Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Эллинизма 5 (стр. 6 из 6)

Патетика, пристрастие к эротическим, бытовым и пейзажным мотивам не обошли и эллинистическую живопись, хотя о ней судить особенно трудно, ведь в нашем распоряжении лишь описания, сделанные современниками, да римские подражания.

При дворе Птолемеев в Египте выше всего ценилась живопись на исторические темы. Придворный художник Птолемея I Антифил изобразил Филиппа Македонского и его сына Александра с богиней Афиной (позднее эта картина украсила собой Портик Октавии в Риме). Но не ограничиваясь исторической тематикой, Антифил писал сцены из придворной жизни, запечатлев, например царя Птолемея на охоте. Знамениты были в античном мире и его картины на бытовые темы, нередко эротического и даже, как мы сказали бы сегодня, порнографического характера (их тогда называли «рюпографией», от слова «рюпос» — грязь). Наконец, все тот же неистощимый мастер славился «грюллами» — карикатурами, представлявшими героев истории или мифов в виде животных. Жанр этот процветал позднее в Александрии, вспомним также фрагмент помпейских росписей, изображающих бегство из Трои Энея с отцом и сыном — все трое имеют головы собак.

На помпейских фресках можно видеть, кроме того, египетские пейзажи, созданные, очевидно, по образцу соответствующей живописи в самом Египте. Отражением высших достижений пейзажной живописи позднего эллинизма стали, несомненно, эсквилинские росписи, представляющие пейзажи гомеровской «Одиссеи». Фрески в домах богатых римлян, как и многое другое, подтверждали слова Горация:

Греция, пленницей став, победителей грубых пленила.

В Лациум сельский искусства внесла.

2.4. театр

Характерен для эпохи и интерес театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления становятся более камерного. Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр, автор комедий «Брюзга» и «Третейский суд».

2.5. литература

Особое место в культуре эпохи эллинизма занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались. Но появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов, было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпровождением многих людей.

Из литературных направлений пальма первенства была у поэзии. Общепринятым центром поэзии стала Александрия. Высокий интеллектуализм, гражданственность и патетичность авторов прошлого более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этим желанным стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм – вот характерные признаки «александрийской» поэзии.

Ее признанным главой был Каллимах, подобно многим, и ученый, и поэт. Эпосом он пренебрегал, не желая тягаться с Гомером. Его коньком были так называемые эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, ьв которых он воспевал чувственные радости. Сборник его элегий носил заглавие «Причины», так как их объединяло общее стремление выявить причину того или иного явления, обычая, происшествия. Им же была написана популярнейшая в те времена «Кидиппа», повесть о счастливой любви Аконтия и Кидиппы. И наконец, он воскресил эпиграмму, найдя в этой области многочисленных подражателей.

Другим представителем эллинистической литературы был современник Каллимаха, Феокрит, создатель жанра идиллии. Поэтические творения Феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются и острые эпиграммы на недругов. Идиллическая поэзия Феокрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике стали охотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и в живописи, и в рельефной скульптуре.

Из большого числа исторический произведений эллинистического периода частично сохранились только труды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и с греческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать Аристида («Милетского», как его принято называть), автора сборника, озаглавленного «Милетские истории». Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленной книгой для чтения, начал формироваться в то время и еще один литературный жанр роман.

Заключение

Изучив данную эпоху, можно сказать, что культура эпохи эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи­тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель­ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь­ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес­тии являются современными.

На почве эллинистической культуры впервые появилась и стали развивать­ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая фило­софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Восточный мир без эллинисткой культуры был бы совсем иным, ведь всё дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало невозможным благодаря культурному влиянию Греции. Наконец, эллинизм стал в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, явившегося основой стиля классицизма в искусстве.

Подводя общие итоги обзору эллинистического искусства, следует отметить его огромное значение в развитии искусства в античный период и в последующие эпохи. Велика роль эллинистического зодчества в истории архитектуры. В период эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества различных народов и в послеэллинистическое время. Накопленный эллинистическими зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох. Еще более велика в этом смысле роль эллинистического изобразительного искусства; принципы греческого реалистического искусства распространились в ту пору в искусстве не только собственно эллиннстических государств, но и во многих сопредельных странах. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии—в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность

Список литературы

1. Борзова Е.П. История мировой культуры : Учеб. пособие.- 2-е изд. - СПб, 2002.

2. Гнедич П.П. Всемирная история искусства, 1999.

3. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь справочник от «А» до «Я». – М, 2002.

4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

6. Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура: Учеб. пособие /Т. Г. Грушевицкая, А.П.Садохин.– М,2002.

7. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.- М.,1998

8. Казанцева С.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1993

9. Пьер Левек. Эллинистический мир,- М., 1989

10. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М., 1980

11. Угринович Д. М. Искусство и религия. - М.,1983.


[1] Борзова Е.П. История мировой культуры : Учеб. пособие.- 2-е изд. - СПб, 2002.

[2] Гнедич П.П. Всемирная история искусства.- М., 1999.

[3] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

[4] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

[5] Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь справочник от «А» до «Я». – М, 2002.

[6] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

[7] Грушевицкая Т.Г.Мировая художественная культура: Учеб. пособие /Т. Г. Грушевицкая, А.П.Садохин.– М,2002.

[8] Казанцева С.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1993

[9] Пьер Левек. Эллинистический мир,- М., 1989

[10] Угринович Д. М. Искусство и религия. - М.,1983

[11] Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М., 1980

[12] Пьер Левек. Эллинистический мир,- М., 1989