нарушениями в осанке, имеющих нормальный менструальный цикл (контроль, 2 группа).

У 8 (40%) девушек 1 группы были диагностированы ювенильные дисфункциональные маточные кровотечения, характеризующиеся ацикличностью менструаций, сопровождающиеся задержкой наступления менструации в 2-3 недели, гиперполименореей без выраженного болевого синдрома и вегетативных отклонений. У 10 (50%) девушек 1 группы отмечалась первичная альгодисменорея, характеризующаяся интенсивным двусторонним болевым синдромом в гипогастрии, иррадирующим в крестцово-ягодичную область на фоне гиперполименореи. Наступление болевого синдрома отмечалось в 1-й день цикла и длились от 1 до 3 дней. Боль имела интенсивный характер и нередко приводила к потере работоспособности. У 2 (10%) девушек был диагностирован предменструальный синдром нервно-психической формы, характеризующийся повышенной раздражительностью, плаксивостью, нагрубанием молочных желез за 3-4 дня до начала месячных. В ходе осмотра гинеколога и дополнительного обследования (УЗИ органов малого таза, мазок на флору, общий и биохимический анализ крови, определение половых гормонов и щитовидной железы, реакция на ВИЧ-инфекцию, реакция Вассермана) у всех девушек были исключены первоначально органические заболевания половой сферы (опухоли, аномалии развития, инфатилизм, инфекционные, вирусные, воспалительные изменения, эндометриоз). У девушек с выраженной менореей проводилось обследование на гемостаз (расширенная коагулограмма, определение фактора Виллебранда) для исключения геморрагических диатезов. Обращало на себя внимание наличие у всех обследованных отягощенных факторов в перинатальном периоде (табл. 1), а также наличие сопутствующей патологии (табл. 2).

Таблица №1. Неблагоприятные факторы развития нарушения менструальной функции у обследованных девочек-подростков

Таблица №2. Сопутствующая патология у девушек с нарушением менструальной функции

Средний возраст наступления менархе у исследуемых: девушек с ЮМК составил 13,4 лет, с альгодисменореей - 12,3 лет, с ПМС - 13 лет. Средняя продолжительность менструального цикла у обследованных девушек с ЮМК была 30-33 дня, с альгодисменореей - 27-28 дней, с ПМС - 21-23 дня. Длительность менореи: у девушек с ЮМК - 7-8 дней, с альгодисменореей - 5-6 дней, с ПМС - 5-6 дней. Половая формула и физическое развитие всех девушек соответствовали возрасту. Наиболее постоянные вегетативные расстройства отмечались в подгруппе больных с альгодисменореей. Пик вегетативной патологии приходился на период за 3-4 дня до менструации и/или на первые сутки менструации. У девочек с ЮМК вегетативные расстройства были не столь выражены, но отмечались по всем 10 пунктам (табл. 3). Длительность заболевания составляла у девушек с ЮМК около года, с ПМС и альгодисменореей - 2-3 года.

Таблица №3. Вегетативные расстройства у девушек с нарушением менструальной функции

Поливитаминный комплекс Алвитил назначался в дозе 10 мл в сутки курсом 30 дней. Данные по всем девушкам до начала и по окончании терапии препаратом Алвитил заносились в структурированный опросник по выявлению дисбаланса витаминного статуса.

Состояние витаминного статуса по витаминам A, С, Е, В1, В2 и В6 оценивали по показателям концентрации витаминов в плазме крови. Забор периферической крови осуществлялся из локтевой вены в количестве 5 мл на голодный желудок с 8:00 до 8:30 утра. Кровь подвергалась центрифугированию в течение 15 минут при скорости 3000 об/мин. Для анализа отделялась ПК. Для определения концентрации витаминов В1, В6, А и Е использовался жидкостной хроматограф фирмы "Shimadzu", Япония (модель С-3А) с регистрирующим интегратором той же фирмы (модель С-R-6А) и колонкой "Диасорб 130-16СТ" (150Х4 мм, 7 мкм). Для определения концентраций витаминов В использовался спектрофлуориметр "Hitachi", Япония (модель F-2000).

Витамины А и Е в плазме крови определяли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) в обращенно-фазном варианте в изократическом режиме со спектрофото-метрическим детектором [7,10]. Время появления пиков витаминов А и Е соответствовало по времени удерживания пикам стандартных образцов (витамин А - 3,7 мин, витамин Е - 9,6 мин). Количественное определение витаминов проводили методом абсолютной калибровки.

Витамин С определяли методом визуального титрования, используя окислительно-восстановительную реакцию с 2,6-дихлор-фенолиндофенолятом натрия (реактивом Тильманса). Этот интенсивно окрашенный реагент в кислой среде в ходе реакции переходит в бесцветную лейкоформу. Титрование проводили до появления слабо-розовой окраски, устойчивой в течение 30 секунд [7]. Концентрацию витамина С определяли по количеству реактива Тильманса, пошедшего на титрование.

Витамин В6 (пиридоксина гидрохлорид) в ПК после предварительного осаждения белков хлорной кислотой определяли методом ВЭЖХ в изократическом режиме ион-парного варианта с флуориметрическим детектированием. Для этого к 200 мкл сыворотки крови добавляли 100 мкл 30% хлорной кислоты, перемешивали и цетрифугировали в течение 10 мин при 6000 об/мин. 20 мкл надосадочной жидкости наносили на колонку хроматографа. ВЭЖХ-анализ проводили методом обращенно-фазовой жидкостной хроматографии. Концентрацию определяли по предварительно построенному градуировочному графику.

Витамин В1 (тиамин) определяли в ПК методом ВЭЖХ в обращенно-фазном варианте в изократическом режиме с флуориметрическим детектором по модифицированной методике A.L. Bailey [10] и L. Bettendorff [11]. Для анализа отбирали 500 мкл сыворотки крови, добавляли к ней 100 мкл 30% трихлоруксусной кислоты (ТХУ). Полученный раствор центрифугировали при 5000 об/мин в течение 15 минут. Затем ТХУ экстрагировали диэтиловым эфиром. Количественное определение витамина В1 проводили методом абсолютной калибровки.

Витамин В2 (рибофлавин) в плазме крови определяли флуоресцентным методом титрования рибофлавинсвязывающим апобелком. К 1 мл исследуемой плазмы добавляли 100 мкл 100% ТХУ, после чего центрифугировали при 3000 об/мин в течение 5 мин. Затем к 0,6 мл надосадочной жидкости добавляли 200 мкл 4 М раствора калия гидроортофосфата и 2 мл воды. Концентрацию витамина В2 определяли по разнице флуоресценции растворов [7].

Оценку степени витаминной недостаточности витаминов В12, В5, фолиевой кислоты, биотина (концентрацию которых не определяли по техническим причинам) проводили в баллах по результатам клинико-симптоматического анкетирования.

Препарат Алвитил (сироп) был выбран как комплекс, полностью удовлетворяющий суточную потребность в витаминах, безопасный в плане развития аллергических и побочных реакций. Сироп Алвитил имеет натуральный приятный вкус сливы мирабель и содержит все необходимые для подростков водорастворимые (С, В1, В2, В5, В6, В12, РР, фолиевая кислота, биотин) и жирорастворимые (А, D, E) витамины.