Смекни!
smekni.com

Методическое письмо Опреподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования I (стр. 2 из 4)

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего музыкального образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования

Результаты изучения курса «Музыка», приведенные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», полностью соответствует стандарту и направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для развития музыкальной культуры.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

Стандарт является основой объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений. Необходимо разводить минимум содержания музыкального образования и требования к уровню подготовки учащихся. Для учителя минимум – это уровень предъявления документом такого содержания музыкального образования, объем которого школа обязана обеспечить, а ученик может освоить. Стандартом предусмотрен большой люфт между минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки учащихся. Ориентация учебного процесса на требования резко снизит уровень музыкального образования. Школа должна реализовать обязательный минимум содержания, представленный в стандарте, имеет право расширить содержание образования, которое может быть освоено учащимися в соответствии с их возрастными возможностями.

Введение Федерального компонента образовательного стандарта по музыке будет способствовать решению задач модернизации школы, повышения качества преподавания предмета «Музыка», достижения каждой школой определенного уровня музыкальной подготовки учащихся, отвечающего современным социокультурным требованиям.

IV. Концептуальные основы и новизна образовательного стандарта по музыке

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сводящей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по музыке заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми содержательными связями, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

В основной школе сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной культуре в целом.

В основе подхода к разработке стандарта по музыке лежит концептуальное положение о соответствии содержания музыкального образования возрастным приоритетам подростков. Характерное для них проявление собственной позиции, чаще всего не совпадающей с общепризнанной, требует особого внимания к поиску противоречий в явлениях искусства и жизни, что становится движущей силой развития художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Основополагающими в стандарте являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, его места и значения в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.

В содержании музыкального образования усилена роль гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами). В то же время акцент ставится на формировании позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

Стандарт ориентирован прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности смягчает свойственные для этого возраста кризисные явления.

Основными чертами современной методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление ему возможность прикоснуться к тайнам творчества в качестве композитора–исполнителя–слушателя. Никакие современные технические средства не могут заменить живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса.

Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

В содержании образования усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, игра на синтезаторе. Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы.

Разгрузка содержания образования. Проблема разгрузки содержания, остро стоящая перед образованием, имеет свою специфику в образовательной области «Искусство». В стандарте она осуществляется за счет выделения двух уровней учебного материала – материала, который должен быть освоен учащимися, и материала, изучаемого на уровне ознакомления с ним. Двухуровневое изложение учебного материала предоставляет учителю возможность в определенных границах корректировать содержание учебного предмета в соответствии с уровнем подготовки учащихся конкретного класса, сферой их музыкальных интересов, вкусов и потребностей.

Один час в неделю, отведенный на урок музыки в базисном учебном плане, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень преподавания предмета, раскрытия основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка не должна быть связана с упрощением содержания учебных программ по музыке. Она возможна только на основе установления оптимального соответствия между теоретической и практической направленностью содержания образования. При этом приоритетное значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой деятельности.

Решение проблемы разгрузки учебного предмета и вместе с тем достижение высокого уровня его освоения учащимися видится в интенсификации учебного процесса посредством создания педагогических условий, способствующих формированию личностно-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям, пробуждения и всемерного раскрытия их творческого потенциала в разнообразных видах музыкальной деятельности. Тем самым становится возможным значительное повышение эффективности музыкальных занятий даже в условиях отведенного на него минимального количества учебного времени.

Разгрузка в преподавании искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, мотивированного личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений, а не теоретизировать по поводу искусства. Главное – ориентация учащихся на самоопределение в культуре и саморазвитие.