Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
направление: культурология
на тему: «Религиозные обряды в православной и мусульманской вере Березовского района»
Выполнила: Иванова Анастасия
МОУ «Березовская средняя
общеобразовательная школа № 2»,
ученица 9 класса.
Преподаватель: Перина Л.В.
учитель истории высшей кв. кат.
Березовка – 2011
Содержание:
Введение
I. Устройство христианского храма
II. Вознесенский храм. История зарождения и история развития церкви
а) Имущество и собственность храма
б) Внутреннее устройство
в) Берёзовское духовенство
г) Закрытие храма
д) Возвращение храма верующим
III. Устройство мусульманского храма
а) Открытие мечети в д. Копчиково
IV. Обряды в православной церкви и обряды в мусульманской церкви
Заключение
Приложение
Источники информации
Введение
«Уходящий век наглядно показал,
куда ведут попытки устроить жизнь без Бога»
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II
В нашем свободном современном мире каждый волен решать верить ему в существование Бога или нет. Всё больше люди отдаляются от религии, реже приобщаются к святыням церкви, что связано с ростом городов, развитием техники, промышленности, цивилизации. Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать людям духовно, поддерживать их в особо тягостные периоды жизни.
Сегодня большое внимание к церкви отмечается и в политической жизни разных государств, в том числе, и в нашей стране. Многие ученые сходятся во мнении, что в основе конфликта цивилизаций Запада и Востока лежат религиозные противоречия. Поэтому изучение религиозных представлений сохраняет свою актуальность.
В нашем Березовском районе в последнее время также много внимания уделяется духовному возрождению. На наших глазах преображается Вознесенский храм в с. Березовка, который в этом году отмечает свое 200-летие. Совсем недавно появилась и первая мечеть в районе, расположенная в д. Копчиково. Если о православных храмах, традициях, обрядах мы имеем неплохое представление, то о мусульманских храмах, традициях и обрядах знаем мало.
Тему моего исследования я выбрала не случайно. Мне захотелось расширить свой кругозор, узнать есть ли у православных и мусульман общие черты, и в чем различия между ними.
Меня глубоко заинтересовало исследование обычаев этих религий. Увлекло сопоставление и сравнение главных обрядов (венчание и похоронно-поминальный ритуал). Проблемой я считаю недостаточное понимание двух конфессий, иногда предвзятое отношение друг к другу.
Я выдвинула гипотезу – если представители двух религий в нашем районе будут иметь более полное представление друг о друге, то будет больше уважения и согласия среди населения.
Цель моей работы: изучение особенностей культа православных и мусульман в Березовском районе.
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. сравнить архитектурные черты православных и мусульманских храмов;
3. сравнить обряды венчания и погребения у православных и мусульман;
4. взять интервью у представителей православной и мусульманской церквей;
5. сделать обобщение.
Я изучила работы журналиста и краеведа И.Н. Козлова, который подробно описал историю Вознесенского храма.
Также были использованы источники Интернет, где я нашла красочные картинки к моей работе, а также материал об устройстве православного и мусульманского храмов.
Кроме этого, я взяла интервью у Шафикова А. Н., имам-хатыба Берёзовского района Пермского Муфтията, который в деталях объяснил мне обряды мусульманской церкви.
Вознесенскому храму в этом году исполняется 200 лет. Это очень значимая дата в истории не только Берёзовки, но и края в целом, поэтому я уделила особое внимание познанию истории нашего Вознесенского храма, его «жизненного пути», устройств.
I. Устройство христианского храма
Христианство, одна из трёх мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя. Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения – Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия)
Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм.
Православие – одно из основных и старейших направлений в христианстве. Православие имеет ряд особенностей, отличительных от католицизма:
- более продолжительное богослужение
- важная роль отводится праздникам (1-е место занимает Пасха)
- каждая из церквей имеет свою специфику, но придерживается общей системы догматов и обрядности.
Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого. В Храме выделяются три части:
Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.
Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом. В иконостасе есть три двери. Средние, самые большие, называются Царскими вратами. Направо от Царских врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери. Икона вправо от Спасителя называется храмовой – на ней изображён праздник или святой, в честь которого освящён храм. Храмовыми иконами Вознесенской церкви являются иконы Вознесение Господне, Василия Великого и Ильи Пророка 1.
1 http://ru.wikipedia.org.
II. История зарождения и развития Вознесенского храма
Каменный храм, находящийся в с. Берёзовка уже третий. Первый деревянный храм был построен в конце XVII –начале ХVIII вв. Затем, в 1774 г. строилась вторая деревянная церковь.
Дед А.П. Шаравиной, Ф.Я.Мезенцев принимал участие в строительстве каменного храма. Из воспоминаний Анны Даниловны: «…дедушка рассказывал, как вместе с другими мужиками строил церковь на селе. Подробностей особых не говорил, лишь запомнила, что Берёзовка была на сыром, болотистом месте, там ключ был. Явилась на этом месте икона пресвятой Богородицы. Тогда и было решено – быть тут православному храму. Канавы стали кругом копать, осушать место. А ещё сама запомнила, что вокруг церкви ограда кирпичная была, домов рядом не было. Рядом с церковью поле было, рожь росла. Намного позднее вокруг храма стали строиться дома и он стал в центре села.»
Разрешение на строительство храма было получено в 1805 г. Тогда же для постройки «было подряжено 300000 штук кирпичу»1. Через шесть лет был «устроен и освящён придельный левый храм во имя Василия Великого.» Именно в этот придел и перенесли иконостас из старой деревянной церкви, дополнили его новой резьбой и устроили новые Царские врата. В дальнейшем он будет перекрашен и позолочён.
В 1820 г. прошло освящение престола главного придела. Иконостас в него также перенесли из старой церкви, но в 1849 г. установят новый, а также перестелют каменный пол на чугунный. В 1826 г. Был освящён Пророко-Ильинский придел. Иконостас в него устроили новый.
5 июля 1887 года случился большой пожар. Причина его возникновения – неизвестна. Пожар нанёс храму большой ущерб.
1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.
Имущество и собственность храма.
К Вознесенской церкви было приписано пять часовен в деревнях: Зернино, Карнаухово, Сая, Фролы и Шаквинский завод. Все часовни были деревянные, построенные на средства крестьян.
При церкви имелось усадебной земли с погостом 2 десятины 936 кв. сажен, пахотнай – 241 десятина, сенокосной 55 десятин 216 кв. сажен.
На средства церкви были построены четыре дома для священников, каменный одноэтажный дом.
Книги: - Библия в 5 т. 1778 года г. Москва
- Страстное Евангелие 1763 г.
- Жития Святых
- Книга о должностях пресвитера 1777 г.
- Собрание поучений 1776 г.
Колокола. До пожара 1887 г. количество колоколов равнялось 9. Благовестный был в 302 пуда, полиелейный в 108 пудов. Во время пожара благовестный колокол и некоторые малые разбились, отчасти растопились и были вылиты вновь.
К церкви были приписаны церковно-приходские школы. В школах ежегодно обучалось по 82 мальчика и 41 девочке 1. В каждой церкви имелись метрические книги, в которых вели записи о рождениях, бракосочетаниях и смерти. Причём заполнялись они священниками, чётким и каллиграфическим почерком.