Смекни!
smekni.com

Проблема обмена как возмещения в процессе общения людей является актуальной в гуманитарных науках с прошлого столетия. Европейские гуманитарные науки до середин (стр. 2 из 3)

7 Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири // Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН ССР. Н.С. - Т. 89. - М.: Наука, 1966.-276 с.

8

из главных источников по истории культуры коряков и ительменов второй половины XX века. Несмотря на большой объем собранного и рассмотренного материала в работах данного периода нет систематического осмысление проблем дарообмена в культуре коренных народов Камчатки.

В конце XX века появляется ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы коренного населения ранее не освещавшиеся или освещавшиеся поверхностно1. Наряду с экономическими вопросами в этих работах впервые рассматриваются проблемы организации национальных художественных промыслов как экономически рентабельного производства . В исследованиях конца XX века проблема становления и развития обмена дарами среди коренного населения Камчатки подробно и системно не раскрывается, но они дают материал для осмысления закономерностей развития художественного творчества на примере камчатского сувенира как формы дарообмена.

Несмотря на то, что жизнедеятельность коренных народов Камчатки в отечественной научной литературе освещена достаточно полно, специального анализа по проблемам дарообмена проведено не было. Имеющиеся исследования с XVII по XX век касаются лишь отдельных аспектов обмена дарами.

Во второй половине XX века Дальний Восток, в том числе и Камчатка достаточно активно изучались зарубежными исследователями. Отличие тематики зарубежных работ от советских и российских исследователей заключалось в интересе к проблемам социализации

1 Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири.

- М., 1983. - 157 с; Мелитинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. - М., 1979.

- С. 33-79, 80-94; Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980. - 125 с, ил.; Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов крайнего северо-востока СССР XVII-XX вв. -Л., Наука, 1989. - 197 с.

2 Чубарова Л.И.Художественная обработка меха у коряков // Сельскому учителю о народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. — М., 1983. - С. 64-87.; Моисеев Р.С. Экономические проблемы развития народов Севера России в переходный период. - П.-К.: Камчатский печатный двор, 1999. - 216 с; Мурашко О.А. Ительмены и камчадалы: метаморфозы этнической идентичности // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. - М., 1996.-С. 358-377.

I

коренного населения в советский период. Эрих Кастен, ученый из США, исследовал социализацию молодого поколения ительменов на Камчатке в 1994-1996 гг. и продолжает свои исследования до сих пор, а Петра Ретман из США в эти же годы изучала положение корякских женщин в социокультурном контексте современной Камчатки1. Ч. Оно из Японии, начиная с 2002 года и по сей день, занимается анализом этнолингвистики коренных народов Камчатки на базе этнолингвистической лаборатории Камчатского государственного педагогического университета. Несмотря на различные методы изучения культуры коренных народов Камчатки в отечественных и зарубежных работах дарообмен в них рассматривается эпизодически как часть экономики.

Отсутствие специальных работ по престижной экономике коренных народов Камчатки делает избранную тему весьма востребованной и актуальной. В настоящее время накоплено большое количество материала о культуре коряков и ительменов, но при этом отсутствуют монографии и публикации о феномене дарообмена в культуре коренных народов Камчатки. Имеющиеся в настоящее время в науке о культуре разработки по теории дарообмена, позволяют сравнить самобытные и заимствованные культурные элементы, показать ценность традиционной культуры на примере изменений в системе дарообмена коряков и ительменов Камчатки.

Теоретические достижения современной антропологии в области изучения престижной экономики позволяют рассмотреть систему дарообмена у коренных народов Камчатки в развитии и выделить ряд аспектов современной системы обмена подарками на примере использования одной из форм дара - это этнический сувенир. Под этническим сувениром понимаются вещи и предметы традиционной культуры коряков и ительменов, созданные на продажу.

1 См. например, Андерсон Д.Д. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Отв.ред. Попков Ю.В. - Новосибирск: изд-во сиб. отделение РАН, 1998. - С. V

10

Объектом исследования является дарообмен в культуре коренных народов Камчатки.

Предмет исследования — этнический сувенир, как этнокультурное проявление, часть системы дарообмена.

Цель настоящей работы состоит в описании, анализе,

систематизации, сопоставлении форм дарообмена в культуре коренных

народов Камчатки на примере появления и развития этнического сувенира.

В соответствии с целью исследования сформулированы его основные

задачи:

выявить характерные черты дарообмена в традиционном

обществе на основе сравнительного анализа работ ученных XX

века;

проанализировать изменение системы дарообмена у коренных

народов Камчатки с XVIII по XX в.в.;

рассмотреть формирование этнического сувенира как феномена

дарообмена культуры коренных народов Камчатки;

определить место и роль этнических сувениров в системе

современной культуры дарообмена на Камчатке;

изучить сувенир как способ этнической самоидентификации

ительменов и коряков.

В основу работы положен хронологический принцип изложения материала, который позволяет организовать исследование, структурировать анализ, выделить проблемы и эволюцию взглядов ученых. Основными способами исследования в диссертационной работе были системный и историко-генетический метод. Системный метод позволяет изучать предметы и вещи коряков и ительменов, ставшие сувениром в современной культуре, как части целостного образования. Рассматривая взаимодействие сувенира с другими элементами культуры можно определить новое значение и интегративные свойства сувенира. Использование историко-генетического метода позволяет раскрыть

11

происхождение, социальные и психологические особенности процесса дарения у аборигенов Камчатки.

Положения, выносимые на защиту:

1. В культуре коряков и ительменов до колонизации и после нее существовала тотальная система дарообмена между оседлыми и кочевыми группами населения, которая являлась основой социально-экономической деятельности этих народов.

2. Основные изменения в системе дарообмена коренных народов Камчатки произошли в XIX-XX вв. и были связаны с активным влиянием русской культуры.

3. В XX веке в культуре коряков и ительменов формуется этнический сувенир как маркер этнической идентичности, являющийся основой для формирования более широких видов социальной идентичности, в том числе региональной, гражданской.

Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование становления и развития этнического сувенира как вида социальной идентичности коренного населения в рамках современной полиэтнической культуры. Диссертационная работа представляет первый опыт рассмотрения дарообмена в системе культуры коренных народов Камчатки как системы взаимных поставок, имеющих утилитарные и неутилитарные функции. Впервые определена специфика явления дара в первобытном обществе и проведен анализ форм договоров и обмена у коряков и ительменов в форме дара на основе работ Н.И. Зибера, М. Мосса и других ученых. Разработаны новые подходы в определении функционального назначения этнического сувенира на Камчатке как вещи, предназначенной на продажу и сделанной по правилам традиционной художественной культуры, а также понимание этнического сувенира как средства этнической идентичности коренного населения.

Главные источники по проблеме диссертации можно разделить на две группы. Первая группа источников - письменные. В них входят

12

монографии, исследования, статьи, публикации, а так же архивные документы. Информацию о коренных этносах Камчатки можно найти в письменных документах начиная с конца XVII и начала XVIII веков. Это отчеты служилых людей побывавших на севере полуострова - М.В. Стадухина, И.М. Рубца, Л.С. Мороско (Старицын), И.О. Голыгина. Сведения, накопленные землепроходцами, стали фундаментом всего последующего знания о Камчатке и ее народах1.

В XIX — н. XX вв. происходит активное освоение Дальнего Востока в рамках русских кругосветных экспедиций. Участники морских экспедиций зафиксировали интересные данные о процессе освоения Камчатки и ее народах. Сведения, собранные участниками экспедиций, носили часто форму описания впечатлений, которые использовались в данной работе в качестве дополнительного источника. Особый интерес для изучения аспектов культуры коренного населения Камчатки в XIX в. представляют научные исследования И.Ф. Крузенштерна2, В.М. Головнина3, О.Е. Коцебу4, К. Дитмар5. Чаще всего они описывали обмен дарами при прибытии в какой-либо населенный пункт. Можно проследить на основе их заметок, что набор подарков был почти идентичный на протяжении века - это чай, табак, спиртное, украшения, оружие и железные орудия труда со стороны путешественников, а коренное население преподносило пушнину, еду и услуги по перевозки. Среди материала изложенного этими исследователями сведения о даре между представителями коренного населения Камчатки отсутствуют.

1 См., Атлас географических открытий в Сибири и Северо-Западной Америке XVII - XVIII вв. / Под ред. А.В. Ефимова. - М., 1964. - С. 26-31; Белов М.И. Русские походы на Камчатку до Атласова // Известия Русского географического общества. - 1957. - № 1. - С. 30-31; Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. - Петропавловск-Камчатский, 1992. - 189 с; Толкачева Н.В. Присоединение, освоение Камчатки, ее народы в период с 1697 до 1917 гг. В российской историографии: Автореф. Дис. Канд. Ист. Наук. - М., 2005. - 20 с.