Смекни!
smekni.com

Кэтрин Р. Култер (стр. 5 из 88)

Следовательно, основной проблемой Calcarea carbonica в любой области деятельности является овладение энергией для того, чтобы начать. Зная о такой своей слабости, домашняя хозяйка, например, может неутомимо трудиться весь день, боясь, что если она остановится, то уже не сможет снова начать свои домашние дела. Один такой пациент, стремящийся стать писателем, обычно начинал свой день с того, что бродил по дому, подбирая тарелки и пепельницы, звонил по пустячным делам, разбирал старые бумаги или слонялся по саду до тех пор, пока не растрачивал свою энергию до такой степени, что уже весь его остальной день был потрачен, по крайней мере, относительно серьезного писательского труда. Приняв курс данного лекарства, он стал способен сконцентрировать свою умственную энергию в достаточной степени, для того чтобы работать целый день, занимаясь сочинительством, практически не отрываясь на еду.

Однако его порыв обычно носит смягченный характер; он протекает не так вулканически и заразительно, как порывы энтузиазма Phosphorus, Sulphur или Arsenicum.

Calcarea carbonica может также представить нечто прямо противоположное традиционной картине лености, демонстрируя такие типичные для Arsenicum и Nux vomica симптомы, как "постоянное стремление к работе", "дурное настроение, беспокойство, ничто не радует, как только он прекращает работу", или "становится лучше, как только начинает заниматься интеллектуальным трудом; отвращение ко всему, когда сидит без дела" (Геринг). Даже при головных болях бывает "улучшение при выполнении умственной работы и от того, что его внимание занято работой" (Геринг). Таким образом, Calcarea carbonica иногда бывает сонным, апатичным, флегматичным, а в другое время не умеренным в работе человеком, который упорно старается преодолеть или возместить с лихвой свою основную медлительность и инертность. И в самом деле, его прилежность временами доходит до точки "чрезмерности" или "безумной работы" (Кент), когда он трудится день и ночь безостановочно.

Это лекарство с успехом прописывалось и для лечения "отсутствия аппетита от переутомления" (Богер). Такая потеря аппетита отличается от того, как это происходит с Arsenicum, по идейным причинам или из соревнования, когда нетолстый человек хочет быть ещё тоньше, или от ипохондрической потери аппетита, когда пациент уверяет себя: "Это мне не подходит... Это для меня очень плохо..." Отличается также и от невротической потери аппетита у Natrum muriaticum, которая возникает из общего протеста, или наказания самого себя, или из желания что-либо доказать миру. И наконец, отличается от потери аппетита у Ignatia, когда это происходит после эмоциональной травмы или из-за страха (Геринг). Calcarea carbonica теряет аппетит под давлением сознания, из чувства, что интеллектуально обязан. Следовательно, это лекарство вполне может оказаться необходимым для ослабленного ума, истощенного ума, переработавшегося или находящегося под стрессом сознания.

Хотя слова "переработавшийся" и "находящийся под стрессом" относительнь/. То, что для Calcarea carbonica является стрессом, для другого вполне может быть частью обычного образа жизни. Для этого неактивного индивидуума даже самое незначительное дополнительное усилие является слишком трудным и все кажется очень беспокойным. Приглашение близких друзей на обед или приятный визит в общество вызывает только опасение относительно того, сколько на это потребуется усилий, и влечет за собой вопрос: "Стоит ли мероприятие того беспокойства, которое вызывает?" Фактически, он даже иногда не может себе представить, что другие могут хотеть сделать то, что для него представляется трудным.

Карикатурно изображена эта черта характера Calcarea carbonica у леди Бертрам, персонажа произведения "Мэнсфилдский парк" Джейн Остин. Это добрая, мягкая, доброжелательная женщина, чья голова занята решением пустяковых проблем и чьи стремления сконцентрированны на том, как наилучшим образом избежать каких бы то ни было усилий даже за счет тех, кого она любит. В своём безмятежном эгоизме она подходит к любой ситуации исключительно с одной точки зрения: как много это ей доставит хлопот. Когда прислуживавшая ей племянница, Фанни Прайс, получила своё первое приглашение на обед, то все, о чем могла подумать леди Бертрам, это сможет ли она отпустить Фанни на вечер.

"Ну, почему миссис Грант приглашает Фанни? - сказала леди Бертрам. - Я не могу отпустить её, и я уверена, что она не захочет пойти. Фанни, ты ведь не хочешь пойти, не правда ли?... Я спрошу сэра Томаса (её мужа), когда он зайдет, смогу ли я обойтись без тебя .. Сэр Томас, подождите минутку. Я должна вам кое-что сказать... Миссис Грант пригласила Фанни на обед".

"Ну", - произнес сэр Томас, как бы ожидая ещё чего-то для полного удивления >
"Но разве я обойдусь без неё?" >
"Разумеется, я думаю, ты сможешь обойтись ". •"
"Она всегда готовит чай, ты лее знаешь, когда сестры нет дома".. um. д.

С другой стороны, к лекарству Calcarea carbonica всегда прибегают в случаях настоящей эмоциональной травмы. Вместе с более хорошо известным Natrum muriaticum, Ignatia или Staphisagria это одно . из самых лучших средств для лечения "результатов печали и горя" (Геринг), а также помогает в случаях "жалоб на продолжительное беспокойство" (Кент). Точно так же медленно, как этот индивидуум физически поправляется от стресса или болезни, так же ему не хватает сил для преодоления эмоциональных потрясений, для быстрого восстановления после нанесенной обиды (способность, которой в избытке у близких родственников этого лекарства - Sulphur и Lycopodium).

Временами в сознании Calcarea carbonica наступает путаница. Он не может собрать свои мысли или обнаруживает, что "путает слова и употребляет не те выражения" (Ганеман), так, например, он говорит: "Я живу в Нью-Йорке", собираясь сказать: "в Бостоне" (Lycopodium, Medorrhinum). Он не может понять ни то, что говорят другие, ни то, что он читает. При его плохой концентрации он не может "вспомнить, о чем говорили" (Ганеман), или помнить, "какие бы то ни было детали того, что прочёл, сразу же, как только положил книгу" (Борланд), или все время получает разную сумму, складывая колонку цифр (Кент). Иногда ему нужно время, чтобы понять, о чем его спрашивают, а отвечая, он может остановиться посередине предложения, потеряв нить мысли ("мысли его разбегаются, у него короткая память", Ганеман). Один из них не может вспомнить, что он должен сделать или где он положил вещи; другой входит в комнату и забывает, зачем он пришел. Придя к врачу на консультацию, пациент не может вспомнить день, когда заболел, и иногда не даёт прямого ответа. Эта путаница в сознании отражается в его бессвязном, перескакивающем с предмета на предмет разговоре, в котором он заходит в область, только отдаленно связанную с рассматриваемым вопросом. Или тратит много времени, пока ответит на вопрос.

Calcarea carbonica может чувствовать (или бояться), что умственно он ниже среднего уровня ("она боится, что люди могут заметить путаницу у неё в голове", Ганеман), и этот страх зачастую оказывается основным симптомом для данного лекарства. Как однажды обезоруживающе выразилась одна пациентка: "Мало кто мог бы меня когда-нибудь обвинить в том, что я была сообразительной, живой или интеллигентной". Однако точно так, как и ребенок, который кажется погруженным в свой собственный мир и не следит за разговором, а затем вдруг делает замечание поразительное и оригинальное по проницательности, так же и взрослый Calcarea carbonica со своим в какой-то мере крабообразным сознанием в конечном счете обдумывает вопрос, и его проницательный комментарий неожиданно открывает его глубокое понимание. Кажущийся простачок из сказок, который удивляет всех неожиданным решением проблемы, озадачившей более умные головы, - это Calcarea carbonica.

Однако определенная замедленность или даже недостаточность сообразительности также может существовать, и тогда он глупо посмеивается (в "Реперториуме" Кента это лекарство внесено в рубрику "смех: глупый"), делает неуместные замечания, говорит первое, что приходит в голову, создавая полное впечатление ограниченности ума. Такая женщина может слушать рассуждение о том, как гомеопатические лекарства влияют на электромагнитное поле человека, и ответить на это отклонившимся от темы монологом о том, как витамин С помог зимой от простуды ребенку её двоюродной сестры. "Ничего не входит, все только выходит", - как прокомментировал один из слушателей.

У Calcarea carbonica уязвимая натура (вспомните об уязвимости мягкого тела устрицы). Он чувствителен к критике ("плачет в ответ на укоры", Ганеман), полон волнений и опасений относительно будущего или надвигающихся несчастий. Многие из его опасений связаны с состоянием здоровья: "в отчаянии от своего расшатанного здоровья" (Беннингхаузен), "опасается за своё сердце и боится болезни сердца" (Геринг), "она боится сойти с ума" (Ганеман). Однако, хотя обычно его волнения о болезни и плохом здоровье похожи на волнения Arsenicum по сути (часто Calcarea carbonica как причина лежит в основе страхов Arsenicum), по стилю они не так безумны. Он не одержим ими, как Arsenicum, но постоянно возбужден от волнующих его небольших опасностей ("беспокоится по поводу каждой мелочи", Ганеман). Часто эти волнения возникают из-за недостатка веры в собственные силы. Ученик школы так сильно боится провалиться, что не в состоянии учиться, и его наихудшие предположения сбываются: неспособность, которой он боялся, становится реальностью. Мужчина типа Calcarea carbonica беспокоится о том, чтобы должным образом выполнять свою работу. Один пациент, журналист с пятнадцатилетним стажем и высокооцениваемой работой, все равно боялся критики каждый раз, когда его редактор вызывал к себе, до тех пор, пока лекарство не устранило этот специфический страх.