Смекни!
smekni.com

«Мораль и Политика в учениях Конфуция и Макиавелли» (стр. 4 из 7)

Мораль можно определить как общее выражение ряда сил, действующих в обществе, а именно - идеальных сил, размеры и границы которых зависят от возможностей мнения. Специфика моральных воззрений состоит в том, что она претендует на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес во взаимоотношениях человека и общества. Но в этом же заключается их внутренние противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть ни одни только общие интересы. В реальной действительности ценности начинают конкурировать между собой, а отвлечённые моральные истины не только начинают противоречить друг другу, но и превращаются, если им следовать, в собственную противоположенность. Тут возникает вопрос: должен ли политик (государь) соблюдать морально-нравственные устои? В принципе государственная деятельность должна соответствовать морали более, чем любая другая, она может себя мыслить только как конкретное воплощение морали. На деле же во многих случаях необходимость заставляет от неё отступать в большей или меньшей степени. "Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображение справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасёт её жизнь и сохранит свободу”. Государство, по Макиавелли, является практическим воплощением тех нравственных идей, из которых вытекает и мораль; исторически и логически государство и мораль имеют общее происхождение. Это не возвышает первого над второй, и тем более не означает независимости политики от морали. Государство зависит от тех же общих принципов, что и мораль, но оно ближе к действительности и в его деятельности яснее выражена пртиворечивость этих принципов - борьба общего и частных интересов, необходимость насилия для противостояния насилию.

Изречения, мысли, афоризмы и цитаты Макиавелли и Конфуция о политике и о морали

Изречения Морали (Конфуций)

«Мораль, добродетель всегда будут укреплены, если с достоинством мы будем относиться к памяти умерших предков и с достоинством будем припоминать их поступки».

«Не думай о том, что кто-то из людей не знает тебя, а больше думай о том, что ты сам хорошо не знаешь людей».

«Всегда хорошо там, где есть мораль, поэтому человеку лучше поселиться там, где отсутствует всякое нечеловеколюбие и зло».

«Тот человек, который не обладает человеколюбием, не может долго бытийствовать в условиях нищеты, но он также не может долго жить в постоянном благополучии. Человеколюбивому человеку человечность должна приносить радость, удовольствие, а мудрому человеку человечность всегда приносит только пользу».

«Тот, кто искренен в своей человечности, тот и не совершит зла».

«Я ещё не видел тех, кому по душе высокая мораль и претит нечеловеколюбие. Те, кто любит человечность, полагают, что нет ничего выше её. Те же, кто ненавидят бесчеловечность, те стараются избегать всего того, что связано с нею. Но может ли кто-нибудь из людей в течение всего дня следовать только морали? Я не встречал таких людей, которым бы хватало бы на это выдержки. Такие люди все же есть, но я их никогда не видел».

«Каждый ошибается в зависимости от своего характера. Присмотритесь к ошибкам человека, и вы узнаете, был ли он добродетельным, честным».

«Благородный муж много размышляет о морали; низкий человек думает лишь о том, как бы получше устроить свою жизнь. Низкий человек думает о том, как бы заполучить побольше милостей, а благородный муж размышляет о том, как жить согласно с законами».

«Благородный муж действует по законам морали, тогда как низкий человек действует согласно с выгодой для себя, а не для других».

«Осторожный человек реже других совершает ошибки».

«Истинно добродетельный человек не может быть одиноким, у него всегда есть близкие ему по разуму люди».

«Четыре качества благородного мужа – вести себя с достоинством, прислуживать старшим, проявлять доброту, заботится о простом народе, быть справедливым к простым смертным».

«Вряд ли что изменишь! Я ещё не видел человека, который, обнаружив свои ошибки, осуждал бы за них самого себя в душе».

«Мне грустно когда мораль не улучшается, когда не понимают то, что изучают, а зная о высокой морали не в состоянии за ней следовать и не могут исправлять плохие деяния».

«Если я нахожусь с двумя людьми, то обязательно чему-то у них сумею научиться, надо только взять то хорошее, что есть у них и следовать этому, а плохого избегать».

«Я не могу предвидеть встречу с весьма мудрым человеком. Если же мне удастся повстречать благородного мужа, то и этого мне будет достаточно. Я не жду также встречи с человеком высоких принципов морали, а если бы мне удалось повстречать человека твердых убеждений, то и этого бы оказалось достаточно. Сложно тому быть благородным, кто ничего не имея претендует на большее, пустячное пытается выдать за высокое, а горестями, несчастьями считает бедность».

«Можно творить и без знаний, но я не таков. Зная многое, отбираю в нем лучшее, следуя лучшему, держу пари многое из того, что вижу, постигаю – это и есть обретение знаний».

«Благороден тот муж, которому можно доверить сироту, судьбу страны больших размеров и кто не изменяет своим принципам морали. Разве он не воистину справедливый?».

«Учись так, словно ты не можешь все заполучить и опасаешься многое потерять».

Конфуций избегал четырех вещей: пустых домыслов, категоричности в оценках, упрямства и тщеславия.

«На моем пути не встречался человек, который любил бы мораль сильнее, чем чувственные удовольствия».

«Разумный не сомневается, человечный не тоскует, смелый не боится страха».

Принципы морали: «Человечен тот, кто сдерживает себя и ведет соответственно ритуалу. Все в Поднебесной признают, что ты человеколюбив, если будешь сдерживать себя и отдавать дань ритуалу. Быть человечным зависит от самого человека и вовсе не зависит от других».

«При помощи своей просвещенности благородный муж устанавливает дружбу. А дружба помогает ему быть человеколюбивым».

«Добродетельные люди при несогласии все равно живут сообразно; низкие люди не могут жить сообразно даже при согласии».

«Тот, кто добродетелен, всегда знает, что нужно говорить, но тот, кто умеет хорошо говорить, не всегда бывает человеколюбивым; кто наполнен человечностью, тот обычно смел, но смелый не всегда бывает человечным».

«Бывает и так, что у благородного мужа мало человечности, но не бывает так, когда низкий человек обладает человечностью».

«Благородный муж не любит много говорить, он недоволен, когда его дела не соответствуют его словам».

«У благородного мужа три основных принципа, но они не мне не посильны – будучи человеколюбивым он не тревожится, он не сомневается, будучи храбрым, он не опасается».

«Добродетельный человек и великодушный человек готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить высокую мораль, они жертвуют собой, не отказываясь от человечности».

«Тот человек, который снисходителен к другим и беспощаден к себе, не будет вызывать у людей гнева».

«Красноречие затемняет мораль, а нежелание вникать в малые дела наносит вред большим замыслам».

«Если люди ненавидят кого-либо, надо выяснить почему; если люди любят кого-либо, нужно узнать, с чем это связано».

«Человек способен сделать свой путь великим, но великим человека не способен сделать сам путь».

«Благородный муж не упрям, но тверд в морали».

«Существуют три добродетельных друга и три друга, которые приносят беду. Добродетелен благородный друг, справедливый друг и друг знающий. Опасен, временен льстец, неискренний друг и друг искусный в речах».

«Существуют три полезных и три вредных вида радости. Если ты рад тому, что действуешь в соответствии с музыкой и ритуалами, внимаешь речам добрых людей, водишь дружбу с разумными людьми, то это тебе на пользу. Если же ты испытываешь радость от своей праздности, безделья, заносчивости, то это может принести только вред».

«Мораль губят добродетельные люди из деревни».

«Тот из людей, кто постоянно считает, что он несовершенен, тот и любит приобретать знания».

«Подмастерья делают свою работу в мастерских, а ученый муж, ожидая достижения своих целей, трудится дома».

«Благородный муж не будет заставлять простых людей работать, если они не доверяют ему, если же они не доверяют, он все для того, чтобы его не приняли за лжеца».

«Вторичные принципы всегда сочетаются с высокой моралью».

«Добродетель способна покорять многих, честность располагает к вам людей. Смекалка позволит добиться успеха, а незлобивость не огорчает близких».

Изречения Политики (Конфуций)

«Управляя царством, которое может иметь тысячу боевых повозок, колесниц, нужно посерьезнее относиться к делу, быть правдивым, уважать людей, экономить средства в расходах и побуждать сам народ к труду в зависимости от времени года».

«Правитель, который проповедует справедливость, сходен с северной полярной звездой, которая занимает свое почтительное место среди обращающихся возле неё созвездий».

«Если править народом прибегая к законам, а порядок удерживать с помощью наказаний, то народ будет склонен уклоняться от наказаний и вряд ли будет испытывать стыд. Если же руководить народом, беря за основу добродетель и сохранять мир, порядок при помощи ритуалов, то сам народ и будет выражать покорность, стыд и исправляться».

«- Как сделать народ покорным и преданным?

- Если отдать должное честным людям и возвысить их над нечестными, о народ и будет преданным, покорным. Если же вы будете бесчестных людей считать добродетельным и отдавать им преимущество над честными, истинно добродетельными людьми, тогда народ не будет ни покорным, ни преданным».