Святитель Феофан Затворник = Цит. по: О молитве Иисусовой. Сс. 30-31.
На горах Кавказа = Cс. 7-10.
Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 125-126.
К главе X
Преподобный Макарий Египетский = Слово 6, 7-27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423-436].
Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово огласительное 17, 1-108 [SC 104, 254-262].
К главе XI
Священномученик Климент Римский = 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58-59].
Святитель Мефодий Патарский = О воскресении мертвых (против Оригена) [Полное собрание творений. СПб., 1877. С. 205].
Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 4, 27.
Преподобный Ефрем Сирин = Слово умилительное [Ephraim tou Syrou erga. Thessalonike, 1988. Sel. 392-393].
Святитель Григорий Нисский = О душе и воскресении [Творения. Ч. 4. М., 1862. Сс. 250, 278, 318, 326].
Святитель Андрей Кесарийский = Толкования на Апокалипсис, ст. 65 [Литературная учеба №2. М., 1991. С. 125.
Вл. Лосский = Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Сс. 286-288.
Святитель Иоанн Златоуст = Слово огласительное на Святую Пасху (spuria) [PG 59, 723-724].
БТ = Богословские Труды.
ЖМП = Журнал Московской Патриархии.
В. Е. П. = Bibliotheke ton hellenon pateron. Athenai.
Filokalia = Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963.
PG = J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca.
PL = J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series latina.
SC = Sources Chrétiennes.
Игумен Иларион (Алфеев) — православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, член Синодальной Богословской Комиссии, руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, заместитель главного редактора журнала “Церковь и время,” клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (г. Москва). Автор книг “Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие,” Le mystere de la foi, Introduction a la dogme et spiritualite orthodoxe (Paris, 2000), “Жизнь и учение св. Григория Богослова,” “Мир Исаака Сирина,” The Spiritual World of Isaac the Syrian (Kalamazoo, Michigan, 2000), “Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание,” St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (Oxford, 2000), “Ночь прошла, а день приблизился,” “Православное богословие на рубеже столетий,” “Христос — Победитель ада,” а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий “Отцы и учители Церкви III века” (в 2-х томах), “Восточные Отцы и учители Церкви IV века” (в 3-х томах). Переводчик творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
[1] Греческое слово “догма” с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово “догматический”). Слово “догмат” мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам: “Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо”; “Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы” (Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295-296).
[2] В. Лосский. Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. Сс. 10-11.
[3] La vie et l'oeuvre de saint Thomas d'Acquin: Thomas d'Acquin. Somme théologique. Paris, 1990. P. 24
[4] Августин. Исповедь 1, 1.
[5] Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 49-50
[6] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. Сс. 3 обложки и 308-309
[7] Платон. Тимей 28с-30b
[8] Платон. Тимей 41а
[9] Климент Александрийский. Строматы 1, 1-1, 5
[10] М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, М., 1986. Т. 1. Сс. 181-182
[11] Платон. Кратил 397b
[12] Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, ответ 18. СПб., 1905. С. 14
[13] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 113
[14] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 9
[15] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. С. 96
[16] Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 5, 4 [PG 3, 817С]
[17] Григорий Богослов. Слово 30 (О богословии 4), [Творения в 2-х томах. СПб., без года (изд. Сойкина). Т. 1. С. 440]
[18] Там же [Т. 1. Сс. 442-443].
[19] Исаак Сирин. Слово 60 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Athenai, 1977. Sel. 245]
[20] Григорий Богослов. Слово 23 [Т. 1. С. 338]
[21] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14
[22] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. С. 663].
[23] Цит. по: Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. Точный текст см.: Платон. Тимей 28с.
[24] Григорий Богослов. Там же.
[25] Василий Великий. Письмо 226 [Творения в 3-х томах. СПб., 1911 (изд. Сойкина). Т. 3. С. 283].
[26] Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1937. С. 102-103.
[27] Вечное. Сборник духовного чтения №342. Париж, 1983. С. 61
[28] Деяния Вселенских Соборов. Изд. 1-е. Т. 1. Казань, 1859. Сс. 101-103
[29] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Waу. London-Oxford, 1979. P. 44
[30] PG 32, 136
[31] Точное изложение православной веры 2, 2
[32] Там же 2, 3
[33] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]
[34] A. Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37
[35] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]
[36] А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464
[37] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326]
[38] См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234
[39] Точное изложение православной веры 2, 4
[40] Греч. diabolos буквально означает “клеветник.”
[41] Гимн 43, 137 [SC 196, 66].
[42] Василий Великий. Беседа 2-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 18].
[43] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 250.
[44] Платон. Тимей 38b.
[45] Там же. С. 478.
[46] Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 6.
[47] Там же.
[48] Там же. С. 9.
[49] Платон. Тимей 34b.
[50] Платон. Тимей 30а-с.
[51] Платон. Тимей 29с.
[52] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. Сс. 234-235.
[53] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 54.
[54] Точное изложение православной веры 2, 30.
[55] PG 89, 236С.
[56] См. Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 62-64.
[57] PG 31, 344C.
[58] PG 37, 690.
[59] Х. Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 102.
[60] Платон. Тимей 39е.
[61] De opificio mundi 69. Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 105.
[62] PG 11, 128.
[63] PG 31, 221С.
[64] PG 30, 13.
[65] PG 102, 180А-В.
[66] PG 6, 820В.
[67] В. Е. П. 41, sel. 341.
[68] Точное изложение православной веры 2, 12.
[69] Григорий Нисский. Толкование Блаженств 1, 4.
[70] Платон. Кратил 400с.
[71] Бхагавадгита 2, 22. Ашхабад, 1978. С. 86.
[72] PG 6, 1585В.
[73] PG 44, 225В-229С.
[74] PG 94, 1297С-1300В.
[75] PG 49, 121.
[76] PG 28, 608А.
[77] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 228.
[78] Ibid. T. 1. Sel. 230.
[79] Filokalia 1, 19.
[80] PG 150, 144.
[81] А. Лосев. Диалектика мифа. Философия, мифология, культура. М., 1991. Сс. 23-27.
[82] В. Е. П. 42, 202.
[83] Ibid.
[84] В. Е. П. 41, 208.
[85] PG 85, 40С-41А.
[86] Точное изложение православной веры 2, 11.
[87] PG 3, 376А., PG 11/1, 41.
[88] Толковая Библия. Т. 1. СПб., 1904. С. 24.
[89] PG 96, 98В.
[90] Archimandrite Sophrony. His Life is Mine. New York, 1977. Р. 32.
[91] PL 34, 384.
[92] Лествица 14, 32 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Athenai, 1989. Sel. 191].
[93] Слово богословское 1, 357-359 [SC 122, 122].
[94] В. Е. П. 27, 67.
[95] Слово огласительное 5, 175-182 [SC 96, 390-392].
[96] Поучение 1, 1 [SC 92, 148].
[97] Слово нравственное 13, 63-67 [SC 129, 404].
[98] Слово огласительное 5, 282-310 [SC 96, 400].
[99] Стихира на стиховне, см.: Triodion katanyktikon, ekd. “Fos.” Sel. 69.
[100] Filokalia 1, 117.
[101] PG 74, 785А.
[102] В. Е. П. 41, 265.
[103] В. Е. П. 42, 205.
[104] Э. Светлов. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 507.
[105] Ioannis Chrysostomi Opera omnia. Ed. 2. Paris, 1834-1839. T. 9, 520С.