География и способ расселения людей, типы градо- и домостроений, характер и организация поселений, технологии земледелия и животноводства, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет - все это объективные свидетельства того, что соответствующими народами (сообществами людей), их отдельными частями найдены и выверены историей адекватные и адаптационные формы их существования и развития, частного и общественного поведения, отражающие своеобразие природы и климата, возможности соответствующего производства и потребления.
Отсюда проблемы соотношения мировой и национальной культуры, самобытности, оригинальности и заимствования, иными словами, общего, особенного и единичного. Необходимо не только изучать и знать достижения всего человечества, проживающего будь-то на Востоке, Западе или Юге по отношению к нам, но и понимать, что любая культура взросла в своих «координатах» естественно-общественных условий, приспособлена именно к ним и при переносе в другую культуру может быть использована лишь с учетом возможностей и способностей нашей культуры к восприятию и впитыванию (ассимиляции) иных культурных приобретений, даже самых впечатляющих и перспективных. Тем более что органичная (собственная) культура характеризует действительное состояние жизнедеятельности людей, а привносимая (заимствуемая) - лишь вероятностное, которое может быть как лучшим, так и худшим. В данных вопросах государственное и муниципальное управление должно выверять соответствующие управленческие решения и действия историческими мерками.
Третий ряд объективных основ государственного и муниципального управления составляет культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой. Цепь исторического развития непрерывна и на каждый момент времени люди (их сообщества, государства) располагают определенным национальным богатством и освоенными технологиями различных видов деятельности, которые в совокупности дают известный уровень реальной производительности труда и производительных сил. Технологии сформированы творчеством людей, часто, особенно в промышленности, имеют универсальный характер, но используются, как правило, с учетом природогеографических и естественно-общественных условий соответствующей страны и ее регионов. Многие технологии, в частности земледелия, скотоводства, лесного хозяйствования и т.д., отрабатывались веками, и в этом смысле они объективнее, первичнее форм собственности и механизмов государственной и муниципальной власти. Последние менять легче, чем первые, но именно они являются материальным источником и средством производительности труда.
К культурно-историческому наследию относятся также общественные формы жизнедеятельности людей, апробированные вековым опытом. В России, к примеру, такие из этих форм, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, община, товарищество и другие, отличающиеся коллективистским началом, возникли, наверное, не случайно, не по усмотрению тех или иных лиц, а являются наиболее приспособленными к нашим природогеографическим и естественно-общественным условиям.
Целесообразно подчеркнуть (и это должно стать основанием для всех последующих размышлений), что условно выделенные здесь природогеографические, естественно-общественные и культурно-исторические условия и наследуемые нами ныне их результаты в жизни выступают во взаимосвязи друг с другом как комплексное явление, внутри и в пределах которого только и может формироваться и реализовываться государственное и муниципальное управление.
1.2 Объективная детерминация государственного и муниципального управления
Каждое управленческое решение и действие должно наполняться конкретным содержанием, исходящим из своеобразного сочетания природогеографического, естественно-общественного и культурно-исторического факторов в соответствующем месте и времени (в тундре или на берегу Охотского моря, в долинах Кавказа или на просторах Сибири).
Прежде всего, результирующим названных объективных условий выступает производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта). Эта база является продуктом творческой, созидательной деятельности людей, опредмечиванием их замыслов, знаний и труда.
Сегодня производственная база России разрушена почти на половину. В нынешнее положение ее привели не войны, не землетрясения и не иные стихийные бедствия, а действия конкретных руководителей, которые возглавляли перестройку и так называемую демократизацию. Последняя не имела никакого понятия о подлинной демократизации - об установлении власти народа в интересах народа.
В качестве объективного источника и детерминанты государственного и муниципального управления особо следует выделить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека. Истории известны различные формы собственности, в границах, принципах и нормативах которых осуществлялись экономические процессы. Основными среди них признают государственную и частную собственность, между которыми (в силу многогранности общественных связей) имеются смешанные или комбинированные формы собственности (муниципальная, кооперативная, акционерная, общественных объединений, групповая и т. д.).
Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы - это интересы сохранения, самообеспечения и воспроизводства человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Социальные отношения в научной литературе сводятся к отношениям по обеспечению жизненными средствами, воспроизводству социальных и природных данных человека, приобщению к производству, адаптации совокупного человека к существующей или изменяющейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения социальных интересов людей. Это набор структур по оказанию социальных услуг, начиная с родильного дома и кончая местом панихиды. Функционально здесь актуальна каждая структура, ибо виды социальных услуг не взаимозаменяемы.
За тысячелетнюю историю социальная жизнь людей выработала определенные формы, закономерности, традиции, даже стереотипы, которые ее поддерживают и воспроизводят в соответствующих объективных условиях и более конкретно - на основе имеющейся производственной базы и системы экономических отношений. Отсюда существуют сильные зависимости между экономической деятельностью и социальное жизнью общества, многогранные прямые и обратные связи между ними. В обшем и целом социальные потребности людей приспосабливаются к экономическим возможностям общества, иначе историческая жизнь могла бы не состояться. Часто социальные потребности удовлетворяются лишь в ограниченных масштабах (частично), что придает социальной жизни обедненный и односторонний характер, сказывающийся на самочувствии и развитии человека.
Объективная детерминация государственного и муниципального управления идет также от духовной культуры общества, имеющей как бы два среза: субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознания и деятельности людей), и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие. Речь идет об объективном, исторически закрепленном в духовной культуре общества.
Каждый народ выработал, сохранил и усвоил свою систему духовных ценностей - религиозных, мировоззренческих (философских), идеологических, этических, художественных, педагогических и других, к которым государственное и муниципальное управление должно относиться как к объективным фактам. Порой эти ценности бывают консервативными, идеалистическими, мифологическими, противоречащими целям современного государственного и муниципального управления. Но в них может обнаруживаться немало умозрительного, ограниченного, приспособленного лишь к конкретной национальной самобытности.
Источником и постоянным импульсом объективизации государственного и муниципального управления служит рожденный духовной культурой общества научно-технический прогресс.Этот прогресс осуществляется в сложнейшей системе: «наука - техника - производство - природа - общество - человек», где каждый элемент, во-первых, приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им определенной общественной потребности или при выполнении общественной функции и, во-вторых, неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интеллектуальной физической активности.