ГОУ ВПО
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Проект
«СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УВЕК»
САРАТОВ
2005
Содержание
1. Введение
2. Краткая историческая справка
3. Описание проекта
4. КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОЛОГО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (КГАЭ – 2006) НА ТЕРРИТОРИИ УВЕКА
5. ВИРТУАЛЬНЫЙ УВЕК
1.ВВЕДЕНИЕ
Комплексы историко-культурного наследия Саратовского края широко известны в мировой науке. Они включают огромное количество разнообразных объектов всех известных исторических эпох от каменного века до средневековья. Эти уникальные памятники характеризуют наш регион как один из наиболее богатых в культурно-историческом отношении на всем евразийском пространстве. Вместе с тем, активно используемая в научных кругах, эта ценная информация, ее высокий экономический потенциал практически не востребованы в системе поступательного развития г. Саратова и всей области.
Всемирно известный археологический памятник средневековой культуры народов Поволжья, один из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды – город Увек (Укек), основанный в XIII в., всегда привлекал и теперь привлекает пристальное внимание не только ученых – историков, археологов, искусствоведов, культурологов, антропологов, но и самых широких кругов потребителей информации, как в России, так и за ее пределами.
У исторического памятника Увека, находящегося в настоящее время в пределах Саратова, печальная судьба. Все научные исследования, когда-либо проводившиеся на Увеке, не сопоставимы с масштабами безудержных разрушений и разграблений этого богатейшего комплекса. Во всех крупнейших музеях России и мира, во многих частных коллекциях есть предмета с Увека, и среди них представлены истинные шедевры мировой культуры.
Но этот памятник может еще очень много дать науке, городу, всей стране и мировому сообществу. Этот вклад оценивается множеством эквивалентов – от экономических до интеллектуальных. Планомерно изученный Увек может быть представлен в нашем городе как пересечение различных культур и цивилизаций. Его продуманная реконструкция и открытие строительных остатков для широкого экспозиционного использования позволят положить подлинное начало для развития в Саратове высокоприбыльного межрегионального и международного туристического бизнеса. На этой основе возможно привлечение зарубежных археологических экспедиций, инвестиций в дальнейшее развитие данного исторического памятника. Сохранение и внимательное изучение многогранной культуры Увека, превращение этого археологического объекта, находящегося на грани исчезновения, в современный музейный комплекс, несомненно, подтвердят неформальный статус Саратова как действительно культурной столицы Поволжья.
Перед современным поколением граждан Саратова ставится очень нелегкая задача – спасти историческое наследие нашего города и сохранить его для потомков, для всей мировой культуры. Решение этой задачи требует немалых сил и средств, активизации всего научного потенциала и годы упорного, скрупулезного труда. Но это труд ради будущего нашего города, ради его процветания и благополучия.
2. Краткая историческая справка
Местоположение. Средневековый город Увек располагается у подножия Приволжской возвышенности под Увешинскими горами, как они названы в Книге Большому Чертежу (XVII в.). Основными границами памятника принято считать устье р. Увековки на севере, станцию Нефтяную (южнее железнодорожного моста), берег Волги на востоке и край Приволжской возвышенности на западе. Памятник имеет сильно пересеченный рельеф. Одно из всхолмлений, называемое в народе Мамаев Бугор, находится примерно в центре городища. Отсюда происходят многочисленные находки. Ближе к Волге возвышается Бугор Уейского, на котором в начале XX в. найдены богатые погребения, в том числе захоронение знатной горожанки в головном уборе «бокка» и с золотыми украшениями.
Культурные слои. О культурном слое Увека имеются некоторые сведения из описаний раскопок начала XX в. и по осмотрам строительных котлованов. Очевидно, что культурный слой памятника неоднороден на разных участках. Это связано как с более поздней строительной деятельностью, так и с тем, что Увекское городище расположено на оползневом склоне Увекской гряды. В местах, перекрытых оползневыми пластами, культурный слой располагается под 3–5-метровым слоем балласта и достигает, в отдельных местах 2–3-х метров толщины. На участках, не перекрытых оползнем, средневековый слой в верхней части сильно перемешан с современными отложениями и повреждён поздними перекопами.
История научного исследования Увека. Увекское городище является самым крупным средневековым поселением городского типа на территории Саратовской области. Первое упоминание Увека принадлежит Марко Поло. В дальнейшем о нем сообщали братья Пицигани, Фра-Мауро, Ал-Омари, Измаил Абульфеди, Ибн-Батута, Шереф-ад-дин Иезди и др.
Интерес к Увекским древностям был проявлен уже в XVI – XVIII вв. Академик И. И. Лепехин отмечал наличие рва и вала у речки Увеши и буерака.
В работах Г. С. Саблукова, П. С. Савельева, П. А. Пономарева и других авторов второй половины XIX в. сообщается о монетах, идолах и чеканной машинке, переданной бывшим владельцем Увека – Мауриным, в Московский университет, о комплекте из двенадцати медных чашечек, керамике, строениях, погребениях и других отдельных находках с Увека.
Первая обобщающая работа по истории Увека была выполнена Л. Л. Голицыным и С. С. Краснодубровским. Они составили наиболее полную сводку опубликованных работ, содержавших информацию по истории Увека, начиная с XIII века и заканчивая исследованиями П. А. Пономарева. Краснодубровским были произведены раскопки, вскрывшие остатки каменных зданий и захоронений, выявлен склеп или мавзолей круглой формы и другие сооружения.
Застройка и разрушение Увека городскими жителями началось уже в XVIII – XIX в. Остатки каменных строений, фундаментов и надгробий растаскивались местными помещиками и горожанами для строительства домов и продажи камня в городе. Одним из промыслов местного населения были поиски, сбор и продажа монет, различных находок и предметов искусства с увекского городища отечественным и иностранным коллекционерам, ювелирам и учёным[1].
В конце XIX – начале XX вв., в связи со строительством Рязано-Уральской железной дороги и нефтяных резервуаров Нобеля была уничтожена значительная площадь культурного слоя и получено множество археологических находок. В 1893 г. 21 пуд увекских предметов был отправлен в Эрмитаж, в 1895 г. барон де Бай вывез многочисленные находки во Францию. Ряд предметов поступил в музей Саратовской Ученой Архивной Комиссии: плита с арабской надписью, водопроводные трубы (1909 г.), клад серебряных джучидских монет (1912 г.) и др. (Боев П. Историческая справка к раскопкам на Увеке в 1913 году // Труды СУАК. Т. 32. С. 134–135).
В 1915 г. А. А. Кротковым была выполнена работа, основанная на анализе письменных и археологических источников по Увеку, с рассмотрением его исторической топографии и планиграфии, хозяйства и этнического состава. В пределах города исследователь выделил четыре района: северный – «христианский», центральный – зажиточных горожан, ремесленный – вдоль Волги и район некрополей – южнее Мамаева бугра.
В 1919 г. Ф. В. Баллод опубликовал план Увека и результаты раскопок, проведенных совместно с Б. В. Зайковским и П. Н. Шишкиным[2]. При раскопках здания были найдены украшения, амулет «в виде монеты», медальон сканной работы, предметы быта, включая парчовые и шелковые ткани, разрушенная «бокка». В соседнем раскопе выявлен горн для производства изразцов, на других участках – отдельные погребения... По итогам исследований Ф. В. Баллодом была опубликована обобщающая работа «Приволжские Помпеи», в которой автор привел план Увека и дал его подробную характеристику[3]. К сожалению, сопоставление этих данных с современной ситуацией затруднено из-за отсутствия топографической подосновы и значительной застройки памятника.
В 1925 г. Увекское городище, как практически уже разрушенное, фигурирует в анкете по учету археологических памятников ГАИМК. Профессор П. С. Рыков отметил, что близ Увека была найдена надгробная плита последней четверти XIII в., указывающая на время появления самого города, очевидно, одного из первых в Золотой Орде.
В дальнейшем Увек неоднократно осматривался краеведами и археологами, производились сборы подъёмного материала на разрушающихся участках и в зонах застройки. Увеку уделяли большое внимание: Д. С. Худяков, В. Г. Миронов, Е. Ю. Пырсов и др. Но, будучи включенным в городскую инфраструктуру, памятник неуклонно разрушался.
В 1960-90-х гг., а также в начале XXI в. в теоретических работах ведущих советских и российских археологов частично исследовались или привлекались для изучения различные материалы с Увека: керамика, мозаика, майолика, стеклянные изделия, металлические предметы, украшения, оружие, погребальный обряд и антропология, материалы русского происхождения, монетный чекан и др.[4]
Разведки на Увеке с использованием земляных работ и частичным вскрытием культурного слоя проводились в 1978 г. (Н. Ильин), 1986 г. (Н. М. Малов, К. Ю. Моржерин), 1991-1994 гг. (Д. Г. Баринов, И. И. Дрёмов).
В начале 1990-х гг. в связи с проведением строительных работ, памятник исследовался охранными раскопками на отдельных участках. В работах принимали участие саратовские археологи. В результате раскопок были исследованы остатки жилых построек XIV в., найден клад, представлявший собой комплекс предметов православной церковной утвари (XIV в.), применяемой при богослужениях и различных обрядах. Возможно, это были вещи местного священника.