Смекни!
smekni.com

по истории на тему «Древний Рим на пути к республике» (стр. 1 из 4)

Реферат по истории на тему

«Древний Рим на пути к республике»

Выполнил: ученик 11 «Б» класса

Чайкин А.В.

Ярцево, 1999 г.

айкин А.В.еник 11 "а тему

Самое важное в республике не только противостоять притеснению ее правителей, но и остерегаться несправедливости одной части общества по отношению к другой.*

Александр Гамильтон.

_________________________________

Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов». С. 470.

План.

1. Вступление.

2. Путь к республике:

· первые цари;

· царские реформы;

· борьба плебеев и патрициев;

· итоги борьбы;

· римская республика.

3. Заключение.

Вступление.

Название моей темы звучит, как ''Древний Рим на пути к республике''. Естественно, выбирая тему для своего реферата, я в первую очередь обращал внимание на то, про какую страну мне придется писать, а не про то, что именно про нее я должен буду описывать в своей работе. Вообще, ''Путь к республике'' звучит довольно настораживающе, так как сначала не понимаешь, на что нужно обратить больше внимания, но в процессе работы я пришел к выводу, что первые мои опасения были напрасными.

Итак, я выбрал тему, связанную с историей Древнего Рима. Я вообще предпочитаю изучать историю именно древних цивилизаций, несмотря на то, что эта история далека от наших дней и выглядит практически как сказка, если смотреть на нее глазами современного человека, ведь в то же время знание древней истории человечества является неотъемлемой частью современной жизни. Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Но от древних цивилизаций современного человека может оттолкнуть то, что люди в то время еще не располагали теми знаниями и достижениями, которые они начали готовить для своих потомков. Именно поэтому древние цивилизации представляются мне чем-то уникальным и, естественно, неповторимым этапом в нашей истории.

Древний Рим же был выбран мной, потому что я считал, что с поиском материала и литературы про историю Древнего Рима не возникнет проблем. Как выяснилось, я не ошибся.

Основными книгами, на которые я опирался при работе над своим рефератом, оказались ниже перечисленные экземпляры: ''История Древнего Рима'' под редакцией Кузищина; ''Древние цивилизации'' под редакцией Бонгард-Левина; ''История древнего мира'' под редакцией Вигасина. Все эти произведения довольно подробно описывают существование древнеримской цивилизации. Каждая книга написана множеством авторов, то есть каждый писал о том, что он лучше всего знает, но все равно в каждой по отдельности книге есть не все о Древним Риме, что вполне естественно. Должен отметить, что эти книги прекрасно дополняют друг друга, и если бы объединить их всех в одну, то у учеников, пишущих рефераты или доклады по истории Древнего Рима возникало бы куда меньше проблем.

Но эти книги не были объединены, и вряд ли когда-нибудь будут. И пришлось мне самому выбирать все самое необходимое для моей работы. В принципе мой реферат можно назвать объединением этих трех книг, пусть и в довольно узкой теме, которая звучит, как: ''Древний Рим на пути к республике''.

На самой заре истории, когда греки заселяли Балканские земли, родственные им племена италиков заняли соседний полуостров, который впоследствии назвали Апеннинским. Именно здесь 21 апреля 754 года до н. э. был заложен город Рим, с которого началась история великой Римской цивилизации.

До недавнего времени ранняя история Рима была известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов, и потому большинство историков конца XIX начала XX века считали ее не только вымышленной, но и непознаваемой. Но успехи археологии и лингвистики в последние десятилетия позволили преодолеть гиперкритическое отношение к сведениям античных авторов и расширить представления об истории и культуре архаического Рима. Они показали, что ряд преданий, содержащихся в книгах этих авторов, имеют реальную историческую почву.

По легенде близнецы Рем и Ромул, дети свергнутого царем Амулием Нумитора, были по приказу Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Они выросли и, узнав о своем происхождении, отправились с толпой примкнувших к ним пастухов на свободное место и основали город Рим. Но однажды братья поссорились, и Ромул убил своего брата, после чего он стал первым полноправным царем Рима. Так как все население Рима состояло из соратников Ромула, то есть из простых людей, то к ним относились презрительно все их соседи. И поэтому не выдавали за них своих дочерей. Тогда Ромул пошел на хитрость. Он устроил празднество в честь бога Нептуна и пригласил на него соседей сабинян с семьями. В разгар праздника дружинники Ромула бросились похищать сабинских девушек. Оскорбленные сабиняне сговорились и начали войну против римлян. Однако дело решили сами похищенные – они встали с мольбами между своими отцами и мужьями и помирили их, после чего римляне и сабиняне объединились в единую общину.

Во время своего правления Ромул привил важнейшие порядки в новом городе: учреждение сената, регулирование отношений патронов и клиентов, введение основных законов, он разделил народ на три трибы, 30 курий и каждую курию на 10 родов с обязанностью поставлять воинов в легион, насчитывавший 3000 пехотинцев и 300 всадников.

Вторым царем легенда называет сабинянина Нуму Помпилия, который упорядочил религиозную жизнь Рима и учредил ремесленные коллегии. Его сменил воинственный Тулл Гостилий. Он завоевал Альба-Лонгу, город разрушил, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, приходившийся внуком Нуме. Анк вел удачные войны с латинянами, включил большое число их в римское гражданство, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец родом из Этрурии Тарквиний, прозванный древним. При нем Рим начал отстраиваться: центральную площадь – форум – замостили; создали систему подземных сточных каналов, впадавших в центральную артерию, великую клоаку; построили цирк; воздвигнули храм на Капитолии. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни Туллия. Сервий Туллий обнес город мощной оборонительной стеной, организовал новое войско и провел реформы. Этот царь тоже пал от руки убийцы, своего зятя, который воцарился в Риме под именем Тарквиния, по прозванию Гордого. Седьмой царь правил тиранически, за что был изгнан. Тогда в Риме была установлена республика.*

Между тем, как бы не был правдивы произведения античных авторов, материалы источников показали, что Рим начала царского периода изображен приукрашенным, более мощным и культурным, чем он был на самом деле. Древнейшие римляне были примитивными пастухами.

В начале I тысячелетия до н. э., то есть в эпоху раннего железного века, на территории будущего Рима находились родовые поселки. Считается, что Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинам. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили люди в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Тут же люди пасли свой скот, тут же располагалось кладбище. Поселения защищались рвами, земляными насыпями, строились сторожевые башни.

Постепенно разрозненные поселки разрастались, объединялись между собой. Первыми объединились деревни Палатинского холма и возвышенности Велии, потом к ним присоединились остальные. На холме Капитолии построили общую для всех крепость. Этот период знаменуется с правлением Ромула. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

Итак, население Рима делилось на три трибы, а именно на Тициев, Рамнов и Луцеров. Считалось, что Тиции – сабины, Рамны – латины, а Луцеры – этруски, что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Но и с самого начала римское население в этническом отношении было неоднородным, хотя преобладали в нем латины и сабины, а этрусков еще не было.

Вторым элементом общества было 30 курий. Было признано, что курия – это союз мужчин-воинов.

Но основой социальной структуры были роды. Сначала их было сто, затем триста. Римский род царского времени был отцовским. Подобно греческому он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу защиту и помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического предка. Каждый род имел свои религиозные культы.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями. Это были большие патриархальные семьи (фамилии), включавшие 3-4 поколения потомков главы семьи. Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжавшегося всем достоянием и членами семьи.

Строй жизни архаического Рима был прост. Во главе стоял выборный ___________________________________

Кузищин В. И. ''История Древнего Рима'', с. 46.

царь, совмещавший функции верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, при котором состоял сенат. Сенат был советом из 100 , а позднее из 300 родовых старейшин. Его название происходит от латинского слова senex – старец. Важнейшие дела, в том числе и выборы царя, решало народное собрание, точнее собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, откуда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался и царь. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роде входил в сенат, в совет отцов, так что римский народ, или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, то есть людей, имеющих своих отцов.