Смекни!
smekni.com

Кэтрин Р. Култер (стр. 81 из 88)

Подросток может выглядеть неумытым и неряшливым с прыщеватой кожей, грязными ушами и ногтями. У некоторых из них проявляется конституциональное отвращение к мылу или нежелание тратить время и усилия на купание в ванне ("отвращение к купанию", Геринг). В результате этого они могут издавать неприятный запах "чеснока" или "испорченных яиц" (Кент), но кажется, что они об этом не знают или, по крайней мере, их это не волнует. У других неприятный запах остаётся несмотря на купание (Psorinum), и они могут быть необычайно чувствительными к собственному запаху ("отвращение до тошноты к любым испарениям, исходящим от их собственного тела", Геринг). Естественно, все эти симптомы можно встретить и у взрослых Sulphur.

У мальчиков зачастую ногти обкусаны до самого основания (Natrum muriaticum), или они постоянно их ковыряют, а также без конца трогают и ковыряют свой нос, прыщи, голову или кожу. В этом состоянии изменяются даже сами волосы, изменяется их качество или они становятся непокорными: вьются, или курчавятся, как проволока, или растут во все стороны, как будто отражают непокорную натуру своего хозяина. Очень часто у подростка развивается типичная для Sulphur долговязость или сутулость: "не может идти прямо, сутулится и склоняется вперед, когда идёт или сидит" (Геринг).

Присутствие такого подростка в доме намного сильнее ощущается, чем присутствие подростка любого другого конституционального типа. Он либо ерзает, либо неуклюже лежит на диване или разваливается на стуле прямо посреди дороги. Конечно, подрастая так быстро и изменяясь так сильно, он чувствует себя слабым и уставшим, но даже это у него'проявляется в какой-то беспокойной разгоряченной манере.

Психический жар подростка типа Sulphur знаком и родителям, и педагогам. В лучшем случае он похож на электрический провод, по которому идёт ток: настороженный, скептичный, с живым воображением, со способностью к мимикрии, полный желаний задавать вопросы, указывающий на упрямые противоположности того, что говорят взрослые, и вступающий в пререкания. Его энергичность, интеллектуальная любознательность и захватывающая окружающих живость вносят значительный вклад в споры в классе. Но учителям все-таки хочется, чтобы он был более прилежным и внимательным к выполнению домашних заданий. У него огромные способности, но он не может их использовать на уровне исполнения, для которого у него есть все возможности (в противоположность Arsenicum album). Как дома, так и в школе его врожденная оппозиция авторитетам заставляет его изобретать способы избегания школьной (или домашней) работы, и он тратит на это больше усилий, чем потребовалось бы на простое исполнение заданной работы. Однако, если он все-таки заинтересуется чем-либо, о чем его просят или чего от него ждут, но что бывает крайне редко, то он проявляет удивительное старание и тщательность. И если он уж выполняет домашнюю работу, то заканчивает её за час в тех случаях, когда другим для этого требуется несколько часов. В противоположность аморфным и цикличным способам, применяемым Calcarea carbonica, в подходах Sulphur есть прямота и целенаправленность в решении интеллектуальных и других задач. Он подходит прямо к существу вещей, его способность концентрировать внимание великолепна, хотя и кратковременна, и он всё время сохраняет жизнерадостное настроение. Вместо того, чтобы жаловаться, когда он перегружен школьными заданиями или другими обязанностями, он смотрит на всё оптимистично: "Все это хорошо для меня. По крайней мере, мне не скучно, и нет ничего хуже, чем скучать. А ещё это спасает меня от забот, а это всегда очень важное соображение!" В общем, его неугомонная интеллектуальная и физическая энергия требуют большого стимулирования: ему быстро становится скучно, и он, таким образом, начинает искать новые задачи.

В худших случаях подросток бывает раздражительным, необщительным, критичным и недовольным, даже когда другие стремятся ему угодить. Громко и агрессивно он провозглашает свои всемирные неудовольствия: несправедливые учителя, непонимающие родители, слишком тяжелые обязанности и слишком малое признание. Он слоняется по дому, ища скандала повсюду, отказываясь выполнять свои обязанности и исчезая в тот момент, когда в нем самая большая нужда. Если его вынуждать выполнить его долю работы, то он начинает так долго препираться, что легче эту работу сделать вместо него (он легко соглашается с тем, что ему "нравится быть спорщиком и вести себя агрессивно").

И в итоге следует сказать, что, возможно, именно подросток типа Sulphur был главной причиной создания института школ-интернатов. В то время как Calcarea phosphorica и Natrum muriaticum стремятся избегать взрослых (a Phosphorus, как мы помним, продолжает стремиться к взрослым), сами взрослые стараются избавиться от подростка типа Sulphur. Однако лекарство может всё это отрегулировать. Оно неоднократно облегчало эти полные стрессов и взрывов годы взросления, делая их интересными, конструктивными и счастливыми, как для детей, так и для родителей.

Драматическим свидетельством возможностей Sulphur явилось лечение тринадцатилетнего мальчика с синдромом Ле Туротта - множественная дискинезия, упорно не отступающая в течение пяти лет. Несмотря на сильнодействующие дозы депрессантов центральной нервной системы, у него проявлялось свыше ста различных тиков, гримас и ворчаний, из-за которых он вынужден был уйти из школы. Но источником этих ярких хореических симптомов самого разного вида (что давало возможность думать о наличии нескольких возможных лекарствах) были ярко выраженная сульфурная личность и характер мальчика.

Он был груб и угрюм по отношению к родителям, неохотно и отрывисто отвечал на вопросы врача, был раздражен. Извлечение из него информации о его симптомах было похоже на ведение битвы с невыгодных позиций А он, казалось, оставался в полном неведении относительно того, какую травму наносит его необщительное поведение родителям По этим причинам казалось необходимым назначить ему Sulphur 50M, что и было прописано Случай был тяжелым и сложным, и время от времени ему требовались более специфические хорейные средства, такие как Migale u Agaricus Но повторное назначение Sulphur поддерживало процесс излечения, не давая ему остановиться Судить о том, когда назначать ему повторно Sulphur, помогал тот факт, что его поведение становилось лучше после получения дозы этого лекарства и становилось хуже, когда ослабевало действие этого средства При гомеопатическом лечении он смог вернуться в школу и вести нормальную жизнь подростка, почти полностью избавившись от тиков и других хорейных симптомов.

У подростка-девочки картина Sulphur выглядит несколько иначе. Она чище и аккуратнее, чем мальчик, и менее склонна чувствовать себя непонятой и неудовлетворенной. Однако её комната выглядит такой же неприбранной, как будто по ней пролетел ураган, оставив позади себя всё разбитым и брошенным после своего буйства. Пол покрыт разбросанными вещами, перемешанными и перепутанными с книгами, чистая одежда валяется вместе с грязной, кругом бумаги и другие завалы, которые она, кажется, совершенно не способна разобрать. ("Мне нравится организованность, но не в моей комнате. Если бы я её убрала, то я уже ничего не смогла бы найти в ней. И как бы там ни было, у меня ушло бы на уборку не менее трех недель!") Хотя подростковый период у всех отмечен отсутствием аккуратности, у Sulphur это проявляется в самой большой степени. Многие маленькие пациенты объявляют, что им нравится "хаос" в собственной комнате и в своей жизни, считая его замечательным и стимулирующим (в противоположность Arsenicum album, который даже в этот период жизни не выносит беспорядок).

Отличительной чертой девочки типа Sulphur или указанием на необходимость этого лекарства у подростков любого типа является собирание обширных и чрезмерных коллекций косметики и шампуней; и случайным разоблачением её тайны может послужить её обращение с зубной пастой в ванной. Она всегда оставляет тюбик с пастой незакрытым, и паста вылезает и замазывает всю раковину! Эта неспособность снова закрыть тюбик пасты является почти всеобщей чертой девочек Sulphur. Родители у них всегда жалуются на "вылезающую пасту".

Девочка в возрасте от 13 до 19 лет, которой необходим Sulphur, начинает излучать больше психического жара, чем было ранее, становясь вздорной, эгоцентричной и нетерпеливой. Как и в случае с мальчиком, её пребывание в комнате становится угнетающим. Но это может быть вызвано в большей степени её громким голосом, пронзительным смехом и неконтролируемой живостью, чем зловредным характером. С ней легче иметь дело, чем с таким мальчиком, может быть, потому, что обычно девочка - не настолько ярко выраженный Sulphur, и её поведение смягчается некоторыми другими конституциональными наслоениями. В основном труднее всего общаться с девочкой Natrum muriaticum в возрасте до двадцати лет.

После этого периода жар личности Sulphur утихает до какой-то степени, хотя и взрослый может оставаться вздорным и самоуверенным. Среди них Sulphur можно признать в хаотичном, но эффектном исполнителе и профессиональном специалисте, чья голова переполнена планами и проектами и который хронически окружен беспорядком и шумом. Фактически он процветает в атмосфере "неорганизованного порядка" и, кажется, действует наилучшим образом при избытке сенсорных стимулов. Ребенок делает уроки в окружении взрослых, одновременно смотря телевизионную передачу; он постоянно отрывается от своих занятий для того, чтобы побренчать на гитаре или сделать набег на кухню. Взрослому нравится, чтобы его рабочее место напоминало улей своей деятельностью, а если он работает дома, то не возражает, когда к нему обращаются с вопросами или отрывают телефонным звонком (в отличие от Nux vomica и Natrum muriaticum). И может выскочить из-за своего стола для проведения маленького ремонта тостера или замены пробки зажигания в своей машине. Для эффективной работы он не нуждается в продолжительных и непрерываемых кусках времени. Постоянные и самые разные атаки на его чувства, кажется, только стимулируют его творческую активность.