Научно-техническое развитие вызывает изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, серьезно корректирует влияние объективных условий на решение общественных проблем. Оно открывает новые возможности перед людьми, использование которых всецело зависит от людей их общественной организации. Как свидетельствует история, одни и те же научно-технические открытия в разных странах дают существенно разные социальные и экологические результаты, и, главным образом, по причине того, что не везде государственное и муниципальное управление (да и менеджмент) осознает характер и потенциал научно-технических новаций. Анахронизм и инертность управления способствуют отставанию от многих стран.
В начале XXI в. научно-технический прогресс привел к масштабной информационно-технологической революции, которая управляющим параметром для очень многих процессов выдвинула компьютер, обладающий памятью и быстротой обработки информации весьма выше человеческой. Информационные сети (паутина) практически охватили весь мир и позволяют на многие расстояния и мгновенно передавать большие объемы управленческой информации. Все это создает новые условия и факторы, определяющие жизнедеятельность органов государственного управления и местного самоуправления.
Таким образом, объективизация государственного и муниципального управления идет от комплекса источников, детерминант и импульсов по линиям: природогеографических, почвенно-климатических условий; естественно-общественных форм обеспечения людей; культурно-исторического наследия; производственной базы, системы экономических отношений; традиций и структуры социальной жизни; объективного в духовной культуре; научно-технического прогресса и другим, которые могут быть обнаружены при более глубоком раскрытии данной проблемы. Освоение этого комплекса зависит от развитости и организованности субъективного фактора и от его связи с государственным и муниципальным управлением.
1.3 Состав и разновидность субъективного фактора
Обращение к субъективному фактору в теории государственного и муниципального управления имеет двоякий смысл. Во-первых, государственное и муниципальное управление само составляет часть субъективного фактора и тем самым во многом определяется его состоянием, зависит от его потенциала; во-вторых, место, роль и другие проявления государственного и муниципального управления в свою очередь также зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Без ориентации на субъективный фактор и на его влияние на управленческие процессы трудно понять практически любой вопрос государственного и муниципального управления. Например, почему даже в условиях глобализации в одних странах имеет место быстрое экономическое развитие, а в других - нет?
Субъективный фактор олицетворяет собой (что важно подчеркнуть) сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов. Именно воплощение сознания в деятельности, его «материализации», объективное закрепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания.
Оба связанных между собой элемента субъективного фактора - сознание и деятельность - имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социологической и психологической науках, и сказанное здесь является лишь выводом из них, и то применительно к запросам теории государственного и муниципального управления. Сознание отличается разными уровнями - общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах - мифологическое, религиозное, научное, художественное, историческое и т. д., имеет разные социально-психологические параметры.
Определяющими для государственного и муниципального управления, которое имеет дело с самыми разными людьми, являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. В этом - источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государственных и муниципальных органов и должностей. Одни и те же решения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Тоже относится к управляемым объектам и условиям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объектах, естественно руководствуются своим сознанием, которое может весьма отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В результате и государственное, и муниципальное управление, и его управляющие воздействия, и их восприятия управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда имеют место неопределенность, вероятность как в содержании управленческих решений, его толковании и аутентичности понимания, так и в надежности его реализации.
Деятельность - многомерное явление, выражающее в совокупности способность человека (сообществ людей) физически и интеллектуально производить (создавать, творить) необходимые ему продукты и условия его жизнедеятельности. Она служит моментом перехода, «превращения» сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты), интересы, замысли и т. д. приобретают соответствующую предметность, превращаются в реальность, пригодную для потребления. В то же время это - способ реализации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность - единственный способ создания людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности. Только говорящий человек еще не человек, надо чтобы он делал дело, важное для других, поскольку все взаимозависимы.
Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для органов государственного и муниципального управления, поскольку их главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности.
Для государственного и муниципального управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора.
Прежде всего, речь идет о соотношении интересов и целей субъективного фактора и интересов и целей, реализуемых государственным и муниципальным управлением. Сложная структура субъективного фактора приводит к тому, что часто индивидуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного и муниципального управления.
Важное значение принадлежит «наложению» и взаимодействию социальных норм, которые признаны субъективным фактором, с одной стороны, и которыми руководствуется государственное и муниципальное управление, с другой. Ведь субъективный фактор исторически сформировался и поддерживается многообразной совокупностью религиозных, моральных, эстетических, правовых и других норм, традициями и обычаями.
Следует, наконец, принимать во внимание связанность мотивов и стимулов поведения людей в личной и общественной жизни и, соответственно, в процессах государственного и муниципального управления. Весьма часто «должное» и «сущее» в поведении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем другое, и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Несовпадение мотивов и стимулов приводит к тому, что стимулы, особенно содержащиеся в государственном и муниципальном управлении, не срабатывают.
Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное и муниципальное управление. Развитость и организованность этой системы во многом определяют возможности государственного и муниципального управления и характер его взаимоотношений с обществом.
1.4 Организованность субъективного фактора и ее влияние на государственное и муниципальное управление
Вопросы о месте и роли, возможностях и объектах, потенциале и пределах государственного и муниципального управления нельзя рассматривать абстрактно, из самих себя, сугубо умозрительно. Они обусловлены, причем в весьма существенных моментах, организованностью субъективного фактора, возникающей под влиянием многих общественных усилий. Организованность (как и дезорганизованность) создается объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общественных связей и, в конечном счете, сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого человека.
Большое место в организации субъективного фактора принадлежит менеджменту, общественному управлению и общественному самоуправлению. Эти виды управления связаны между собой тем, что их субъектом выступает непосредственно само общество, но различаются они по уровню и характеру организованности. В общественном самоуправлении проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие общественные институты. Это: семья, собственность, мораль, право (в социологическом смысле), традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые людьми при реализации своего статуса свободной личности (в отличие от статуса гражданина). В общественном управлении задействованы специальные общественные организационные структуры, создаваемые для осуществления определенных целей: общественные объединения, партии, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления и т. д. Статус таких структур регулируется законодательством, а сами они имеют сложную организацию, во многом выступают организационной основой того, что именуется «гражданским обществом».