· Ниже этого: знал бедный, от кого получил, и не знал дающий, кому дал (как, например, тот, кто положил деньги перед своим домом, а бедняк пришел и взял).
· Ниже этого: когда дает ему, прежде чем тот просит (оба знали, однако бедный не был вынужден просить).
· Ниже этого: когда дает ему после того, как тот попросит.
· Ниже этого: когда дает ему меньше того, что мог бы дать, но приветливо.
· Ниже этого: когда дает ему с грустью (против воли, и бедный чувствует это).
(Мишне Тора, гл. 10)
*************************************************************************************
Еврейская благотворительность как феномен национального самосознания
http://base.ijc.ru/blag1.html
Гмилут хэсед - обычно переводится, как "доброе дело" и относится к особому типу мицвот - заповедей, совершаемых бескорыстно.
“Сказано тебе, человек, что добро и что Г- сподь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Б-гом твоим” (6:8) Миха
Спросите любого еврея (неважно, верующего или атеиста): как определить, религиозен ли другой еврей? Вам наверняка ответят, что религиозный еврей - это тот, кто соблюдает еврейские ритуалы. О соблюдении еврейской этики вспоминают в этом случае куда как реже, словно Б-г считает это соблюдение чем-то необязательным и дополнительным (см. “Раби Исраэль Салантер”).
Миха первым из великих учителей сделал главный упор на этику, два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил Гилеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: “Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Все остальное комментарий (к этому)-теперь иди и изучай”. Спустя еще сто лет раби Акива учил: “Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы”.
В месяце АДАР предписывается евреям выполнять заповедь "Мишлоах Манот" - посылать еду своему другу и делать подарки нуждающимся. Стоит отметить, что Мегила ("Свиток Эстер") называет такую помощь нуждающимся словом "дар", а не термином Цдака (благотворительность, милостыня), обычно употребляемым в Торе. Причина здесь - в существенной разнице между благотворительным пожертвованием и даром.
Цдака подается обездоленным, потому что они нуждаются в помощи. Она рождается из чувства сострадания к ближнему. Подарки делаются совсем из других побуждений. Как объясняет Талмуд, подарок подразумевает, что получающий его приносит дарящему радость и удовлетворение. Подарком дарящий выражает получающему свою признательность.
Именно об этом говорят слова из Мегилы, которые должны внушить нам правильное отношение к благотворительности. Помощь нуждающимся нельзя рассматривать только как акт любезности, милость высшего к низшему; она должна оказываться и как дар, который приносит чувство удовлетворения дарящему. Это чувство рождается у человека, когда он понимает, что только благодаря бедным людям он может исполнить эту великую Заповедь, которая по значению равна всем остальным Заповедям!
Благодаря нуждающимся он приобретает эту великую заслугу. Эта мысль, разумеется, порождает чувство удовлетворения и понимание того, что бедный человек, с помощью которого он смог выполнить эту великую Заповедь, заслуживает щедрого подарка. Это можно сравнить с символическим подарком в знак благодарности человеку, при содействии которого без особых затрат и усилий была заключена чрезвычайно выгодная деловая сделка.
ЦДАКА - благотворительность, однако даже представление о ней у евреев коренным образом отличается от подобных представлений у других народов. На всех языках слово "благотворительность" подразумевает идею подаяния, сострадания или снисхождения по отношению к адресату. Такое понимание благотворительности подразумевает, что дающий берет некую вещь, принадлежащую только ему, и отдает ее другому, которому она ни в какой степени не принадлежит. Такой поступок выражает чувство сострадания, возникающее при виде мучений ближнего. В результате, дающий, в своей доброте, дает ближнему что-то из своего достояния и помогает ему.
В древнееврейском языке слово Цдака этимологически связано со словом цедек - справедливость. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает своим даром справедливость: помощь нуждающимся - не добровольный акт милосердия, а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности, т.е. греховностью.
Более того, еврейское понятие Цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний, награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным, то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным. Поступая так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая греховного поведения.
Понятие "гмилут хасадим" охватывает целый ряд заповедей Торы. Все мицвот, которые касаются взаимоотношений между человеком и его ближним, воплощены в этом понятии. И, хотя мы проводим границу между "гмилут хасадим" и "цдакой", последнюю можно рассматривать как вариант творения милосердия. Тора и тексты наших мудрецов изобилуют указаниями на ценность мицвы "гмилут хасадим". Без нравственности и социальной справедливости, сострадания и праведности, эталоном которых является "гмилут хасадим", не может существовать человеческое общество.
В широком смысле понятие "гмилут хасадим" включает все виды бескорыстной помощи нуждающемуся: посещение больных, поддержка учащихся, организация похорон, гостеприимство, утешение скорбящих, примирение поссорившихся, помощь жениху и невесте, забота о пожилых, раздача пищи голодным.
Одному праведному человеку Бог показал мир Грядущий. В небесном дворце его ввели в зал, где взору его предстало множество людей, сидящих вокруг пиршественного стола. Стол был установлен изысканными блюдами, но все они оставались нетронутыми. С изумлением взирал праведник на сидящих за столом, ибо они изнемогали от голода и в слезах молили о куске хлеба, хотя превосходнейшие яства стояли прямо перед ними.
- Если они голодны, отчего же они не вкушают того, что стоит перед ними? - спросил праведник своего небесного провожатого.
- Они не могут есть сами, - объяснил тот.- Видишь, их руки крепко связаны таким образом, что их можно держать только прямо перед собой. Как они ни стараются, им не донести до своего рта ни кусочка.
- Да, это настоящий ад, - согласился праведник.
Небесный спутник повел его дальше.
В следующем зале праведник узрел другой стол, столь же роскошный и уставленный столь же великолепными яствами. Однако люди, сидящие вокруг этого стола, имели довольный вид. Праведник с удивлением убедился, что и у этих счастливых жизнерадостных людей руки связаны в точности так же, как у голодных в соседнем зале. Обернувшись к своему провожатому, он спросил:
- Как же эти бедняги могут иметь столь сытый и благополучный вид, если они не в состоянии донести еду до рта?
- А ты приглядись, - сказал небесный спутник, - и увидишь, что они угощают друг друга.
Праведник присмотрелся и оказалось, что каждый из сидящих за столом от души потчевал соседа, выбирая для него лучшие кусочки.
- Поистине, это настоящий рай! - воскликнул праведник.
- Ты прав, - согласился его спутник.- Ведь разница между адом и раем всего лишь в готовности служить ближнему.
Слово "цдака" не случайно происходит от (цэдэк) - справедливость. Не милость, не пожертвование, как в иных религиях, а именно справедливость. Поделиться с нуждающимися - это, безусловно, акт справедливости. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.
Право бедняков на помощь основано на признании высшего права собственности за Творцом мира. Землевладелец, пользующийся плодами своих трудов, не должен забывать, что один Бог в конечном счете обладает правом собственности, а следовательно, земля как общее наследие принадлежит всем Божьим созданиям.
Библейский дух, выразившийся в таком отношении к природным дарам, вдохновил мудрецов Талмуда на соответствующее отношение к другим земным благам, которые выпадают по воле судьбы на долю человека. Хотя право частной собственности и признается в Талмуде, оно умеряется и ограничивается соображениями социальной справедливости. Согласно Торе, десятая часть наших доходов заведомо нам не принадлежит. И, собственно, акт социальной справедливости состоит в том, что мы отдаем то, что по закону принадлежит нуждающимся, а не нам.
Раздавать деньги просто так, лишь бы дать, не считается достойным вкладом в благотворительную деятельность. В еврейской этике благотворительность никогда не рассматривалась как средство достижения благодати, осеняющей щедрого дарителя. Благотворительный акт должен облегчить лишения, но отнюдь не поощрять безделье и лень.
Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча - железо вонзается в нее; железо крепко - огонь плавит его; огонь силен - вода гасит его; вода могущественна - облака впитывают ее; облака могучи - ветер рассеивает их; ветер могуч - но тело может устоять против него; тело крепко- страх сокрушает его; страх силен - вино ослабляет его; вино сильно - сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего - но цдака побеждает смерть, ибо сказано:"...добродетель (цдака) избавляет от смерти". (Бава Батра)
Итак, цдака спасает от смерти.
У раби Акивы была дочь. Сказали ему прорицатели: "В день, когда она вступит под хупу (т. е. выйдет замуж), укусит ее змея и она умрет". Весьма скорбел об этом раби Акива. В день свадьбы взяла его дочь заколку для волос и воткнула в стену, чтобы не потерять. Поразила она острием змею в глаз. Утром вытащила заколку из стены и вот - тянется следом змея. Спросил раби Акива: "Что такое сделала ты, что спаслась?"