Смекни!
smekni.com

Развитие евхаристического обряда [3] (стр. 11 из 21)

Участие через средства коммуникации

57. По причине заметного развития средств коммуникации в последние десятилетия слово «участие» приобрело более широкое значение, нежели в прошлом. Мы все с удовлетворением признаём, что эти инструменты предоставляют и новые возможности для Божественной Литургии[176]. Это требует от сотрудников пастырского попечения в данной области специальной подготовки и живого чувства ответственности. Действительно, Месса, транслируемая по телевидению, неизбежно принимает некоторый характер показательности. Следует поэтому быть особенно внимательными к тому, чтобы богослужение проходило не только в местах достойных и хорошо предуготовленных, но и совершалось с уважением к литургическим нормам.

Наконец, касательно ценности участия в Мессе, ставшего возможным благодаря средствам коммуникации, тот, кто присутствует при таких трансляциях должен знать, что при нормальных условиях он не исполняет праздничной обязанности. В самом деле, выразительные средства образов представляют реальность, но не передают ее как таковую[177]. Если весьма похвально, что пожилые люди и больные участвуют в Мессе благодаря ее трансляции по радио или телевидению, то нельзя сказать того же о тех, кто при помощи таких трансляций хотел бы освободить себя от хождения в храм для участия в Божественной Литургии в собрании живой Церкви.

Деятельное участие больных

58. Учитывая положение тех, кто по причине здоровья или возраста не может посещать культовых мест, я хотел бы обратить внимание всей церковной общины на пастырскую необходимость гарантирования духовной помощи больным, остающимся у себя дома или находящимся в больнице. Их положение не раз упоминалось в ходе Синода Епископов. Нужно позаботиться о том, чтобы эти наши братья и сестры могли часто приступать к причащению. Укрепляя таким образом свою связь со Христом, распятым и воскресшим, они смогут ощущать свое существование как полностью включенное в жизнь и миссию Церкви через принесение в жертву своих страданий в единстве с жертвой нашего Господа. Особое внимание должно быть уделено лицам с ослабленными физическими возможностями: там, где их положение позволяет, христианская община должна содействовать их участию в богослужении в культовом месте. В этой связи будет полезно устранить в культовых местах те препятствия, которые затрудняют лицам с ослабленными физическими возможностями доступ в них. Наконец, насколько это возможно, лицам с ослабленными умственными возможностями, принявшим крещение и миропомазание, должно быть гарантировано причащение: они принимают Евхаристию в вере – будь то вера их семьи или общины[178].

Забота о заключенных

59. Духовная традиция Церкви, основываясь на недвусмысленных словах Христа (ср. Мф 25. 36), признала одним из дел милости телесной посещение узников. Люди, оказавшиеся в подобных ситуациях, испытывают особую нужду в том, чтобы их посетил Сам Господь в Таинстве Евхаристии. Ощущение близости церковной общины, участие в Евхаристии и принятие святого причастия может в столь особенный и скорбный период жизни повлиять на собственный путь веры и способствовать полной социальной реабилитации личности. Высказывая пожелания Ассамблеи Синода, я обращаюсь к епархиям с просьбой гарантировать, насколько это возможно, вложение подобающих пастырских сил в духовную помощь заключенным[179].

Мигранты и участие в Евхаристии

60. Затрагивая проблему людей, которые по разным причинам были вынуждены оставить свою родную землю, Синод выразил особую благодарность тем, кто участвует в пастырской помощи мигрантам. В этой связи особенное внимание следует уделять тем мигрантам, которые принадлежат к Восточным Католическим Церквам и у которых, ввиду отдаленности от своего дома, добавляется такая трудность, как невозможность участвовать в Божественной Литургии своего обряда. Поэтому, где это возможно, нужно предоставлять им помощь священников соответствующего обряда. Во всяком случае, я прошу епископов принимать этих братьев и сестер в любви Христовой. Встреча между верующими, принадлежащими к разным обрядам, также может стать случаем взаимного обогащения. В частности, я думаю о той пользе, которая может проистекать – прежде всего для духовенства – из познания разнообразных традиций[180].

Большие сослужения

61. Ассамблея Синода тщательно обдумала качество участия в больших сослужениях, которые имеют место в особых обстоятельства, где присутствует, помимо огромного числа верных, много сослужащих священников[181]. С одной стороны, легко признать ценность этих моментов, особенно когда предстоятельствует епископ в окружении своего пресвитерия и диаконов. С другой стороны, в таких обстоятельствах могут возникать проблемы, касающиеся как зримого выражения единства пресвитерия – особенно во время Евхаристической молитвы, – так и преподания святого причастия. Следует избегать того, чтобы такие большие сослужения вызывали рассеяние. Нужно предупреждать его подобающими средствами координации и устроением культового места таким образом, чтобы оно предоставляло священниками и верным возможность полного и реального участия. Во всяком случае, следует помнить, что речь идет о сослужениях исключительного характера, ограничивающихся экстраординарными ситуациями.

Латинский язык

62. Всё сказанное никоим образом не должно бросать тени на ценность больших богослужений. В этот момент я думаю, в частности, о священнодействиях, совершаемых во время международных встреч, которые в наши дни становятся всё более частыми. Их следует по справедливости ценить. Для лучшего выражения единства и вселенского характера Церкви я хотел бы рекомендовать то, что предлагалось Синодом Епископов в согласии с директивами II Ватиканского Собора[182]: хорошо, чтобы такие богослужения – за исключением чтений, проповеди и молитвы верных – были на латинском языке; и подобным же образом, чтобы по-латыни произносились наиболее известные молитвы[183] из традиции Церкви и чтобы по возможности исполнялись григорианские песнопения. В более общем плане, я прошу, чтобы будущие священники, начиная с семинарии, обучались понимать и служить Мессу на латыни, а также использовать латинские тексты и григорианский хорал; не следует пренебрегать возможностью обучать и самих верных знанию на латыни наиболее общепринятых молитв, как и григорианскому пению некоторых частей богослужения[184].

Евхаристические священнодействия в малых группах

63. Совсем иная ситуация возникает в некоторых пастырских обстоятельствах, где именно для более сознательного, деятельного и плодотворного участия поощряются богослужения в малых группах. Полностью признавая воспитательную ценность таких начинаний, необходимо пояснить, что они должны находиться в согласии со всей пастырской программой в епархии. Действительно, их опыт утратил бы свой педагогический характер, если бы создавалось впечатление, что они противостоят жизни отдельной Церкви или параллельны ей. В этой связи Синод выделил несколько критериев, с которыми следует руководствоваться: малые группы должны служить единению, а не дроблению общины; это должно подтверждаться конкретной практикой; эти группы должны способствовать плодотворному участию всего собрания и сохранять, насколько возможно, единство литургической жизни в каждой семье[185].

Внутреннее участие в священнодействии

Мистагогическая катехеза

64. Великая литургическая традиция Церкви учит нас, что для плодотворного участия нужно стремление личным образом соответствовать совершаемой тайне посредством принесения в дар Богу собственной жизни в соединении с жертвой Христа за спасение всего мира. По этой причине Синод Епископов рекомендовал проявлять заботу о глубоком соответствии слов и действий верующих с их внутренним расположением. В противном случае нашим богослужениям, как бы хороши они ни были, грозит соскальзывание в ритуализм. Поэтому надо развивать воспитание евхаристической веры, которая располагает верных лично жить тем, что они литургически совершают. Какие подобающие инструменты воспитания могут существовать ввиду этого личного сознательного participatio [участия]? По этой проблеме Отцы Синода единодушно указали на катехезу мистагогического характера, побуждающую верных всё лучше и лучше входить в совершаемые тайны[186]. В частности, в связи с вопросом о взаимоотношении между ars celebrandi и actuosa participatio следует прежде всего подчеркнуть, что «лучшей катехезой о Евхаристии является хорошо отслуженное совершение самой Евхаристии»[187]. Действительно, литургия по природе своей обладает собственным педагогическим эффектом для введения верных в познание совершаемой тайны. Поэтому в древнейшей традиции Церкви путь воспитания христианина – помимо систематического изучения истин веры – всегда имел характер посвящения, в котором определяющей была живая и убедительная встреча со Христом, возвещаемым подлинными свидетелями. В этом смысле тот, кто вводит в тайны, есть прежде всего свидетель. Такая встреча по-настоящему углубляется в катехезе и обретает свой источник и свою вершину в совершении Евхаристии. Из этой основополагающей структуры христианского опыта рождается потребность в мистагогическом пути, в котором всегда должны присутствовать три элемента: