[106] PG 35, 433С-436А.
[107] Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М., 1990. С. 188-189.
[108] Л. Толстой. Полное собрание сочинений. Т. 24. М., 1957. С. 311.
[109] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Пг. 1918. Сс. 136-148. См. также: М. Поснов. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. Сс. 372-374. См. также: J. Meyendorff. Christ in Eastern Christian Thought. New York, 1975. Р. 15.
[110] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Сс. 152-156. См. также: J. Pelikan. The Christian Tradition, v. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago — London 1971. Р. 231-232.
[111] Св. Кирилл Александрийский. 1-е Послание к Суккенсу.
[112] В. Болотов. Лекции. Т. 4. С. 243.
[113] Там же. С. 253.
[114] J. Meyendorff. Christ. Pp. 26-27.
[115] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 267-269. См. также: J. Pelikan. Emergence. Pр. 258-259.
[116] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 292-293 (полный греч. текст и русский перевод).
[117] PG 91, 77D-80А. См. также: J. Meyendorff. Christ. Р. 147.
[118] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 498-499 (греч. текст и рус. пер. ).
[119] PG 13, 1397-1399.
[120] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. Сс. 675-676].
[121] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 468-472.
[122] Ibid. Sel. 478-482.
[123] PG 59, 723-724.
[124] Минея праздничная. С. 540.
[125] PL 158, 382-430.
[126] Пространный христианский катехизис. М., 1894. С. 36.
[127] См.: Иеромонах Павел (Черемухин). Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский: БТ №1. М., 1960. С. 93.
[128] Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900. С. 360.
[129] Гимн 24, 129-132 [SC 174, Р. 236].
[130] Огласительное слово 5, 413-432 [SC 96, 410-412].
[131] Нравственное слово 1, 6, 57-121 [SC 122, 228-232].
[132] Нравственное слово 2, 1, 160-163 [SC 122, 322].
[133] PG 7, 873.
[134] PG 25, 192B.
[135] PG 91, 1209B.
[136] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 3.
[137] Вл. Соловьев. Духовные основы жизни. Париж, 1926. С. 129.
[138] St Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy (the Greek text with English translation). New York, 1984. Р. 56.
[139] Bishop Kallistos Ware. Why I am an Orthodox // The Tablet, 16 February 1985. P. 159.
[140] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 15-16.
[141] Кирилл Иерусалимский. Cлово огласительное 18, 23[Творения. М., 1855. С. 340].
[142] У св. Климента Римского (I в. ) еще нет различия между епископами и пресвитерами — он упоминает только о епископах и диаконах. Cм. 1-е Послание к Коринфянам 42 [Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 69].
[143] Послание к Ефесянам 4 [Ранние Отцы Церкви. С. 103].
[144] Послание к Траллицйам 3 [Там же. С. 118].
[145] См.: Kallistos Ware. Mary Theotokos in the Orthodox Tradition: Marianum LII. Roma, 1990, р. 211-212.
[146] Главы богословские, умозрительные и практические 3, 2-4 [SC 51, 120-122].
[147] PL 1, 534.
[148] Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. Сс. 21-22 и 31.
[149] Евсевий Кесарийский. Церковная история 7, 18. См.: Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 27-28
[150] Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 29-30.
[151] PG 94/1, 1237-1240, 1328.
[152] PG 99, 340.
[153] PL 77, 1128-1130.
[154] PG 99/1, 1997.
[155] Л. Успенский. Богословие иконы. С. 106.
[156] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 13.
[157] Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 406-407.
[158] А. Louth. Denys the Areopagite. P. 57.
[159] PG 99, 1524B.
[160] J. Meyendorff. Byzantine Theology. New York, 1979. Р. 192.
[161] Там же.
[162] Автор одного из них уверяет, что “число сие содержит и постоянно содержала от самых первых веков христианства вся Вселенская Церковь.” См. Архимандрит Антоний. Догматическое богословие. М, 1852. С. 227.
[163] Впервые учение о семи таинствах на Востоке сформулировал император Михаил Палеолог в своем “Исповедании веры,” представленном папе Клименту IV в 1267 г. (впрочем, оно было написано не самим императором, а латинскими богословами). Текст см. в: G. M. Jugie. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Vol. 3. Paris, 1930. Р. 16.
[164] PG 155, 197А.
[165] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 192.
[166] О Святом Духе 1, 18.
[167] Дидахи 7.
[168] Иоанн Мосх. Луг духовный, 176. Сергиев Посад, 1915. С. 207.
[169] Ириней Лионский. Против ересей 2, 39.
[170] Книга правил Св. Апостол, Св. Соборов Вселенских и Поместных и Св. Отец. М., 1874. С. 209
[171] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494.
[172] Огласительное слово 11, 19.
[173] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 147-148.
[174] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 103.
[175] Иустин Философ. Апология 1, 65-66: Ранние Отцы Церкви, с. 337-338.
[176] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 117.
[177] См. главу 6 настоящей книги.
[178] He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 19-20.
[179] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.
[180] Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1. СПб., 1874. С. 178.
[181] Там же. Вып. 2. 1875. С. 207.
[182] Там же. Вып. 5. 1878 С. 131.
[183] Кирилл Иерусалимский. Слово тайноводственное 4, 3.
[184] Гимн 15, 121-154 [SC 156, 286-290].
[185] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.
[186] Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 196.
[187] PG 32, 484B.
[188] Книга правил. С. 12.
[189] См., например, Слово нравственное 3, 434-435 [SC 122, 422]: “(Тело и Кровь), которые мы ежедневно едим и пьем.”
[190] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. Сс. 14-15.
[191] Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования 23, 21 [Писания. М., 1892. С. 605].
[192] Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. London, 1987. Р. 294.
[193] Отметим, что пост в субботу противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, например, 64-му Апостольскому правилу: “Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен.” Цит. по: Книга правил. С. 22.
[194] PG 49, 292.
[195] Лествица 5, 1 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 115].
[196] Протопресвитер А. Шмеман. Об исповеди и причастии (каноническая записка). С. 12.
[197] Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2. С. 34.
[198] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Sel. 53-54.
[199] Протопресвитер А. Шмеман. За жизнь мира. Нью Йорк, 1983. С. 93.
[200] Кирилл Александрийский. Послание 3-е к Несторию.
[201] Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание творений. Изд. 2-е. СПб., 1905. Сс. 36-37, 40.
[202] Н. Бердяев. Собрание сочинений. Изд. 3-е. Т. 2. Париж, 1991. С. 430.
[203] J. Meyendorff. Marriage: An Orthodox Perspective, ed. 2, New York, 1975, p. 17.
[204] Священник Александр Ельчанинов. Записи. Изд. 6-е. Париж, 1990. Сс. 34, 58-59.
[205] Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 449-450.
[206] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 168.
[207] Vie de Sym(on le Nouveau Th(ologien par Nic(tas St(thatos. Ed. I. Hausherr. Orientalia Christiana 12. Roma, 1928. Р. 42.
[208] Протоиерей Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Сс. 41-42.
[209] См.: J. Meyendorff. Byzantine Theology. Pр. 191-192.
[210] Лествица 1, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1; 22; 26, 23. Sel. 39; 249-250; 289].
[211] Житие преп. Антония 15, 44 [Афанасий Александрийский. Творения в 4-х томах. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. Сс. 192, 214-215].
[212] Протоиерей А. Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1985. С. 144.
[213] Лествица 1, 47 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1. Sel. 48].
[214] Гимн 27, 18-74 [SC 174, 280-284].
[215] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 181-187.
[216] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 169.
[217] G. Florovsky. The Elements of Liturgy in the Orthodox Catholic Church // One Church. New York, 1959. Vol. 13. No. 1-2. P. 24.
[218] Стихира на “Господи воззвах” Великой вечерни.
[219] Догматик, глас 6.
[220] Митрополит Вениамин (Федченков). Литургия. ЖМП №1. 1982. С. 77.
[221] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. Сс. 181-182.
[222] 2-й канон утрени, песнь 1, ирмос. Минея праздничная. С. 526.
[223] Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. Сс. 229-230.
[224] Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 328
[225] Filokalia 1, 177. На русск. яз. см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 148. В обоих изданиях “153 главы о молитве” надписаны именем преп. Нила Синайского; авторство Евагрия доказано И. Озэрром и в настоящее время не оспаривается. Ср.: J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Р. 21.