Смекни!
smekni.com

Развитие евхаристического обряда [3] (стр. 1 из 21)

ПОСЛЕСИНОДАЛЬНОЕ

АПОСТОЛЬСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

SACRAMENTUM CARITATIS

ВЕРХОВНОГО ПОНТИФИКА

ПАПЫ БЕНЕДИКТА XVI

ЕПИСКОПАМ, СВЯЩЕННИКАМ,

МОНАШЕСТВУЮЩИМ

И ВЕРНЫМ ХРИСТУ МИРЯНАМ

О ЕВХАРИСТИИ –

ИСТОЧНИКЕ И ВЕРШИНЕ

ЖИЗНИ И МИССИИ ЦЕРКВИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение [1]

Пища истины [2]

Развитие евхаристического обряда [3]

Синод Епископов и Год Евхаристии [4]

Цель настоящего Обращения [5]

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

ЕВХАРИСТИЯ – ТАЙНА, В КОТОРУЮ ВЕРУЮТ

Евхаристическая вера Церкви [6]

Пресвятая Троица и Евхаристия

Хлеб, сшедший с небес [7]

Свободный дар Пресвятой Троицы [8]

Евхаристия: Иисус – истинный жертвенный Агнец

Новый и вечный завет в крови Агнца [9]

Установление Евхаристии [10]

Figura transit in veritatem [11]

Святой Дух и Евхаристия

Иисус и Святой Дух [12]

Святой Дух и евхаристическое священнодействие [13]

Евхаристия и Церковь

Евхаристия – каузальный принцип Церкви [14]

Евхаристия и церковное общение [15]

Евхаристия и таинства

Сакраментальность Церкви [16]

I. Евхаристия и христианское посвящение

Евхаристия – полнота христианского посвящения [17]

Порядок таинств христианского посвящения [18]

Посвящение, христианская община и семья [19]

II. Евхаристия и таинство примирения

Их внутренняя связь [20]

Некоторые пастырские проблемы [21]

III. Евхаристия и елеопомазание больных [22]

IV. Евхаристия и таинство священства

In persona Christi capitis [23]

Евхаристия и священнический целибат [24]

Нехватка духовенства и пастырская забота о призваниях [25]

Благодарность и надежда [26]

V. Евхаристия и брак

Евхаристия – брачное Таинство [27]

Евхаристия и единственность брака [28]

Евхаристия и нерасторжимость брака [29]

Евхаристия и эсхатология

Евхаристия – дар людям в их странствии [30]

Эсхатологический пир [31]

Молитва за усопших [32]

Евхаристия и Дева Мария [33]

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

ЕВХАРИСТИЯ – ТАЙНА, КОТОРУЮ СОВЕРШАЮТ

Lex orandi и lex credendi [34]

Красота и литургия [35]

Евхаристическое священнодействие – дело Всецелого Христа (Christus Totus)

Christus totus in capite et in corpore [36]

Евхаристия и воскресший Христос [37]

Ars celebrandi [38]

Епископ – литург в высшей степени [39]

Уважение к литургическим книгам и богатству знаков [40]

Искусство, предназначенное для священнодействия [41]

Литургическое пение [42]

Структура евхаристического священнодействия [43]

Внутреннее единство священнодействия [44]

Литургия слова [45]

Проповедь [46]

Приношение даров [47]

Евхаристическая молитва [48]

Приветствие мира [49]

Преподание и принятие Евхаристии [50]

Отпуст: Ite, missa est [51]

Actuosa participatio [52]

Подлинное участие [53]

Участие и священническое служение [53]

Евхаристическое священнодействие и инкультурация [54]

Личные условия для деятельного участия [55]

Участие христиан, не являющихся католиками [56]

Участие через средства коммуникации [57]

Деятельное участие больных [58]

Забота о заключенных [59]

Мигранты и участие в Евхаристии [60]

Большие сослужения [61]

Латинский язык [62]

Евхаристические священнодействия в малых группах [63]

Внутреннее участие в священнодействии

Мистагогическая катехеза [64]

Благоговение перед Евхаристией [65]

Поклонение Святым Дарам и евхаристическое благочестие

Внутренняя связь между богослужением и поклонением Святым Дарам [66]

Практика поклонения Святым Дарам [67]

Формы евхаристического благочестия [68]

Место дарохранительницы в Церкви [69]

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:

ЕВХАРИСТИЯ – ТАЙНА, КОТОРОЙ ЖИВУТ

Евхаристическая форма христианской жизни

Духовный культ (logiké latreía) (Рим 12. 1) [70]

Всеохватная действенность евхаристического культа [71]

«Iuxta dominicam viventes» [72]

Воскресная обязанность [73]

Значение отдыха и труда [74]

Воскресные собрания в отсутствие священника [75]

Евхаристическая форма христианской жизни – принадлежность к Церкви [76]

Духовность и евхаристическая культура [77]

Евхаристия и евангелизация культур [78]

Евхаристия и верные-миряне [79]

Евхаристия и священническая духовность [80]

Евхаристия и посвященная Богу жизнь [81]

Евхаристия и нравственное преображение [82]

Евхаристическое соответствие [83]

Евхаристия – Тайна, которую надлежит возвещать

Евхаристия и миссия [84]

Евхаристия и свидетельство [85]

Единственный Спаситель – Иисус Христос [86]

Свобода культа [87]

Евхаристия – Тайна, которую надлежит предлагать миру

Евхаристия – Хлеб, преломляемый за жизнь мира [88]

Социальные аспекты евхаристической Тайны [89]

Пища истины и человеческая нужда [90]

Социальное учение Церкви [91]

Освящение мира и защита творения [92]

Польза Евхаристического компендиума [93]

Заключение [94]

_______________________________________

ВВЕДЕНИЕ

1. Таинство любви[1] – Пресвятая Евхаристия – есть дар самоотдачи Иисуса Христа, открывающий нам безграничную любовь Божию к каждому человеку. Это дивное Таинство являет ту «большую» любовь, которая привела Его к тому, чтобы «положить жизнь Свою за друзей Своих» (ср. Ин 15. 13). Воистину, Иисус возлюбил их «до конца» (Ин 13. 1). Этими словами Евангелист вводит в то деяние бесконечного смирения, которое совершил Иисус: прежде чем умереть за нас на кресте, Он препоясывается полотенцем и омывает ноги Своим ученикам. Таким же образом в Таинстве Евхаристии Иисус продолжает любить нас «до конца», вплоть до дарования нам Своего Тела и Своей Крови. Какое потрясение должны были испытать сердца апостолов, ставших свидетелями того, что сказал и сделал Господь на той Вечере! Какое восхищение должна вызывать Тайна Евхаристии в наших сердцах!

Пища истины

2. В Таинстве алтаря Господь приходит к человеку, сотворенному по образу и подобию Божию (ср. Быт 1. 28), и становится его спутником. В этом Таинстве Господь поистине соделывается пищей для человека, испытывающего голод истины и свободы. Поскольку только истина способна сделать нас свободными (ср. Ин 8. 32), Христос становится для нас пищей истины. С глубоким пониманием человеческого естества святой Августин обратил внимание на то, как человек действует по собственной воле, а не по принуждению, когда встречает что-то привлекательное и желанное. Спрашивая себя, чем же может быть так внутренне движим человек, святой епископ отвечает: «Чего ищет душа более всего, если не истины?»[2] Действительно, в каждом человеке есть неугасимая жажда окончательной и определенной истины. Господь Иисус – «путь, и истина, и жизнь» (Ин 14. 6) – обращается к жаждущим сердцам людей, истомившимся в странствии, к сердцам, ищущим источника жизни, к сердцам, алчущим Истины. Иисус Христос есть Истина, ставшая Личностью и привлекающая мир к Себе: «Иисус – путеводная звезда человеческой свободы: без Него свобода теряет свой ориентир, ибо без знания истины свобода лишена основания, обособляется и становится пустым капризом. С Ним свобода обретает себя»[3]. В Таинстве Евхаристии Иисус показывает нам, в частности, истину о любви, являющейся самой сущностью Бога. Именно эта евангельская истина затрагивает всех людей и каждого человека. Поэтому Церковь, обретающая в Евхаристии самое средоточие своей жизни, постоянно проявляет заботу о том, чтобы возвещать всем, вовремя и не вовремя (ср. 2 Тим 4. 2), что Бог есть любовь[4]. Поскольку Христос сделался для нас пищей истины, Церковь обращается к каждому человеку, приглашая его свободно принять дар Божий.

Развитие евхаристического обряда

3. Взирая на двухтысячелетнюю историю Церкви, ведомой мудрым действием Святого Духа, мы с благодарностью восхищаемся веками упорядоченным развитием тех обрядовых форм, в которых мы совершаем воспоминание события нашего спасения. Начиная с многочисленных форм, принадлежащих первым векам, по-прежнему сияющих в обрядах древних Церквей Востока, вплоть до распространения римского обряда, от ясных указаний Тридентского Собора и Миссала св. Пия V до того литургического обновления, которого возжелал II Ватиканский Собор, – на каждом этапе истории Церкви евхаристическое богослужение как источник и вершина жизни и миссии Церкви блистало всем своим многообразным богатством в литургическом обряде. XI Ординарная генеральная ассамблея Синода Епископов, проходившая со 2 по 23 октября 2005 г. в Ватикане, выразила в связи с этой историей глубокое благодарение Богу, признавая деятельное водительство Святого Духа. Отцы Синода, в частности, констатировали и подтвердили то благотворное влияние, которое имела для жизни Церкви литургическая реформа, начатая Вселенским II Ватиканским Собором[5]. Синод Епископов смог оценить послесоборное восприятие этой реформы. Было чрезвычайно много одобрительных оценок. Трудности, а также некоторые отмеченные злоупотребления, не могут, как утверждалось, затмить того, что литургическое обновление, содержащее в себе еще не полностью исчерпанные богатства, является благим и действенным. Конкретно речь идет о том, чтобы понимать те изменения, которых хотел Собор, в контексте единства, свойственного историческому развитию самого обряда, без внесения в него искусственных разрывов[6].

Синод Епископов и Год Евхаристии

4. Кроме того, важно отметить связь между недавним Синодом Епископов, посвященным Евхаристии, и тем, что происходило в последние годы в жизни Церкви. Прежде всего, мы должны обратить свои мысли к Великому Юбилею 2000 года, посредством которого мой возлюбленный Предшественник Слуга Божий Иоанн Павел II ввел Церковь в Третье тысячелетие. Юбилейный год, вне всякого сомнения, был отмечен глубоко евхаристическим смыслом. Нельзя также забывать того, что Синод Епископов предварялся и в каком-то смысле был подготовлен Годом Евхаристии, которого с такой прозорливостью желал Иоанн Павел II для всей Церкви. Этот период, начавшийся с Международного евхаристического конгресса в Гвадалахаре в октябре 2004 г., завершился 23 октября 2005 г., в конце XI Ассамблеи Синода, канонизацией пяти блаженных, которых особым образом отличало евхаристическое благочестие: епископа Юзефа Бильчевского, священников Гаэтано Катанозо, Зигмунта Гораздовского и Альберто Уртадо Кручаги, а также монаха-капуцина Феличе да Никозиа. Благодаря наставлениям, преподанным Иоанном Павлом II в апостольском послании Mane Nobiscum Domine[7] и ценным предложениям Конгрегации богослужения и таинств[8], епархиями и различными церковными институтами были предприняты многочисленные инициативы в целях пробудить и взрастить в верных евхаристическую веру, усовершенствовать красоту богослужений, содействовать развитию поклонения Святым Дарам, а также поощрять деятельную солидарность, которая, начинаясь с Евхаристии, достигает самых нуждающихся. Наконец, необходимо отметить значение последней энциклики моего досточтимого Предшественника Ecclesia de Eucharistia[9], в которой он оставил нам надежное учительское основание касательно евхаристической доктрины и последнее свидетельство того, какое центральное место это Божественное Таинство занимало в его жизни.