Евхаристия и таинства
Сакраментальность Церкви
16. II Ватиканский Собор напомнил, что «все таинства, равно как и все церковные служения и труды апостольства, тесно связаны со святой Евхаристией и к ней направлены. Ведь в Святейшей Евхаристии содержится всё духовное благо Церкви, то есть Сам Христос, Пасха наша и Хлеб живой, через Плоть Свою, Святым Духом оживотворенную и животворящую, подающий жизнь людям, которые таким образом призываются и побуждаются в единении с Ним приносить в жертву самих себя, свой труд и всё тварное»[41]. Такая тесная связь Евхаристии с другими таинствами и с христианской жизнью осознается во всей ее глубине при созерцании тайны самой Церкви как таинства[42]. Ввиду этого II Ватиканский Собор утверждает, что «Церковь составляет во Христе своего рода таинство – то есть знамение и орудие – глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого»[43]. По словам св. Киприана, она как «народ, соединенный единством Отца, и Сына, и Святого Духа»[44], является таинством тринитарного общения.
Тот факт, что Церковь есть «всеобщее таинство спасения»[45], показывает, как сакраментальное домостроительство окончательно определяет способ, которым Христос, единственный Спаситель, через Святого Духа достигает нашей жизни в свойственных ей обстоятельствах. Церковь принимается и в то же время проявляется в семи таинствах, посредством которых благодать Божия конкретным образом влияет на бытие верующих, чтобы вся их жизнь, искупленная Христом, становилась культом, благоугодным Богу. Ввиду этого я желаю подчеркнуть некоторые выявленные Отцами Синода элементы, помогающие понять связь всех таинств с евхаристической Тайной.
I. Евхаристия и христианское посвящение
Евхаристия – полнота христианского посвящения
17. Если Евхаристия является источником и вершиной жизни и миссии Церкви, из этого, прежде всего, следует, что путь христианского посвящения ориентирован на то, чтобы обеспечить доступ к этому Таинству. Как говорили Отцы Синода, мы должны в этой связи задаться вопросом, в достаточной ли мере в наших христианских общинах осознается связь между крещением, миропомазанием и Евхаристией[46]. Никогда не следует забывать, что именно ввиду Евхаристии мы принимаем крещение и миропомазание. Это обстоятельство предполагает более целостное осознание в пастырской практике всей последовательности христианского посвящения. Таинство крещения, в котором мы сообразуемся Христу[47], будучи введены в Церковь и став детьми Божиими, представляет собой дверь, ведущую ко всем таинствам. Ею мы вводимся в одно Тело Христово (ср. 1 Кор 12. 13), в народ священнический. В то же время, именно участие в евхаристической Жертве совершенствует в нас то, что было дано в Крещении. Также и дары Духа подаются для созидания Тела Христова (1 Кор 12) и для большего евангельского свидетельства в мире[48]. Поэтому Пресвятая Евхаристия ведет христианское посвящение к его полноте и оказывается центром и целью всей сакраментальной жизни[49].
Порядок таинств христианского посвящения
18. В этом контексте необходимо уделить внимание теме порядка таинств посвящения. В Церкви существуют различные традиции. Подобное разнообразие проявляется с очевидностью в церковных традициях Востока[50], равно как и в западной практике в том, что касается посвящения взрослых[51] в сравнении с посвящением детей[52]. Тем не менее, эти различия не имеют собственно догматического свойства, а обусловлены причинами пастырского характера. Нужно конкретно уяснить, какая практика может в действительности лучше помогать тому, чтобы Таинство Евхаристии занимало у верных центральное место как реальность, к которой устремлено всё посвящение. В тесном сотрудничестве с компетентными ведомствами Римской Курии Епископские Конференции пусть удостоверятся в действенности бытующей на сей день последовательности посвящения, чтобы посредством воспитательной деятельности в наших общинах христианин получал всё большую помощь на своем пути к зрелости и, достигая принятия в своей жизни подлинно евхаристического основания, становился способным дать отчет в своем уповании тем образом, который соответствует нашему времени (ср. 1 Петр 3. 15).
Посвящение, христианская община и семья
19. Надо всегда помнить о том, что всё христианское посвящение – это путь обращения, который надлежит проходить с помощью Божией и вместе с церковной общиной, будь то когда взрослый просит о вхождении в Церковь, как это случается в условиях первой евангелизации либо в многочисленных секуляризованных регионах, так и когда родители просят о таинствах для своих детей. В связи с этим я хочу обратить особое внимание на связь между христианским посвящением и семьей. В пастырской деятельности следует всегда делать христианскую семью участницей процесса посвящения. Принятие крещения, миропомазания и первого причастия – это решающие моменты не только для принимающей их личности, но и для всей семьи, которую в исполнении ею воспитательной задачи должна поддерживать церковная община в лице различных своих составляющих[53]. Мне хотелось бы здесь подчеркнуть значение первого причастия. Для очень многих верующих этот день остается запечатленным по-настоящему глубоко в памяти как тот первый момент, в который, пусть только на начальном уровне, они ощутили важность личной встречи с Иисусом. Пастырское попечение в приходах о столь значительных ситуациях должно быть подобающим.
II. Евхаристия и таинство примирения
Их внутренняя связь
20. Отцы Синода справедливо утверждали, что любовь к Евхаристии ведет к тому, чтобы всё больше и больше ценить таинство примирения[54]. По причине связи между этими таинствами подлинная катехеза о смысле Евхаристии не может быть отделена от поощрения к пути покаяния (ср. 1 Кор 11 . 27-29). Мы с уверенностью констатируем, что в наше время верующие оказываются погружены в культуру, стремящуюся сгладить чувство греха[55] и способствующую поверхностному подходу, который ведет к забвению необходимости пребывания в благодати Божией для достойного причащения[56]. В действительности утрата сознания греха влечет за собой и поверхностное понимание самой любви Божией. Очень важно напоминать верующим элементы, выражающие в обряде святой Мессы осознание ими своей греховности, равно как и милосердия Божия[57]. Кроме того, взаимосвязь между Евхаристией и таинством примирения напоминает нам о том, что грех никогда не является исключительно индивидуальной реальностью; он всегда предполагает поврежденность внутри церковной общины, в которую мы включены благодаря крещению. Поэтому примирение есть laboriosus quidam baptismus [некое крещение многотрудное][58], как говорили Отцы Церкви, подчеркивая таким образом, что итогом пути покаяния является восстановление полного церковного общения, которое проявляется в возможности вновь приступать к Евхаристии[59].
Некоторые пастырские проблемы
21. Синод напомнил, что пастырской обязанностью епископа должно быть развитие в его епархии решительного устремления к оживлению такого воспитания обращения, которое рождается из Евхаристии и поощряет верных к частой исповеди. Все священники пусть щедро, деятельно и компетентно посвящают себя преподанию таинства примирения[60]. В этой связи следует обращать внимание на то, чтобы исповедальни в наших церквях были по своему местоположению хорошо заметны и явственно выражали значение этого таинства. Я прошу пастырей с бдительным вниманием относиться к совершению таинства примирения, ограничивая практику общего отпущения грехов только предусмотренными случаями[61], чтобы индивидуальная исповедь была обычной его формой[62]. Ввиду необходимости нового открытия сакраментального прощения в каждой епархии следует всегда иметь пенитенциария[63]. Наконец, с новым осознанием взаимосвязи между Евхаристией и примирением ценную помощь может оказать уравновешенная и мудрая практика индульгенций, получаемых как для себя, так и для усопших. Посредством индульгенций получают «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена»[64]. Использование индульгенций помогает нам понять, что мы неспособны лишь нашими собственными силами исправить совершённое зло и что грехи каждого наносят урон всей общине. Кроме того, практика индульгенций, предполагающая не только учение о безграничных заслугах Христа, но и доктрину об общении святых, говорит нам о том, «насколько тесно связаны мы во Христе друг с другом и насколько сверхъестественная жизнь каждого может служить другим»[65]. Поскольку сама форма индульгенций предусматривает среди прочих условий, что получающий их приступает к исповеди и к причащению, их практика способна действенно поддерживать верных на пути обращения и открытия центрального значения Евхаристии в христианской жизни.