По истечении каждого года составлялся отчёт.
год | к-во родившихся | к-во браков | к-во умерших |
1886 | 514 | 150 | 406 |
1902 | 580 | 110 | 423 |
Из таблицы видно, что детская смертность была высокой и составляла 80 %
423 умерших 339 были детьми в возрасте до 10 лет 1.
1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.
Берёзовское духовенство
За время действия Вознесенского храма здесь несли исправно службу многие священнослужители, которых отличала большая ответственность к своему пастырскому призванию, благоговение к богослужению, уважение и любовь к прихожанам. (см. Приложение 1)
Первые имена священнослужителей неизвестны. В начале ХIХ века при церкви состояло три священника. С 50-х годов ХVIII имелось четыре штата духовенства 1.
«Дело «контрреволюционной повстанческой организации» в Березовском районе было начато 7 августа 1937 года. По нему обвинялись 26 человек – служители церкви и верующие: 4 священника, 1 диакон, 9 крестьян-единоличников, 2 колхозника, остальные – без определенных занятий, в большинстве женщины. Березовская организация рассматривалась как звено «общеуральской фашистско-повстанческой организации церковников». Все обвиняемые были приговорены к расстрелу. В 1964 году дело было признано сфальсифицированным, осужденные по нему лица реабилитированы». 2
Трагической оказалась судьба священников Вознесенской церкви Михаила Крючкова и Павла Духонина. Крючков М.И. был одним из последних священников, который верой и правдой служил в храме до его закрытия. А затем М. И. Крючкова ночью арестовали и увезли в неизвестном направлении. Лишь недавно родственники священнослужителя узнали о его дальнейшей судьбе.
Арестован он был 15 октября 1937 года РО НКВД села Берёзовка. Его обвиняли в «антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности». 2 ноября 1937 года решением тройки УНКВД Свердловской области Крючков М. И. был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 10 ноября 1937 года. Место расстрела и захоронения М.И. Крючкова не установлено.
Фамилия Михаила Ивановича Крючкова внесена в книгу Памяти жертв политических репрессий Пермской области (Часть третья. Том 2. Стр. 594).
Павла Духонина арестовали 18 декабря 1937 года. 30 декабря того года было вынесено постановление Тройки – «применить к П. Духонину высшую меру наказания с конфискацией имущества». Расстрелян Павел Петрович 27 января 1938 года.
Спустя десятилетия внуки П.П. Духонина, проживающие в городе Перми, решили все узнать о трагической гибели дедушки. И многое нашли – документы, материалы, фотографии.
1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.
2 И.Н.Козлов «Березовское духовенство», «Сельская новь» №148, 2010
Закрытие храма
30-е годы ХХ в. – время образования колхозов, раскулачивания. Время, когда жителей сел и деревень призывали жить по-новому, вытравляли у людей всё, что связано с церковью.
21 ноября 1935 г. Свердловский облисполком принимает постановление за № 0446 о закрытии церквей. На местах начали активно вести эту работу. 30 декабря того же года пленум Берёзовского райисполкома обсуждает вопрос о закрытии молитвенных зданий в районе. Из постановления пленума: «… немедленно развернуть массово-разъяснительную работу, добиться через общее колхозное собрание закрытия церквей в районе и организации в них колхозных изб-читален и клубов». Проводились сходы граждан, собрания, на которых также присутствовали колхозники, рабочие, служащие, единоличники.
Шёл разговор о использовании храма для культурно-просветительных работ.
10 января 1936 года президиум Берёзовского райисполкома принял такое решение, опираясь на протоколы собраний и сходов жителей: «… При проведении колхозных собраний охвачен 351 человек, из которых голосовало «за» - 231 человек, «против» - 40, служащих охвачено 200 человек и все единогласно голосовали «за»… церковь закрыть и использовать её для Дома Социалистической культуры» 1. Окончательную точку в этом деле поставил Свердловский облисполком.
После закрытия в здании располагался Дом культуры, затем он стал именоваться районным. Здесь же размещались районная и детская библиотеки. С годами не стало каменной ограды вокруг церкви, чугунных плит, которыми было выложено крыльцо, пропала имущество церкви, 2богатая утварь. По этому поводу 08.04.1992 г. было принято специальное Постановление ВЦИКа «О религиозных объединениях» за подписью Калинина, в котором чётко сказано, куда должно использоваться имущество. Из пункта 40-го Постановления:
«При ликвидации молитвенного здания имущество распределяется следующим образом: а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд и передаются в распоряжение местных финансовых органов; б) все предметы исторической, художественной и музейной ценности передаются органам народного комиссариата просвещения; в) остальные предметы, имеющие специальное назначение передаются верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа».
Казалось бы, теперь в этом деле должен быть порядок. Очевидцы утверждают, что никакого порядка не было, рушили всё.
1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.
Возвращение храма верующим
В начале 90-х годов настало время возрождения духовной жизни общества. Церкви, монастыри стали возвращаться
верующим. В отдельных населённых пунктах проходили сходы жителей, где обсуждался этот вопрос. В райисполком поступило письмо-заявление, содержавшее подписи больше 1000 человек. На страницах районной газеты «Сельская новь» шла дискуссия – одни выступали за передачу здания, другие были против.
И всё же, президиум районного Совета народных депутатов принял решение о передаче здания, которое утвердила Седьмая сессия Берёзовского районного Совета народных депутатов в 1991 г. Для выполнения этой миссии была образована комиссия по оценке технического состояния храма. Открытым голосованием собрание учредителей прихода избрало приходской совет. Вёл собрание благочинный 4-го округа протоиерей Борис Бартов 1.
Сразу же был организован сбор средств на восстановление храма. Люди помогали кто чем мог – несли деньги, ткань, простыни… Жертвовали на реконструкцию церкви предприятия, организации, частные лица.
8 декабря 1992 г. состоялось освящение храма, совершённое благочинным 4-го округа протоиереем Борисом Бартовым. В это время был назначен священником Владимир Нечаев. На смену ему пришёл Георгий Щукин.
Постепенно храм приобретал первозданный вид: была приобретена церковная утварь, малая звонница; появилась ограда; местными художниками были написаны четыре большие иконы на стенах южного прихода. Также велись работы по перекрытию и покраске крыши, ремонту окон, побелке стен. Большую работу провела бригада реставраторов из г. Осы. По проекту архитектора Г.Л. Кацко изготовлены были барабаны луковиц, покрыты жестью и установлены. Затем провели установку крестов на луковицы. Восстановление храма продолжается и в настоящее время.
1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.
III. Устройство мусульманского храма
Ислам переводится с арабского как «покорность», монотеистическая религия, одна из мировых. Её последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь 1.
Мечеть (от араб. — место поклонения), мусульманское культовое сооружение служащие местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон. У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Мечеть с минаретом на крыше представляет собой прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.
1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Мечеть в д. Копчиково
Подготовительный этап строительства мечети начался с: расчистки религиозной организацией «Общество мусульман деревни Копчиково» площадки. На таком мероприятии читался азан, суры из Корана и общая молитва. Собралось много народа, так как присутствовали почтенные гости такого ранга, как муфтий Пермского края Хаджи Хамид Галяутдинов, заместитель муфтия Альфред Аскарович Масагутов, имам-хатыб Пермского муфтията Захит Казеханов. Выступили глава администрации Берёзовского поселения И.И. Чайкин, инициатор строительства А.Д. Бактиков, Хаджи Хамид Галяутдинов1. От 13 татарских деревень высказала благодарность и низкий поклон руководитель культурного центра «Шауба» С.М. Бормотова, пообещав провести акции по сбору средств.
Обязанностью мусульман является закат (обязательный налог на имущество и доходы, которые расходуются на нужды общины и прихожан). Мусульмане должны делать добровольные пожертвования – саадака. Молельный дом строился на пожертвования более чем 200 мусульман нашего района и края. Хаджи Хамид Галяутдинов и Альфред Аскарович Масагутов помогли разработать устав общины, проект мечети, оказали материальную помощь при строительстве. Существенный вклад в дело внесли депутаты Берёзовского поселения, частные предприниматели.