Смекни!
smekni.com

Р ыцарство в истории России / Chivalry In Russian History Черкесов А. Г (стр. 3 из 4)

Впрочем, весьма важно соблюдать и благоразумие: верный возлюбленный хра­нит свою любовь в тайне и не кричит на весь свет о своих любовных победах. Радость, которую рыцарь получает от такой любви, будет для него еще сильнее благодаря верности, а его решимость стать достой­ным своей дамы ничуть при этом не уменьшится.

…Он считает, что танцы и пение всегда хороши для молодых, и ему явно приятно, когда среди рыцарей царят радость и веселье. Нельзя падать духом, какие бы удары ни обрушила на вас судьба, утверждает он, тем более что рыцарю всегда следует ожидать подобных ударов. Разумеется, всегда нужно содержать свое тело в строгости, соблюдать дисциплину и боевую готовность, однако, если вас угощают чашей доброго вина, нет необходимости отказываться, хотя и при том условии, что вы проявите умеренность и сдержанность.

Как видим, Жоффруа де Шарни выводит вполне светский образ рыцаря – это воин, желающий подвигов и славы, влюбленный и желающий доставить удовольствие даме своего сердца, знающий как вести себя при дворе и вообще в светском обществе, умеющий и повеселиться, но соблюдая при этом известную меру. И вместе с тем, для де Шарни не менее важна религиозный, христианский аспект рыцарства, без которого светский аспект теряет все свое значение и привлекательность. Де Шарни тех рыцарей, в коих сильна вера в Бога, возводит на самую высокую ступень славы:

Есть и еще одна, особая, категория героев - plus soulverainement preux («еще более героические личности») – именно они мудро полагают, что вся выпавшая на их долю слава дарована им милостью Господа нашего и Пресвятой Богородицы. Тот, кто надеется только на свои силы, в конце концов все же погибнет, считает Жоффруа, как о том свидетель­ствуют истории Самсона, Авессалома и Юлия Цезаря.

А идеальным образцом для рыцаря может служить такой герой Ветхого Завета, как Иуда Маккавей, которого можно назвать и героем (preu), и храбрецом (hardi), и красавцем, но никак не гордецом; этот великий и благород­ный воин достоин вечного почитания, ибо погиб, сражаясь за дело Господне. Тот же из рыцарей, кого можно сравнить с ним, достигнет в своем сословии наивысшей славы и чести еще при жизни и удостоит­ся вечного райского блаженства после смерти.

Таким образом, Жоффруа де Шарни выделяет в рыцарстве две основные цели – это стяжание мирской славы и спасение своей вечной, бессмертной души. Причем, следуя его логике, эти две цели в рыцарстве оказываются неразрывно соединены. Таким образом, рыцарство превращается в некое христианское учение, или дисциплину, направленную на достижение главной цели жизни христианина – спасение своей души. Вот что об этом пишет Морис Кин, излагая далее идеи де Шарни:

Рыцарство - это путь к Спа­сению; тот, кто берет в руки оружие ради великой и справедливой цели, сражаясь во имя Господне, или против неверных, или защищая слабых, или же спасая собственную честь и наследие, спасает прежде всего свою душу. Здесь Жоффруа предвосхищает страстные слова французского капитана Жана де Бюэйя, сказанные им через много лет во время войн с англичанами: «Мы, бедные солдаты, с оружием в руках спасем свои души точно так же, как спасли бы их, даже будучи отшельниками и питаясь лишь съедобными кореньями».

Наверное, это наиболее полное и точное изложение рыцарской идеи – так, как ее понимали в средневековой католической Европе. В рыцарстве начинают совмещаться несовместимые вещи – жизнь в миру и христианский подвиг, стремление к славе и религиозное благочестие. В этом соединении двух столь разных целей заложено либо оправдание рыцарства, либо его опровержение. Соединение светского и религиозного породило рыцарство и дало ему то обаяние и особую привлекательность, которым оно влечет к себе и сегодня. Вместе с тем, сомнения в возможности совмещения этих начал дает основания сомневаться и в самом факте существования рыцарства.

Особую приверженность рыцарства христианству немецкий историк Ваас назвал рыцарским благочестием (нем. Ritterfrömigkeit). Морис Кин пишет в другом месте своей книги[4]:

Двойная цель активной жизни рыцаря – 1) слава в этом мире и 2) спасение души в мире ином – начала в XI веке превращаться в единую, как бы сдвоенную цель и основную составляющую рыцарского благочестия… Именно стремление к этим двум целям и стало основой рыцарства, самой его сутью. И одним из наиболее показательных признаков того, что в итоге свойство, названное Ваасом Ritterfrömigkeit, – рыцарской приверженностью христианству, – гораздо более обязано своим возникновением древней, некогда самостоятельной героической этике, в которую христианство лишь добавило религиозной окраски… Христианство и воинственность – как составляющие понятия «рыцарство» – были неразрывно сплетены друг с другом с момента зарождения этого понятия, как тесно связанные между собой элементы, унаследованные им от героического прошлого.

Таким образом, М. Кин полагает, что основным элементов в рыцарстве являлось светское начало, а религиозное явилось лишь дополнением к нему. Однако, на мой взгляд, сложно выявить, что в рыцарстве первично, а что – вторично. Факт тот, что светское и религиозное неразрывно связаны в рыцарстве, что сам М. Кин здесь же и признает.

Важнейшие качества идеального рыцаря

В чем же конкретно заключался этот так называемый «рыцарский путь к Спасению»? Что должен был делать рыцарь, чтобы не только удостоиться мирской славы, но и спасти свою бессмертную душу? В от что пишет на этот счет Раймон Луллий:

Его [т.е. рыцаря – автор] наипервейший долг - за­щищать веру Христову от неверных, за что его будут чтить не только в нашем мире, но и после смерти: это, безусловно, речь истинного сына крестоносца! Рыцарь обязан также защищать своего светского сеньо­ра, заботиться о слабых, женщинах, вдовах и сиротах, и постоянно тре­нировать свое тело, охотясь на диких зверей - оленей, диких кабанов и волков - и участвуя в поединках и турнирах. Под руководством сво­его короля он должен вершить суд среди подчиненных ему людей и руководить ими в трудах праведных. Именно из числа рыцарей коро­лям следует выбирать своих прево, бальи и прочих высших должност­ных лиц. Рыцарь, в свою очередь, должен быть всегда готов незамед­лительно покинуть свой замок и отправиться защищать дороги или преследовать разбойников и злоумышленников.

Ему также нужно: получить определенные знания о добродетелях, необходимых для вы­полнения всех вышеперечисленных обязанностей; постараться на­браться мудрости; воспитать в себе милосердие и верность. Однако же в рыцаре важнее всего воинская доблесть, «ибо более всего рыцар­ство славится именно благородством мужества (noblesse de courage)» (т.е. доблестью). А превыше всего для него честь. Ну а гордыни рыцарь должен бежать, как и лжесвидетельства, лени, разврата и – предательства (следует отметить в концепции Луллия весьма архаичный привкус – особенно в том, что касается особо тяжких видов предательства: убийства своего сеньора, сожительства с его женой, сдачи его замка неприятелю).

В конце своей книги Луллий делает вывод о том, каким человеком в результате должен стать рыцарь. Во-первых, ему следует обладать учтивыми и благородными манерами, хорошо одеваться и проявлять гостеприимство - разумеется, в преде­лах своих финансовых возможностей. Верность и правдивость, отва­га и великодушие (largesse), а также скромность - вот основные черты характера, которых нам следует ожидать в рыцаре.

Этот текст кажется немного напыщенным, однако нам следует учесть, что для Средних веков такого рода возвышенная риторика, а также символизм и условность в изложении идей были самым обычным, распространенным явлением. Тем более, что в данном случае рыцарская идея излагается кратко и сухо, можно сказать, теоретически. А литературное ее преломление мы уже видим в рыцарских и куртуазных романах Средневековья. По Раймону Луллию выходит, что рыцарское благочестие представляет собой завершенную и целостную систему христианских ценностей, которые должны быть свойственны всякому истинному рыцарю. В эту систему входят:

- рыцарские добродетели – доблесть, верность, мужество, великодушие, щедрость;

- воинские подвиги – участие в рыцарских поединках, рыцарских турнирах, войнах за короля (или своего сюзерена) и, наконец, Крестовых походах;

- защита и покровительство храмам и монастырям, вдовам и сиротам, обездоленным, несправедливо осужденным;

- исполнение христианских обрядов и ритуалов – пост, молитва, участие в храмовых Богослужениях;

- куртуазность, или светскость – умение вести себя при королевском дворе и вообще в аристократической среде, образованность, галантность, обходительность.

Вот примерный перечень элементов, которые в совокупности делали любого рыцаря – образцовым рыцарем.

Влияние рыцарской идеи на дворянство

Светские трактаты Средневековья интересны уже хотя бы тем, что все они практически были написаны только ради того, чтобы объяснить современникам, что такое рыцарство. Вопрос в том, насколько живучими оказались эти возвышенные представления о рыцарстве? И еще, насколько серьезно относились к ним современники? Правда ли, что в Средние века западноевропейское общество и в самом деле видело в рыцарстве некий особенный путь к Спасению?

В третьей главе будет исследоваться средневековый обряд посвящения в рыцари. Из текста мы увидим, что истоки обряда лежат в древнегерманских традициях инициации молодого воина. Однако впоследствии, когда рыцарская идея получила в Западной Европе всеобщее признание и распространение, в этот обряд были принесены многие элементы христианской религиозности, заимствованные преимущественно из Литургии. И относились к этому обряду вполне серьезно во всех слоях общества: и в среде духовенства, и в самом рыцарстве, и в простонародье. Правда, как показала затем история, массовая практика рыцарских инициаций продержалась в Европе от силы полтора-два столетия. Затем она была сведена до пышных обрядов индивидуальных инициаций, а затем вовсе отошла в прошлое, оставив о себе лишь возвышенное и красивое воспоминание. Однако было время – и этот период был достаточно продолжительным – когда все было по-другому и очень серьезно.