Смекни!
smekni.com

Керамический комплекс древнерусского некрополя Пскова. 110-131 Проблемы датировки, этнической и социальной интерпретации погребений псковского некрополя. ¦ 131-133 (стр. 2 из 3)

Суть методики сводится к зачистке слоя песка, подстилающего культурный слой на этом участке, по всей площади раскопа и фиксации на планах его поверхности, границ распространения от пласта к пласту, а также границ ям, вторгающихся в этот слой с уровня вышележащих напластований. С конца 80-х годов поверхность песка фиксируется в горизонталях, сечение которых составляет 0,2 м, и оформляется авторами отчетов в виде сводных планов раскопов на уровне гумусированного песка. Затем гумусированный песок снимался по

9

пластам с ручной переборкой. При этом выявлялись и фиксировались на планах пластов прослойки погребенного дерна и другие объекты (пятна золы и угля, отдельные обгоревшие куски дерева, камни, пережженные и непережженные кости и т.п.), обнаруженные в слое песка. Примечательно, что при понижениях и перепадах пятна дерна сохранялись по всей площади распространения. Создание сводных планов погребенного дерна в значительной мере облегчило работу по выявлению некоторых деталей рельефа участка и по топографии некрополя. Сводный чертеж погребенного дерна впервые был создан уже в 1976 году на I раскопе, а затем в 1982 году (начальник раскопов И.К. Лабутина), а с конца 80-х годов это стало общим правилом. После полного выявления и фиксации прослойки погребенного дерна снимались, а под ними либо зачищался материк, либо доисследовался песок, связанный с насыпями разрушенных еще в древности курганов. В ходе завершения работ поверхность материка после выборки всех материковых ям зачищалась и фиксировалась. Первоначально планы материка представляли собой планы участков раскопа, на которые наносились границы ям и отметки глубин залегания материковых отложений. Позже, с 1988 года, также вычерчивались сводные планы материка по раскопам в горизонталях, сечение которых 0,2 м. Общепринятым для сводных планов стал масштаб 1:40 см. Таким образом, фиксировались сохранившиеся археологические объекты, связанные с интересующим нас памятником.

Однако, для решения поставленных в диссертации задач обойтись результатами только археологических работ оказалось невозможным. Необходимым условием явилось привлечение методов и результатов других наук. Например, для реконструкции первоначального рельефа использовались данные геологической истории формирования региона, а при характеристике таких признаков погребального обряда как половозрастной состав погребенных и

10

фаунистический комплекс невозможно было обойтись без антропологических определений костных останков людей и биологических определений костных останков животных.

Определенный интерес для нашего исследования представляет и первая попытка датировать радиоуглеродным методом образцы из псковского некрополя, предпринятая в ИИМК РАН. Получены три датировки. Одна связана с погребением N 70,1991: 987... 1020 гг.н.э. и еще две с захоронением N 60,1988: 1040...1104 гг.н.э.; 1108...1162 гг.н.э. (Попов С.Г., 1996, с. 178-181).

Учитывая, что каждая глава диссертации представляет собой в какой-то степени самостоятельное исследование, решающее одну или несколько задач данной работы, методы его проведения в каждом случае приходилось отрабатывать отдельно. Поэтому избежать подробной характеристики выбранных в каждом конкретном случае методов не представляется возможным. Информация о них будет предварять основной текст каждой главы данной работы.

В работе впервые детально изучены вопросы формирования первоначального рельефа, выявлены географические объекты, существовавшие здесь в древности, проанализировано соотношение и взаимодействие объектов искусственного и естественного происхождения на этой территории.

В диссертации впервые собраны, систематизированы и обработаны все имеющиеся на сегодняшний день данные о погребальном обряде некрополя Пскова древнерусского времени. Для этого составлен список признаков, характеризующий обряд погребения данного памятника (см. Приложение 4 данной работы) и проведен анализ погребального обряда методами статистического обсчета, картографирования и корреляции признаков.

Впервые в процессе изучения памятника дана подробная характеристика погребального инвентаря из захоронений некрополя

11

Пскова по категориям вещей, которой предшествовал тщательный отбор и некоторое увеличение состава погребального инвентаря за счет включения в анализируемую выборку перемещенных предметов из разрушенных погребений.

История изучения псковского некрополя насчитывает уже более 30 лет и заслуживает особого внимания. Первое погребение было обнаружено 31 июля 1974 г. Охранный раскоп на месте будущей столовой педагогического института был близок к завершению (руководитель работ - И.К. Лабутина), когда в материке на одном из его участков открылось сооружение неизвестного назначения, которое оказалось бревенчатым накатом над могильной ямой погребения N 1 псковского некрополя. В этом же полевом сезоне были найдены остатки другого захоронения, совершенного по способу трупосожжения и сильно нарушенного при позднейшем освоении участка. Первые погребения и предметы датируемые X - перв. пол. XI вв, найденные в переотложенном состоянии позволили предположить, что открыта, по-видимому, часть городского кладбища древнерусского времени (Лабутина И.К., 1992, с. 64, 69). Следующим этапом изучения памятника стал 1976 г, когда были проведены раскопки на большой площади (около 1400 кв.м) на ул. Ленина. Раскопами руководили археологи из Пскова, Москвы, Ленинграда (И.К. Лабутина, Ю.Л. Щапова, В.И. Кильдюшевский). В 1976 г было изучено 14 погребений (4 ингумации и 10 кремаций), а общее число выявленных захоронений достигло 16 (Лабутина И.К., 1992, с. 69, 74). После этого каждый следующий сезон археологических работ на ул. Ленина, когда археологи приближались к песчаным отложениям в основании культурного слоя, сопровождался ожиданием раскрытия новых погребений. И это ожидание всегда оправдывалось. В 1978 г (начальник раскопа - И.К. Лабутина) были обнаружены 8 трупосожжений. В 1979 г (начальник раскопа - И.О. Колосова) при работах на небольшом (60 кв. м.) раскопе было открыто

12

погребение N 25, совершенное по обряду трупоположения. Раскопки 1982 г (руководитель работ - И.К. Лабутина), на участке, примыкавшем к раскопам 1976 и 1978 гг, привели к новому открытию. Кроме 3 трупосожжений здесь были выявлены остатки языческого святилища Пскова, которое существовало одновременно с псковским некрополем. В 1984-1985 гг данные о курганном кладбище Пскова были существенно дополнены, так как в эти годы охранные раскопки на ул. Ленина развернулись на площади около 3000 кв. м. В созданной в 1983 году Псковской объединенной археологической экспедиции ИА АН СССР и Псковского музея-заповедника (начальник экспедиции - доктор исторических наук В.В. Седов) трудились как археологи, участвовавшие в изучении некрополя в предшествующие годы, так и впервые открывавшие на своих раскопах погребения (В.В. Седов, И.К. Лабутина, В.И. Кильдюшевский, И.О. Колосова, Б.Н. Харлашов, O.K. Волочкова, Н.Н. Фараджева). Число изученных погребений достигло 53 (в течении 1984-1985 гг их было открыто 25, все - трупосожжения) (Лабутина И.К., 1992, с. 74-77). Изучение псковского некрополя Псковской археологической экспедицией продолжилось и в последующие годы. Так в 1987-1989 гг охранные раскопки на ул. Ленина, проводимые на обширной площади (2355 кв.м.), дали возможность изучить еще 12 трупосожжений (начальники раскопов на которых были выявлены захоронения - O.K. Волочкова, Т.Ю. Закурина, И.О. Колосова). Затем в 1991 г на средства Псковского археологического центра (директор - Б.Н. Харлашов) был доисследован XVI раскоп (начальник раскопа - И.О. Колосова), где на относительно небольшой площади (около 355 кв.м) было изучено 8 погребений (1 ингумация и 7 кремаций). Этими работами завершились полевые исследования участка городского кладбища Пскова древнерусского времени, выявленного в раскопах у педагогического института и на ул. Ленина. Настоящим сюрпризом для археологов Т.Ю. Закуриной, Е.В. Салминой и Е.А. Яковлевой оказалось

13

обнаружение 8 погребений некрополя (2 ингумаций и 6 кремаций) в раскопах по адресу Октябрьский проспект, 12, проводимых при реконструкции зданий Центробанка в Пскове (исследованная площадь -около 1050 кв.м). Это позволяет надеяться на то, что исследование некрополя будет продолжено.

Псковский некрополь не единственный погребальный памятник, обнаруженный на территории города. Погребения на территории Пскова в ходе различных земляных работ встречались и раньше. Так, научный интерес вызвало обнаружение в 1886 г. на Завеличье при закладке фундамента Земской больницы могил с костяками и при них разнообразных украшений балтского облика. Т.Е. Ершова по вещевому материалу датирует этот памятник XI - XII вв. и считает его латгальским (Ершова Т.Е., 1992, с. 127; Александров А.А., 1992, с. 146). В 1940 г. предположительно на месте упомянутого выше грунтового могильника Н.Н. Чернягин и Х.И. Мосберг произвели раскопки, при которых были открыты 2 мужских погребения с инвентарем, аналогичным древнерусским курганам XI - нач. XII вв. (Ершова Т.Е., 1992, с. 127-128). Раскопками 1990-1993 гг. на Полонище, на Романовой горке в Окольном городе Пскова был открыт еще один могильник. Исследованы остатки двух курганных насыпей, 35 трупоположений, совершенных в неглубоких могильных ямах или на горизонте, а в одном случае обнаружены остатки лепного горшка и сильно пережженные кости (Кильдюшевский В.И.,1995, с. 101-102). В.И. Кильдюшевский считает этот памятник типичным городским некрополем вт. пол. XI - сер. XII вв~ который в дальнейшем превратился в раннехристианское кладбище и просуществовал до рубежа XIII-XIV вв, когда городской посад вплотную приблизился к могильнику, и он был заброшен. Кроме перечисленных случаев при различных раскопках и земляных работах, чаще всего вблизи средневековых церквей и на территории монастырей, неоднократно обнаруживались христианские