Смекни!
smekni.com

Развитие евхаристического обряда [3] (стр. 12 из 21)

А. Прежде всего, речь идет о толковании обрядов в свете спасительных событий сообразно живой традиции Церкви. В самом деле, совершение Евхаристии в своем неисчерпаемом богатстве содержит постоянные отсылки к истории спасения. В распятом и воскресшем Христе нам поистине дано праздновать то средоточие, в котором происходит нововозглавление всей действительности (ср. Еф 1. 10). С самого своего основания христианская община понимала события жизни Иисуса – в частности, Пасхальную тайну – в связи со всей ветхозаветной историей.

Б. С другой стороны, мистагогическая катехеза обязана заботиться о том, чтобы вводить в смысл знаков, которые содержатся в обрядах. Эта ее обязанность особенно необходима в такую эпоху, как наша, в которой столь сильно господство техники и существует риск утратить способность воспринимать знаки и символы. Помимо информирования, мистагогическая катехеза должна пробуждать и воспитывать восприимчивость верующих к языку символов и жестов, которые в единстве со словом образуют обряд.

В. Наконец, мистагогическая катехеза должна проявлять заботу о том, чтобы показывать значение обрядов в связи с христианской жизнью во всех ее аспектах: в трудах и служениях, в мыслях и чувствах, в деятельности и отдыхе. Выявление связи обрядово совершаемых тайн с миссионерской ответственностью верных есть часть мистагогического пути. В этом смысле окончательным результатом мистагогии является осознание того, что собственное бытие поступательно преображается совершением святых Тайн. Действительно, цель всего христианского воспитания – в формировании верного как «нового человека» во взрослой вере, делающей его способным свидетельствовать среди его окружения о воодушевляющей христианской надежде.

Чтобы быть в состоянии исполнять в своих церковных общинах такую воспитательную задачу, надо располагать людьми, которые подобающим образом подготовлены. Весь христианский народ должен ощущать себя определенным образом вовлеченным в это воспитание. Каждая христианская община призвана быть местом педагогического введения в тайны, литургически совершаемые в вере. Ввиду этого, во время Синода Отцы подчеркивали уместность более интенсивного участия общин посвященной Богу жизни, движений и групп, которые в силу своей собственной харизмы могут дать христианскому воспитанию новый импульс[188]. Дух Святой и в наше время обильно изливает Свои дары для поддержания апостольской миссии Церкви, в которой Он продолжает распространять веру и воспитывать ее вплоть до полной зрелости[189].

Благоговение перед Евхаристией

65. Убедительным признаком того, что евхаристическая катехеза действенна для верных, бесспорно, является возрастание в них чувства тайны Бога, присутствующего среди нас. В этом можно удостовериться благодаря особым проявлениям благоговения перед Евхаристией, в которое должен вводить верных мистагогический путь[190]. Я обращаю внимание, говоря вообще, на значимость жестов и положений тела, таких, как коленопреклонение во время важных моментов Евхаристической молитвы. При законном различии знаков, практикуемых в контексте разных культур, всякий должен иметь и выражать живое осознание того, что при каждом священнодействии он стоит перед бесконечным величием Бога, которое смиренно приходит к нам в сакраментальных знаках.

Поклонение Святым Дарам и евхаристическое благочестие

Внутренняя связь между богослужением и поклонением Святым Дарам

66. Один из наиболее впечатляющих моментов Синода пришелся на 17 октября, когда мы собрались в базилике Святого Петра с многочисленными верующими для поклонения Святым Дарам. Этим молитвенным жестом Ассамблея Епископов желала привлечь внимание (не только словами) к важности внутренней связи между евхаристическим священнодействием и поклонением Святым Дарам. В этом знаменательном аспекте веры Церкви обнаруживается один из решающих элементов церковного пути, осуществляемого после литургической реформы, которой дал толчок II Ватиканский Собор. По мере реализации первых шагов реформы внутренняя связь между Мессой и поклонением Святым Дарам иногда недостаточно отчетливо ощущалась. К примеру, одним из распространенных аргументов против поклонения Святым Дарам было в то время утверждение, согласно которому евхаристический Хлеб был дан нам не для того, чтобы его созерцать, а для того, чтобы вкушать. На самом деле, в свете молитвенного опыта Церкви подобное противопоставление представляется совершенно безосновательным. Уже святой Августин сказал: «Nemo autem illam carnem manducat, nisi prius adoraverit... peccemus non adorando» («Пусть никто не вкушает эту Плоть, если прежде не почтит поклонением... не поклоняясь, мы бы согрешали»)[191]. В Евхаристии поистине Сын Божий приходит к нам и желает соединиться с нами; поклонение Святым Дарам есть не что иное, как очевидное развитие евхаристического священнодействия, которое само по себе является величайшим актом поклонения, совершаемого Церковью[192]. Принимать Евхаристию – значит поклоняться Тому, Кого мы принимаем; так и только так мы становимся едины с Ним и некоторым образом предвкушаем красоту небесной литургии. Акт поклонения Святым Дарам вне святой Мессы продлевает и усиливает то, что осуществляется во время самой Божественной Литургии. В действительности, «только в поклонении может созревать глубокое и истинное принятие Христа. И именно благодаря этому личному акту встречи с Господом становится, соответственно, зрелой общественная миссия, которая подкрепляется в Евхаристии и имеет целью разрушать преграды не только между Господом и нами, но также – и прежде всего – преграды, разделяющие нас друг с другом»[193].

Практика поклонения Святым Дарам

67. Итак, вместе с Ассамблеей Синода я живо рекомендую пастырям Церкви и народу Божию практиковать поклонение Святым Дарам, будь то личное или общинное[194]. В этой связи очень полезной будет подобающая катехеза, в которой верным объясняется значение этого акта культа, помогающего прожить более глубоко и плодотворно саму Божественную Литургию. В рамках возможного – особенно в наиболее густонаселенных местах – будет уместным резервировать некоторые храмы и часовни специально для непрестанного поклонения Святым Дарам. Кроме того, я рекомендую, чтобы во время катехизации – особенно в процессе подготовки к первому причастию – осуществлялось введение детей в смысл и красоту пребывания рядом с Иисусом, чем культивировалось бы благоговение перед Его присутствием в Евхаристии.

Я хотел бы с восхищением выразить здесь мою поддержку тем институтам посвященной Богу жизни, члены которых посвящают значительную часть своего времени поклонению Святым Дарам. Так они показывают всем пример людей, которые дают себя преобразить реальному присутствию Господа. Я хочу также высказать поощрение тем ассоциациям верных, а также братствам, которые осуществляют эту практику как свою особую обязанность, становясь таким образом для всей Церкви закваской созерцательной жизни и призывом к тому, чтобы сделать Иисуса средоточием жизни личностей и общин.

Формы евхаристического благочестия

68. Личностная связь, которую каждый верующий устанавливает с Иисусом, присутствующим в Евхаристии, всегда отсылает его обратно к собранию церковной общины, питая в нем сознание его принадлежности к Телу Христову. Поэтому, помимо призыва к каждому верному находить время для личной молитвы перед Святыми Дарами, моим долгом является также побуждать сами приходы и другие церковные группы к развитию общинного поклонения Святым Дарам. Очевидно, что уже существующие формы евхаристического благочестия остаются в полной силе. Приходят на ум, к примеру, евхаристические процессии, особенно традиционная процессия на торжество Тела и Крови Христа, благочестивая практика Сорокачасовых поклонений, местные, национальные и международные евхаристические конгрессы и другие аналогичные начинания. При подобающем обновлении и приспособлении к различным условиям такие формы благочестия заслуживают того, чтобы в наши дни продолжать их культивировать[195].

Место дарохранительницы в Церкви

69. В связи со значением запасных Даров и поклонения Святым Дарам, а также уважения к Таинству Жертвы Христовой Синод Епископов задался вопросом о подобающем месте дарохранительницы в интерьере наших храмов[196]. В самом деле, ее правильное местоположение помогает сознавать реальное присутствие Христа в Пресвятом Таинстве. Поэтому необходимо, чтобы место, где хранятся Святые Дары, было легко узнаваемо каждым, кто входит в церковь, в том числе благодаря неугасимой лампаде. В этих целях следует принимать во внимание архитектурное устройство церковного здания: в храмах, где нет часовни Пресвятого Таинства и есть главный алтарь с дарохранительницей, уместно продолжать использовать такую структуру для хранения Святых Даров и поклонения им, избегая того, чтобы предстоятельское место находилось перед дарохранительницей. В новых церквях уместно устраивать часовню Пресвятого Таинства в непосредственной близости от пресвитерия; там, где это невозможно, предпочтительнее расположить дарохранительницу в пресвитерии в достаточно возвышенном месте в центре абсиды или другом месте, где она будет тоже хорошо видна. Таким образом будет обеспечено достоинство дарохранительницы, о которой всегда нужно проявлять заботу, в том числе и в художественном отношении. Конечно, необходимо принимать во внимание то, что говорится в Общем наставлении к Римскому Миссалу в связи с данной темой[197]. Окончательное суждение по этому вопросу принадлежит епископу.