Если нет воскресения, нет и Бога, нет и Промысла, но все управляется и движется случайно... Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые?” О, неверие! О, безумие! Тот, Кто одним только желанием изменил прах и тело, Кто повелел малому семени расти в утробе и совершать этот многообразный и разнообразный телесный организм, не тем ли более, как только захочет, воскресит то, что произошло и исчезло?.. Господь объявил о воскресении тел не словом только, но и делом. Прежде всего, когда воскресил Лазаря, четверодневного и уже предавшегося тлению и уже смердевшего. Ибо Он воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душою — и не другое, а то самое, которое предалось тлению... Рассмотри семена, зарываемые в бороздах, как бы в могилах. Кто — доставляющий им корни, стебель и листья и колосья и тончайшие острые иглы на колосе? Не Творец ли всяческих? Не повеление ли Того, Кто устроил все?.. Итак, мы воскреснем, ибо души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление...
Однажды, встав очень рано, ходил я с двумя братьями вне... города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в удивлении сказал: “Если звезды сияют с такой славой, то насколько более праведные и святые, сотворившие волю святого Бога, в тот час, когда придет Господь, воссияют неизреченным светом спасительной славы!” Но вдруг при воспоминании об этом страшном Христовом пришествии содрогнулись кости мои, и, ощутив трепет в теле и душе, я заплакал с сердечной болью и сказал, вздыхая: “Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии?.. Как мне, бесплодному, оказаться в числе святых?.. Или что мне делать, когда святые узнают друг друга в небесном чертоге? Кто меня узнает? Праведные будут в чертоге, а нечестивые в огне.”
Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра, напротив, и (теми, кто) в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа... Кто бывает всем, Тот бывает и во всех. Этим, мне кажется, Писание научает совершенному уничтожению порока. Ибо если во всех существах будет Бог, то, без сомнения, Он не будет в существах порока... Цель у Бога одна... — всем уделить приобщение благ, которые в Нем... После очищения и истребления страстей огненными врачевствами место каждого (дурного) свойства займет (противоположное) доброе: нетление, жизнь, честь, благодать, слава, сила, и если еще что иное представляем умосозерцаемым и в самом Боге, и в Его образе, то есть в природе человеческой.
“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Апок. 21:1). Здесь говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: “сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих” (Рим. 8:21)... Обновление старого не значит уничтожение, но только устранение старости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: “и тот, да не тот,” то есть — изменился... Видение святым (Иоанном) святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим... Этот город, основание которого Христос, составляется из святых... Не будет (там) ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное веселие.
На кресте (Христа) смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо “не находит себе в Нем места.” Итак, искупление есть борьба жизни со смертью и победа жизни. Человечество Христа — это начаток новой твари: через Его человечество сила жизни вторгается в космос, чтобы его воскресить и преобразить конечной победой над смертью. После воплощения и Воскресения смерть уже не спокойна: она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к... “восстановлению всяческих” — то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет “все во всем”... Христос — Глава Церкви, то есть того нового человечества, в лоне которого никакой грех, никакая враждебная сила не могут больше окончательно отлучить человека от благодати... Дело Христа простирается на все человечество за видимыми пределами Церкви. Всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие воскресения косвенно является верой во Христа, ибо одна только сила Христова воскрешает и воскресит мертвых. После победы Христа над смертью воскресение стало общим законом твари — не только человечества, но и животных, растений, камней, всего космоса...
Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исаия возопил: “ад, — говорит, — огорчился, встретив Тебя долу” (Ис. 14:9); огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен; огорчился, ибо был связан. Принял тело — и коснулся Бога; принял землю — и встретил Небо; принял, что видел — и попан в том, чего не видел. “Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?” (Ос. 13:14). Воскрес Христос — и ты низвержен! Воскрес Христос — и пали демоны! Воскрес Христос — и ни одного мертвого во гробе! Восстал Христос из мертвых, положив начаток усопшим. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
К главе I
Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Cс. 148-150.
Климент Александрийский = Строматы, 1, 2-1, 5 [Cс. 23-31].
Блаженный Августин = Исповедь [Сс. 136-137].
8:28-31.
Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово нравственное 2, 7, 287-295 [SC 122, 386].
К главе II
Климент Александрийский = Строматы 2, 2 [С. 181].
Климент Александрийский = Строматы 5, 12 [Сс. 585-586].
Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер. в кн.: Г. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. Сс. 160-164.
Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 4-5. Цит. по: Г. Прохоров. Памятники... Сс. 172-176.
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 1, 4.
Святитель Григорий Богослов = Слово 31 [Т. 1. Сс. 455-456].
К главе III
Символ Никейского Собора = Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344.
Святитель Афанасий Александрийский = На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т. 2. Сергиев Посад, 1902. Сс. 198-200].
Святитель Григорий Богослов = Слово 20 [Т. 1. Сс. 301-304].
Святитель Григорий Богослов = Слово 31 [Т. 1. С. 451].
Преподобный Симеон Новый Богослов = Гимн 45, 12-39 [SC 196, 102-104].
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 1, 8.
К главе IV
Воспоминания пастыря = Надежда №13. Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269-271.
М. Лермонтов = Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161.
На горах Кавказа = Сс. 4-6.
Святитель Василий Великий = Беседа 1-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 13].
А. Эйнштейн = Цит по: Свет и жизнь. Брюссель, 1990. С. 95.
Святитель Григорий Богослов = Слово 28 [Т. 1. Сс. 408-413].
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 2, 3-4.
Преподобный Симеон Новый Богослов = Гимн 38, 24-74 [SC 174, 468-472].
К главе V
Архимандрит Софроний = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25.
Григорий Нисский = Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86-87].
Епископ Диоклийский Каллист = Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Pр. 62-63.
Авва Дорофей = Поучение 1 [SC 92, 146-148].
Преподобный Макарий Египетский = Беседа 11, 5 [Беседы, послание и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 85].
Преподобный Макарий Египетский = Беседа 30, 7-8 [Там же. С. 234].
В. Ильин = Запечатанный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926. С. 16.
Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 185-187.
К главе VI
Святитель Григорий Богослов = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Казань, 1908. Сс. 181.
Святитель Григорий Нисский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 183.
Святитель Кирилл Александрийский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 95.
Изложение веры Халкидонского Собора = Греч. текст см. в кн.: А. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. СПб., 1904. Сс. 289.
Святитель Агафон, папа Римский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Казань, 1882. Сс. 35-36.
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 3, 14-15.
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 3, 17.
Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово нравственное 13, 76-89 [SC 129, 406].
Служба Рождеству Христову (стихира на вечерне) = Минея праздничная. С. 202.
К главе VII
Литургия святителя Василия Великого = Молитва по преложении Св. Даров (см. любое издание этой Литургии).
Священномученик Игнатий Богоносец = К Магнезийцам, 7 [Ранние Отцы Церкви. С. 113-114].
Послание к Диогнету = [Ранние Отцы Церкви. Сc. 595=597].
Святитель Кирилл Александрийский = Толкование на Евангелие от Иоанна 11, 11 [PG 74, 560А-561В].
К главе VIII
Учение Двенадцати апостолов = Учение 12 апостолов 7-9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20-21].
Литургия святителя Григория Богослова = He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 13-19.
Литургия святителя Иоанна Златоуста = Молитва анафоры (см. любое издание этой Литургии).
Святитель Кирилл Иерусалимский = Слово тайноводственное 4, 1-3 [Слова огласительные и тайноводственные. М., 1855. Сс. 367-368].
Протоиерей Фома Хопко = Основы Православия. Нью-Йорк, 1989. С. 85.
Митрополит Сурожский Антоний = Беседы о вере и Церкви. Сс. 118-127.
К главе IX
Преподобный Иоанн Лествичник = Лествица 28, 1-43 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 355-363].
Житие преподобного Максима Капсокаливита = Filokalia 5, 104-106.
Житие святителя Григория Паламы = Filokalia 5, 107-108.