Смекни!
smekni.com

Е. В. Герасимова золотой голос Белореченска и Кубани. 8 (стр. 1 из 3)

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное образование Белореченский район

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 31

Реферат

Выполнили:

Шаповалова Мария,

ученица 6-А класса,

Мартыненко Алена,

ученица 7-А класса.

Руководитель

Кравченко О.И.,

Предмет: музыка,

кубановедение.

пос. Родники

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. Введение 3

II. Кубанская песня – песня будущего. 5

III. Е.В.Герасимова – золотой голос Белореченска и Кубани. 8

1. Школьные годы.

2. Где родился, там и пригодился.

3. Творческие достижения.

IV. Народная культура – зеркало души. 12

V. Список литературы, интернет ресурсы 13

Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?!

Иван Варавва. [5, c.14].

I. Введение.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. В песнях – душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Чтобы песню услышали и полюбили миллионы людей, её нужно не только написать, но правильно и красиво исполнить. Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций.

С давних пор на Руси наши далёкие предки, живя в суровых условиях, в постоянных трудах и заботах о хлебе насущном, любили, ценили и ждали праздничные дни. Как часто мы в очередной раз убеждаемся в том, что новое иногда не лучше старого, но не всегда это старое мы в силах вернуть обратно.

В городах и деревнях с большим размахом проходили народные гулянья. А какой праздник на Руси без песни и пляски? Ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен, веселой пляски и хоровода. На городских площадях, ярмарках, заставах и на скромных сельских улицах день и ночь были слышны задушевные русские песни, гремела музыка, не прекращались лихие пляски. И уходили на время из сердца все заботы и тревоги. Радость и веселье наполняли души людей.

Обряды должны играть в жизни общества значительную роль. В принципе, они исстари и выполняли эту функцию. Передаваясь от матери к ребёнку, они осуществляли связь времён, опыт духовной и трудовой жизни людей. Придавали национальный колорит общественным отношениям. А человек, тем временем, мог участвовать в исполнении песен, приговоров и причитаний. Его рождение отмечалось обрядами. Свадьба, служба, смерть - всё это также сопровождалось обрядовыми действиями. И каждый этап жизни имел свою закономерность.

С течением времени, многие обрядовые действия переставали восприниматься как магические, постепенно превращаясь в эстетические и ритуально-игровые. Однако приятно осознать, что музыкальный фольклор до сих пор остается одним из ведущих в народной культуре. Так, в Краснодарском крае и, конкретно, в Белореченском районе, создано большое количество фольклорных ансамблей, исполняющих песни народного календаря. Яркие костюмы, сильные голоса, отголосок старинной мудрости в тексте, все это затрагивает душу, звучит по-особому в нашем электронном XXI веке, наполненном молодёжным роком, попсой и прочими музыкальными веяниями.

В нынешнее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной кубанской культуры для будущего поколения. Это возможно, если заниматься воспитанием на основе культуры своего региона, сложившейся веками, и опыта многих поколений. Нужно наполнять молодое поколение духовной мудростью, которая не оставит в их умах места наркотикам.

Именно отталкиваясь от этого, мы решили обратиться к теме «Народная песня – зеркало души». Главной целью нашего реферата стало: на примере творческой деятельности заслуженного работника культуры Кубани Евгении Владимировны Герасимовой, показать, какую роль играет народная музыка в жизни человека. Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить творчество человека, посвятившего себя кубанской народной песне – Герасимовой Евгении Владимировны.

2. Узнать, что привлекло ее в народной песне, и почему кубанская песня стала душой ее жизни.

3. Привлечь своих одноклассников к изучению культуры своей малой Родины и к поисковой работе.

Народное творчество становится среди молодежи довольно популярным. Очень часто, в том числе и в стенах нашей школы, проводятся мероприятия, связанные с народными традициями, мы узнаем много нового, и появляется много вопросов, на которые хочется найти ответы самому. Поэтому, мы считаем, что тема реферата довольно актуальна в современной школе.

II. Кубанская песня – песня будущего.

Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков.

Основу музыкального фольклора составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с, более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального народного творчества: песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

«В песнях – душа народа, она может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, разные виды искусства. Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова – и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски», - так говорил Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Кубанского Казачьего хора В.Г.Захарченко. [11]. И, действительно, песня – это целое богатство, созданное народом. По её историческим образцам можно представить историю страны, региона, народа. По семейно-бытовым, лирическим, шуточным песням можно узнать быт людей и их обычаи. Как сказал Петрусенко И.А.: «Кубанская песня! Порой кажется, что не бвло такого значительного явления в повседневной жизни казака, на которое не откликнулась бы веселая или грустная, раздольная или упругая песня». [5, c.254].

Пожалуй, ни в каком другом уголке нашей страны нет такого песенного своеобразия, как у нас на Кубани. В каждом городе, районе Краснодарского края обязательно существует несколько хоровых коллективов, ансамблей народной песни. Поистине – поющий край! С какой любовью и гордостью представляют они своё творчество на концертах, смотрах, фестивалях. Ведь каждому ответственному выступлению предшествует увлекательная, кропотливая работа по изучению истории родного края, культурного и духовного наследия казачества, народных традиций и обрядов.

Кубанцы, пожалуй, больше, чем жители других краев и областей всей России, связаны истоками своей культуры с Украиной. Общая у них фольклорная основа многих песен, танцев. На щедрой кубанской земле немало образцов народ­ного творчества, достигающих корнями своими Запорожской Сечи, прижилось, обрело вторую родину. Ярким примером, является ку­банский вариант старинной украинской песни «Распрягайтэ, хлопци, конэй», запи­санный в станице Дядьковской, Краснодарского края.

Еще одна примечательность русских и украинских песен в обиходе кубанского казачества — стремление героизировать песню, насытить ее активной ритмикой, приспособить к условиям боевого похода.

За долгие годы, столетия многое, конечно, утеряно. Но на Кубани, в станицах и хуторах, ещё можно услышать чудесные старинные русские и кубанские песни, посмотреть на залихватские пляски, напоминающие нам о седой старине. Находятся люди, которые ездят по городам и селам и собирают всё, что связано с народным творчеством. А затем возникает желание возродить народную песню, воссоздать былую старину. Так возникают народные ансамбли, самодеятельные клубы. Находятся талантливые исполнители, умелые руководители, глядишь, и первые выступления собирают массу зрителей. А поиски народных песен не прекращаются. С каждым разом репертуар становится все интереснее и интереснее. И вот мы уже знаем не один, а несколько народных ансамблей, в нашем городе, один другого лучше «Кубанские казаки», художественный руководитель – заслуженный работник культуры России Владимир Алексеевич Попов, «Казачья песня» - художественный руководитель – заслуженный работник культуры Кубани Евгения Владимировна Герасимова. Совсем недавно был создан, а уже имеет большую славу детский фольклорный ансамбль «Белореченские казачата», руководитель – Евгения Владимировна Герасимова.

Именно благодаря таким коллективам кубанские музыкальные традиции вновь возрождаются . Ярким примером служит этнотуристический комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом на Таманском полуострове (Краснодарский край) – «Казачья станица Атамань», открытый в 2009 году. Здесь мы можем наблюдать быт и уклад жизни казацких семей в XVIII-XX веке, узнать, как они любили и возделывали землю, как воевали, послушать казачьи песни и посмотреть обряды.