Смекни!
smekni.com

«Становление христианства в городе Муроме» (стр. 2 из 4)

Церковная традиция отождествляет святого князя Константина с Муромским князем Ярославом - сыном черниговского князя Святослава Ярославича, бывшего короткое время на киевском престоле. Ярослав Святославич получил право на княжение в Муроме в 1097 году. В обычае у русских князей было иметь несколько имен. Христианское имя князя Ярослава было Панкратий, что не исключает наличия у него и третьего имени - Константин.

___________________________________________

Ю.Морозов. Муромское крещение. Статья

А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.66 – 69.

5

1097 год, когда Ярослав Святославич получил Муром, был принят Русской православной церковью за дату христианизации Муромской земли. Но христианизация края - это длительный процесс, который лишь условно может быть закреплен за какой-то конкретной датой.

С 1054 года, после смерти Ярослава Мудрого, русская земля оказалась во владении трех его сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода. По согласованию с Константинополем, на Руси возникают две новые митрополии - Черниговская и Переяславская. Стольным городом Ярослава Святославича был Чернигов. Под 1054 же годом в летописях содержится известие, что Муром был подчинен этому черниговскому князю. Вероятнее всего, утверждение христианства на Муромской земле следует отнести к годам правления Святослава Ярославича (1054 - 1076). Громадные богатства Святослава, основание Черниговской митрополии, несомненно, должны были способствовать светскому и церковному «устроению» территории всего его огромного княжества. Видимо, уже тогда и был основан в Муроме Спасский монастырь - один из первых на Северо-Восточной Руси, упомянутый в летописи под 1095 - 96 годом.

Сын Святослава, Муромский князь Ярослав Святославич, названный в «Повести» Константином, продолжил дело отца по закреплению христианства на Муромской земле. Известно, что князь Ярослав глубоко интересовался вопросами веры. Традиционно этому князю приписывается основание первых храмов в Муроме: Благовещения и Бориса и Глеба.

«Повесть о водворении христианства в Муроме» называет двух епископов с именем Василий. Первый пришел вместе с князем Константином и окрестил жителей. Второй был поставлен в епископы при князе Юрии Ярославиче, т. е. в 1351 году. Муромцы, в то время уже ревностные христиане, несправедливо изгнали святого Василия из города. За этот поступок они получили прозвище «святогоны». Святой епископ чудесным образом переместился в Рязань. Он встал на свою мантию и уплыл вверх по Оке, взяв с собой чудотворную икону Муромской Божией Матери. Так «Повесть» объясняет перенесение епископской кафедры из Мурома в Рязань. Этот рассказ подтверждается летописным известием 1356 года о том, что в Рязани поставлен епископ Василий. Источники не указывают, с какого времени Муром и Рязань входят в одну епархию. Известно только, что в конце XV века эти города управляются одними и теми же епископами.

______________________________________________

Ю.Морозов. Муромское крещение. Статья

6

Муромские святые и их место в России

Древнерусские города хранимы небесными покровителями.

Град Муром и былинный Муромский край особенным образом явили Святой Руси многочисленный собор Божиих подвижников, канонизированных Русской Православной Церковью.

С нашим городом связана жизнь и деятельность более двадцати православных святых, в том числе первых русских князей — Бориса и Глеба. Жития Муромских святых составили особенный цикл, своего рода «ожерелье жемчужин», поскольку отличаются своеобразными художественными особенностями и потому входят во многие сборники и хрестоматии по литературе Древней Руси. Жития Муромских святых изучают на всех гуманитарных факультетах, не только российских, но и мировых институтов и университетов. Муромские святые занимают важное место в России. Примером тому служит жемчужина древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- которая долгое время была излюбленным чтением россиян, послужила основой для литературных и музыкальных произведений. Они стали покровителями брака и семьи. А День семьи, любви и верности, который мы отмечаем 8 июля, еще раз подтверждает значимость этих святых в России. Еще одним таким примером является былинный богатырь Илья Муромец. Но не только эти святые славят Муромскую землю, в нашем городе есть и другие святые известные на всю страну.

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Илья Муромец

О жизни преподобного Илии Муромского, исторические источники сохранили мало сведений. Известно только, что он жил в XII веке и был иноком Киево-Печерской обители. Его нетленные мощи доныне почивают в Антониевых пещерах. Народное предание отождествляет преподобного Илию с известным русским богатырем Ильей Муромцем, о жизни которого известно из древнерусских былин и сказаний. В летописи его имя упоминается лишь один раз (Ростовская летопись), где сказано, что в миру он был воеводой.

Пётр и Феврония

Пётр и Феврония — русские православные святые. Почитаются в России как покровители семьи и брака. Их супружеский союз считается образцом христианского брака.

_____________________________________________

Ю. Смирнов Древний Муром – 1140 лет. МИХМ, 2002год.Стр.5 – 6.

7

Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям Муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Иулиания Лазаревская

Иулиания Лазаревская (или Иулиания Муромская, светское имя Ульяна Устиновна Осорьина; 1530 — 10 (20) января 1604) — святая Русской православной церкви, из семьи дворян Недюревых. Память совершается 2 января (по юлианскому календарю).

В 16 лет вышла замуж за Юрия Осорьина, владевшего селом Лазаревское, прославилась благочестивой жизнью, поддержкой нищих и заключенных. Во время голода при царе Борисе продала всё своё имущество для покупки хлеба для неимущих. Умерла 10 января 1604 года, причислена к лику святых, после открытия её мощей в 1614 году.

Праведный Савва Мошокский

Праведный Савва был священником в селе Мошок, бывшем центром Мошокской волости Куземского стана Муромского уезда. О нем известно только, что он творил чудеса. Скончался в период 1592 - 1593 годов; или позднее, в XVII веке. День памяти - 23 июня / 6 июля, когда празднуется Собор Владимирских святых.

Благоверный князь Георгий Ярославич

После татарского разорения в 1293 году Муром был перенесен на другое место, близ села Чаадаево, а старый город пришел в полное запустение. В 1351 на муромский

престол сел святой князь Георгий (Юрий Ярославич). Он восстановил Муром на

прежнем месте, возобновил кафедральный собор Бориса и Глеба (на месте Троицкого монастыря) и церковь Благовещения, у которой поставил свой княжеский двор. В 1355 году князь Георгий был согнан с престола Рязанским князем. В то время русские князья, подвластные монголо-татарским завоевателям, нередко искали справедливости в Золотой Орде. Князь Георгий обратился к хану с просьбой рассудить его с рязанским князем, но был выдан своему противнику. Его отправили в Муром, где Георгий «с истомы умре». На иконе «Житие Константина, Михаила и Феодора» из Благовещенского монастыря (ныне в музее) он изображен с нимбом. Под изображением надпись: «Святой благоверный князь Георгий».

___________________________________________

http://www.murom.ru/node/1892

8

Проблема возрождение духовной жизни в Муроме в последние десятилетие 20 века

В советские годы традиция духовной церковной жизни была прервана. К началу 1930-х годов в Муроме были закрыты все монастыри и храмы, многие из них были разрушены. Действующим оставался только Благовещенский собор. Перед Великой Отечественной войной закрыли и его. В 1942 году службы в нем возобновили.

Официальной идеологией страны более семидесяти лет был атеизм. Духовенство имело право только проводить службы и необходимые церковные требы. Священники не имели возможности проповедовать и привлекать верующих к церковной жизни. Крестить детей, венчаться, отпевать умерших люди могли лишь тайно. О таких фактах сообщалось по месту работы и учебы. Верующие могли поплатиться служебной карьерой. Это нарушало право граждан страны на свободу вероисповедания, записанное в Конституции СССР.

Духовная жизнь в Муроме стала скрытой, доступной немногим. Прихожане старались сохранить церковное предание, память об утраченных святынях. В городе доживали свой век монахини Дивеевского монастыря. Они берегли келейную икону и личные вещи святого Серафима Саровского. После войны в Муроме короткое время священником служил Пимен, будущий патриарх Русской православной церкви.

С началом перестройки в стране наметилось потепление по отношению к церкви. Переломным событием в деле возрождения духовной жизни стал тысячелетний юбилей крещения Руси в 1988 году. Он широко отмечался Русской православной церковью совместно с государственными структурами и широкими кругами общественности в стране и за рубежом.

Муром, богатый древними памятниками церковной культуры, принял участие в юбилейных мероприятиях. Уникальные Муромские иконы из собрания городского