Смекни!
smekni.com

П. М. Бицилли о судьбах России (стр. 2 из 4)

Но, пожалуй, первым, обратившимся к основательному, глубокому изучению трудов Бицилли, был Б.С. Каганович. В 1988 г. в Будапеште

' Чижевский Д. Рец.: П.М. Бицилли. Очерки теории исторической науки. Прага, 1925, 338 с.// Современные

записки. Париж. 1929. № 39. С. 542 - 547; В. Вейдле. Рец.: П. Бицилли. Место Ренессанса в истории

культуры. Ежегодник Софийского университета. Т. 29 (1). София. 1933 // Современные записки. 1933. №

53. С. 457; Гревс И. М. Лик и душа средневековья // Анналы. Пг., 1922. № 1. С. 21 - 41; Карсавин Л.П. Рец.:

П.М. Бицилли. Салимбене. Очерки итальянской культуры XIII века. Одесса, 1916 // Исторический вестник.

1917. Т. CXIVIII. № 4. С. 259 - 260; Цетлин М. Проф. П. Бицилли. - Этюды о рус. поэзии. Изд. «Пламя».

Прага. 1926 // Современные записки. Париж. 1926. Кн. 27. С. 566 - 569.

2 Рубинштейн Н.Л. О путях исторического исследования // История СССР. 1962. № 6. С. 88 - 114.

J Чиколини Л.С. Средневековая и ренессансная культура Италии |в русской дореволюционной

историографии // Средние века. Вып. 47. М., 1987. С. 215 - 246.

вышла его статья, посвященная филологическим работам профессора . Далее, Бицилли рассматривается им в контексте петербургской школы медиевистики, как один из ее представителей, в двух диссертациях . Б.С. Каганович стал и автором вступительных статей к переизданным книгам ученого «П.М. Бицилли и его книга»3 и «П.М. Бицилли и культура Ренессанса»4. Кроме того, им было опубликовано еще две статьи по той же тематике5. Во всех этих работах Б.С. Каганович останавливается на историко-теоретических воззрениях профессора, пытается «вписать» их в научный контекст. Он также стремится выявить истоки исторических и филологических взглядов ученого. Большая работа была проделана Б.С. Кагановичем и по сбору биографических сведений о Бицилли. Отдельно отметим его статью «К теме: П.М. Бицилли и евразийцы»6, в которой Б.С. Каганович публикует неизвестные ранее письма Бицилли одному из идейных вдохновителей евразийства П.Н Сувчинскому. Эти письма представляют собой одно из многих полемических выступлений Бицилли против евразийства и помогают полнее понять причины расхождения путей этого течения и историка. В целом, заслуга Б.С. Кагановича в воссоздании научной деятельности профессора и его исторического мировоззрения несомненна.

Нужно отметить, что имеющиеся сегодня работы других исследователей-историков, посвященных творчеству Бицилли, также направлены преимущественно на изучение его концепции западноевропейского средневековья и Ренессанса.

Работы Бицилли стали предметом еще двух диссертационных сочинений - А.А. Морозова (Русская медиевистика в эмиграции (Л.П. Карсавин, П.М.

1 Каганович Б.С. П.М. Бицилли как литературовед // Studia Slavica Hungaria. Budapest. 1988. № 34. С. 205 -222.

2 См.: Он же. Петербургская школа медиевистики в конце XIX - начале XX века. Автореф. дис ... канд. истор. наук. Л., 1986. Он же. Русские историки Западного Средневековья и Нового времени (Конец XIX - первая половина XX в.) Дисс...доктора истор. наук. СПб., 1995.

3 См. в кн.: П.М. Бицилли. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. VII-XXVTI.

4 См. в кн.: П.М. Бицилли. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996. С. VII-XI11.

5 Каганович Б.С. П.М. Бицилли как историк средневековой и ренессансной культуры // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 186 - 197. Он же. П.М. Бицилли как историк культуры // Одиссей: Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: Наука. 1994. С. 256 - 271.

6 Диаспора. Новые материалы. СПб., 2001. Вып.2. С. 291-299.

Бицилли, Н.П. Оттокар). Дисс.канд. ист. наук. Омск, 2001) и М. Н. Рудмана (Концепция исторического синтеза в творчестве Л.П. Карсавина и П.М. Бицилли. Автореф. дисс.канд. ист. наук. Казань, 2002). Первый рассматривает Бицилли так же, как и Б.С. Каганович, в контексте петербургской школы медиевистики, но акцент в изучении творчества этих историков переносится им на послереволюционный период. Автор

убедительно, на наш взгляд, доказывает, что,

Средневековья и Возрождения Бицилли в эмиграции не претерпела

существенных изменений. Однако А.А. Морозов

рассматривать Бицилли преимущественно как историка-медиевиста, что, на наш взгляд, не совсем правомерно, так как спектр научных исследований этого ученого в эмиграции был чрезвычайно широк.

Довольно оригинальные, но неоднозначные высказывает в своей работе М.Н. Рудман. Он строит

сопоставлении медиевистских концепций П.М. Бициллин Л.П. Карсавина. М.Н. Рудман выдвигает гипотезу о непосредственном влиянии идей средневековых мыслителей (а именно - мистиков) на теоретические взгляды

двух ученых. В результате исследований творчества спорный, на наш взгляд, вывод о том, что в 30 - 40-х гг. к мысли о необходимости метафизической основы в

синтеза, сближаясь с философией истории Карсавина1.

Анализ основных аспектов медиевистской концепции Бицилли в контексте российской гуманитарной мысли первой четверти XX века

представлен в работе Л.А. Сыченковой «Культура

целом, концепция

предлагает и далее

и спорные тезисы свое исследование на

[Бицилли автор делает этот историк приходит поиске исторического

Западной Европы в

- начало 30-х гг.

российском гуманитарном знании (вторая половина У> XX вв.)» (Казань, 2000). При этом автор отмечает новаторство и оригинальность многих идей Бицилли, касающихся культуры западноевропейского средневековья. Так, Л.А. Сыченкова считает, что

1 М.Н. Рудман. Концепция исторического синтеза в творчестве Л.П. Карсавина и П.М. Бицилли. Автореф. дисс.канд. ист. наук. Казань, 2000)2002. С. 31.

работу П.М. Бицилли «Элементы средневековой культуры» можно рассматривать в качестве предвосхищения «истории ментальностей»1. При этом автор настаивает на особом пути русской медиевистики, отличном от Запада.

Достаточно глубоко были исследованы Л.А. Сыченковой и представления Бицилли о Ренессансе, которые она, опять же, включила в контекст российской культурологической мысли. Концепцию Ренессанса Бицилли Л.А. Сыченкова склонна рассматривать как «своего рода ответную реакцию на теории «смерти культур» О. Шпенглера, В. Кайзерлинга, Г. Зиммеля и др.»2. Основное же внимание при анализе самой концепции Бицилли автор уделяет рассмотрению «Северного Возрождения».

Изучением творчества Бицилли занималась также М. Васильева. В основном, ее внимание направлено на филологические и культурологические работы. Ею была написана и вступительная статья к последнему вышедшему сборнику переизданных трудов Бицилли.3

Среди работ, посвященных исследованию жизненного пути Бицилли, отметим обширную статью русскоязычного израильского историка М.А. Бирмана4. Данная работа написана с привлечением большого числа архивных и других материалов, содержащих биографические сведения о Бицилли.

В статье Т.Н. Поповой и И.В. Максименко «Судьбы ученых: из истории Новороссийского университета (биоисториографические этюды)» один из

Л.А. Сыченкова. Культура Западной Европы в российском гуманитарном знании (вторая половина XIX -начало 30-х гг. XX вв.). Казань, 2000. 248с. О том, что Бицилли предвосхитил ряд выводов новейшей медиевистики (имеются в виду работы Ж. Ле Гоффа и А. Я. Гуревича) говорили также Б.С. Каганович (П.М. Бицилли. и его книга «Элементы средневековой культуры» // П.М. Бицилли. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. VII - XXVIII) и В. Т. Пашуто (Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992. С. 86 - 89).

2 Там же. С. 228.

J M. Васильева. Путь интуиции // П.М. Бицилли. Трагедия русской культуры: Исследования. Статьи. Рецензии. М., 2000. С: 5 - 28; она же. Писатели русского зарубежья (1918 - 1940). М., 1993. Ч. 1; она же. П.М. Бицилли- пушкинист // Пушкин и культура русского зарубежья: Междунар. научн. конференция, посвященная 200-летию со дня рождения, 1 - 3 июля 1999 г./ Сост. Васильева М. А. - М., 2000. 406с. 4 М. А. Бирман. П.М. Бицилли. (1879 - 1953) // Славяноведение. 1997. № 4. С. 49-63.

этюдов посвящен П.М.Бицилли1. Ценность данной работы заключается в освещении страниц «российского периода» жизни ученого, по которому до сих пор представлено минимальное количество информации.

Ко всем вышеуказанным работам, пожалуй, можно добавить вступительные статьи о жизни и творчестве Бицилли, сопровождающие различные переиздания трудов этого ученого, и фрагментарные упоминания его имени в работах некоторых исследователей.

Небольшая статья о Бицилли бьша опубликована В.А. Тунимановым в 1990 году в журнале «Русская литература»2. Эта статья имеет целью лишь знакомство читателя с «выдающимся русским историком, филологом, славистом, автором огромного количества работ по средневековой и новой русской и европейской истории и философии культуры»3, а также обозначить основные вехи его жизненного пути.

В статье В.П. Вомперского «Петр Михайлович Бицилли. Жизненный и творческий путь»4 автором делается акцент на филологических, лингвистических и социолингвистических исканиях ученого. Но в общих чертах В.П. Вомперский дает и представление о направлениях научной деятельности Бицилли в области истории, очерчивает круг его интересов в данной сфере, отмечает те изменения в его творчестве, которые произошли после отъезда профессора за границу.

Сравнительно мало известно имя Бицилли и за пределами России. Исключение составляет, пожалуй, лишь Болгария, где сегодня заметно растет интерес к его творчеству. Так, несколько статей посвятил Бицилли его ученик X. Гандев5, приводя ценные биографические материалы о деятельности профессора в Болгарии. О пребывании Бицилли в Софийском университете рассказывает

1 Попова Т.Н., Максименко И.В. Судьбы ученых: из истории Новороссийского университета (биоисториографические этюды) // Российские университеты в XVIII - XX вв.: Сб-к научн. статей. / Воронежский гос. ун-т; Отв. Ред. Чесноков В.И. Воронеж, 1999. Вып. 4. С. 168 - 171.

2 В.А. Туниманов. П.М. Бицилли: Статьи. История. Культура. Литература // Русская литература. 1990. № 2. С. 134- 138.

3 Там же. С. 134.

4 В.П. Вомперский. П.М. Бицилли. Жизненный и творческий путь // П.М. Бицилли. Избранные труды по филологии. М., 1996. С. 6-21.