Смекни!
smekni.com

Развитие евхаристического обряда [3] (стр. 18 из 21)

96. Пресвятая Мария, Дева Непорочная, Ковчег нового и вечного завета, да споспешествует нам на этом пути навстречу грядущему Господу. В Ней мы обретаем наиболее совершенное исполнение сущности Церкви. Церковь видит в Марии «Евхаристическую Жену», как назвал Ее Слуга Божий Иоанн Павел II[253], самый удачный образ самой себя и созерцает Ее как незаменимый образец евхаристической жизни. Вот почему, предуготовляясь к принятию на алтаре «verum Corpus natum de Maria Virgine» [истинного Тела, рожденного от Девы Марии], священник от лица литургического собрания молится: «... мы чтим прежде всего память славной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа»[254]. Ее святое имя поминается и чтится в канонах восточных христианских традиций. Верные, в свою очередь, «препоручают Марии, Матери Церкви, свою жизнь и свои труды. Стараясь иметь те же чувствования, что и Мария, они помогают всей общине, чтобы та жила, как жертва живая, благоугодная Отцу»[255]. Мария есть Tota pulchra, Всепрекрасная, ибо в Ней блистает сияние славы Божией. Красота небесной литургии, которая должна отражаться и в наших собраниях, в Ней обретает верное зерцало. Мы должны учиться у Нее становиться евхаристическими и церковными людьми, чтобы и мы могли, по слову святого Павла, предстать «непорочными» перед Господом, как Он того желал от начала (ср Кол 1. 22; Еф 1. 4)[256].

97. Пусть по ходатайству Пресвятой Девы Марии Дух Святой воспламенит в нас то же горение, какое ощутили ученики в Эммаусе (ср. Лк 24. 13-35), и обновит в нашей жизни евхаристическое изумление перед сиянием и благолепием, которые сверкают в литургическом обряде – действенном знамении самой безмерной красоты святой тайны Божией. Те ученики встали и возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью со своими братьями и сестрами по вере. Действительно, истинная радость – узнать, что Господь остается с нами как наш верный спутник. Евхаристия позволяет нам открыть, что Христос, Который умер и воскрес, являет Себя нам как наш современник в тайне Церкви, Своего Тела. Мы стали свидетелями этой тайны любви. Пожелаем друг другу того, чтобы идти в радости и изумлении к Евхаристии, дабы ощутить и возвестить другим истину тех слов, которыми Иисус «простился» со Своими учениками: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28. 20).

Дано в Риме, у Святого Петра, 22 февраля, в праздник Кафедры святого апостола Петра, года 2007-го, моего Понтификата – второго.

BENEDICTUS PP. XVI


[1] Ср. св. Фома Аквинский, Сумма теологии, III, вопр. 73, ст. 3.

[2] Св. Августин, Трактат на Евангелие от Иоанна, 26, 5: PL, 35, 1609.

[3] Бенедикт XVI, Доклад на пленарной сессии Конгрегации вероучения (10 февраля 2006): AAS 98 (2006), 255.

[4] Ср. Бенедикт XVI, Выступление перед участниками Ординарного совета генерального секретариата Синода Епископов (1 июня 2006): L'Osservatore Romano, 2 giugno 2006, p. 5.

[5] Ср. Предложение 2.

[6] Я обращаю здесь внимание на необходимость разъяснения преемственности также в связи с правильным пониманием литургического развития после II Ватиканского Собора: ср. Бенедикт XVI, Обращение к Римской Курии (22 декабря 2005): AAS 98 (2006), 44-45.

[7] Ср. AAS 97 (2005), 337-352.

[8] Ср. Anno dell'Eucaristia: suggerimenti e proposte (15 Октября 2004): L'Osservatore Romano,15 ottobre 2004, supplemento.

[9] Ср. AAS 95 (2003), 433-475. Нужно, прежде всего, упомянуть Наставление Конгрегации богослужения и дисциплины таинств Redemptionis Sacramentum (25 марта 2004): AAS 96 (2004), 549-601, которого особенно желал Иоанн Павел II.

[10] Напомню только самые важные документы: Тридентский Вселенский Собор, Учение и каноны о жертвоприношении св. Мессы, DS, 1738-1759; Лев XIII, Энциклика Mirae caritatis (28 мая 1902): AAS (1903), 115-136; Пий XII, Энциклика Mediator Dei (20 ноября 1947): AAS 39 (1947), 521-595; Павел VI, Энциклика Mysterium fidei (3 сентября 1965): AAS 57 (1965), 753-774; Иоанн Павел II, Энциклика Ecclesia de Eucaristia (17 апреля 2003): AAS 95 (2003), 433-475; Конгрегация богослужения и дисциплины таинств, Наставление Eucharisticum mysterium (25 мая 1967): AAS 59 (1967), 539-573; Наставление Liturgiam authenticam (28 марта 2001): AAS 93 (2001), 685-726.

[11] Ср. Предложение 1.

[12] N. 14: AAS 98 (2006), 229.

[13] Катехизис Католической Церкви, 1327. (Прим. пер.: Цитаты из Катехизиса Католической Церкви приводятся по 4-му русском изданию, М.: «Духовная библиотека», 2001).

[14] Предложение 16.

[15] Бенедикт XVI, Проповедь при вступлении на Римскую Кафедру (7 мая 2005): AAS 97 (2005), 752.

[16] Ср. Предложение 4.

[17] О Троице, VIII, 8, 12: CCL 50, 287.

[18] Энциклика Deus caritas est (25 декабря 2005), 12: AAS 98 (2006), 228. (Прим. пер.: Цитаты из Энциклики Deus caritas est приводятся преимущественно по русскому переводу, подготовленному и опубликованному католической информационной службой AGNUZ).

[19] Ср. Предложение 3.

[20] Литургия Часов, Гимн на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа.

[21] Бенедикт XVI, Энциклика Deus caritas est, (25 декабря 2005), 13: AAS 98 (2006), 228.

[22] Бенедикт XVI,Проповедь на эспланаде Мариенфельд (21 августа 2005): AAS 97 (2005), 891-892.

[23] Ср. Предложение 3.

[24] Ср. Римский Миссал, IV Евхаристическая молитва.

[25] Поучение XXIII, 7: PG 33, 1114-1115.

[26] Ср. О священстве, VI, 4: PG 48, 681.

[27] Там же, III, 4: PG 48, 642.

[28] Ср. Предложение 22.

[29] Ср. Предложение 42: «Эта евхаристическая встреча осуществляется в Духе Святом, Который нас преображает и освящает. Он пробуждает в ученике твердую волю дерзновенно возвещать другим то, что он слышал и видел, чтобы вести и их к той же встрече со Христом. Таким образом, ученик становится миссионером, который будучи послан от евхаристической Трапезы, отправляется на миссию, не имеющую границ».

[30] Ср. II Ватиканский Вселенский Собор Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, 3; ср., напр., св. Иоанн Златоуст, Огласительное слово 3,13-19; SC 50, 174-177.(31) Иоанн Павел II, Энциклика Ecclesia de Eucharistia (17 апреля 2003), 1: AAS 95 (2003), 433.

[31] Иоанн Павел II, Энциклика Ecclesia de Eucharistia (17 апреля 2003), 1: AAS 95 (2003), 433.

[32] Там же, 21: AAS 95 (2003), 447.

[33] Ср. Иоанн Павел II, Энциклика Redemptor hominis (4 марта 1979), 20: AAS 71 (1979), 309-316; Апостольское послание Dominicae Cenae (24 февраля 1980), 4: AAS 72 (1980), 119-121.

[34] Ср. Предложение 5.

[35] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии, III, вопр. 80, ст. 4: «В этом Таинстве, как и в других, то, что есть таинство, – это знак того, что есть реалия таинства. Ведь реалия этого Таинства двойная, как говорилось выше: одна – которая обозначается и содержится, а именно, Сам Христос; другая же обозначена, но не содержится, а именно, мистическое Тело Христово, которое есть общество святых. Посему кто принимает это Таинство, тем самым знаменует свое единение со Христом и включение в члены Его Тела. И это осуществляется оформленной верой, которой нет ни у кого, на ком смертный грех».

[36] N. 38: AAS 95 (2003), 458.

[37] II Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, 23. (Прим. пер.: Цитаты из документов II Ватиканского Собора приводятся по русскому переводу, опубликованному в сборнике Документы II Ватиканского Собора. М.: «Паолине», 1998).

[38] Конгрегация вероучения, Послание к епископам Католической Цекрви о некоторых аспектах Церкви как общения Communionis notio (28 мая 1992), 11: AAS 85 (1993), 845.

[39] Предложение 5: «Термин “кафолический” выражает вселенскость, проистекающую из единства, которое Евхаристия, совершаемая в каждой Церкви, созидает и которой благоприятствует. Отдельные Церкви во Вселенской Церкви имеют, таким образом, совершая Евхаристию, обязанность свои собственные отличия делать зримыми в единстве. Эти узы братской любви призваны служить отпечатком троического общения. Соборы и синоды знаменуют в истории этот братский аспект Церкви».

[40] Ср. там же.

[41] Декрет о служении и жизни священников Presbyterorum Ordinis, 5.

[42] Ср. Предложение 14.

[43] Догматическая конституция о Церкви Lumen Gentium, 1.

[44] О Молитве Господней, 23: PL 4, 553.

[45] II Ватиканский Вселенский Собор Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, 48; Ср. также там же 9.

[46] Ср. Предложение 13.

[47] Ср. II Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, 7.

[48] Ср. там же, 11; II Ватиканский Вселенский Собор Догматическая конституция о Церкви Lumen Gentium, 11; II Ватиканский Вселенский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 9.13.