Смекни!
smekni.com

Проблема обмена как возмещения в процессе общения людей является актуальной в гуманитарных науках с прошлого столетия. Европейские гуманитарные науки до середин (стр. 3 из 3)

2 Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве» / Под ред. А.И. Алексеева. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1976.

3 Головнин В.М. Путешествие на щдюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1811 г.г.-М., 1961.-480 с.

4 Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. Изд. 2-е / Пер. с нем.; Предисловие и комментарии Д.Д. Тумаркина; Отв. ред. Я.М. Свет. - М.: Наука, 1981.

5 Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 г.г. - СПб., 1901. - 754 с.

¦ 13

В первой трети XX века коренные малочисленные народы севера России являлись объектом разностороннего изучения целого ряда выдающихся исследователей - Н.В. Слюнин1, В.Н. Тюшов2, В.П. Маргаритов3. Данные авторы акцентировали свое внимание на описание природы, климата полуострова, а также на тяжелых условия жизни местного населения. Их работы характеризуются достаточно большой информационной насыщенностью по культуре народов Камчатки, при этом описание дарообмена дается эпизодически, в основном уделяли внимание дарам преподносимых путешественникам как гостям.

Особая роль в процессе сохранения и возрождения самобытной культуры коренных народов Камчатки принадлежит исследованию материальной сферы деятельности этих народов. Предметы и вещи домашнего обихода коренных этносов широко использовавшиеся в недавнем прошлом, утраченные и появившееся в настоящее время в качестве сувениров, представляют собой ценный материал, изучение которого дает возможность проследить эволюцию основных феноменов культуры народов Камчатки, в том числе, таких как дарообмен, через созданную ими символико-знаковую систему. Поэтому вторая группа источников - материальные.

Народы Камчатки, не имея письменности, фиксировали свои знания о природных и социальных процессах в устном народном творчестве, а также в произведениях декоративно-прикладного искусства. Традиционные предметы, используемые до сих пор в быту и создаваемые представителями коренного населения Камчатки, являются ценным этнографическим материалом для изучения истории культуры этих народов, в том числе дарообмена.

1 Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. - СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1900. - Т. 1 - 692 с, Т.2 - 165 с.

2 Тюшов В.Н. По западному берегу Камчатки // Записки ИРГО по общей географии. - T.XXXVII. № 2. -СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1906.-521 с.

3 Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели // Записки Приамурского отд. Российского географ, общ. - Т. 5. - Вып. 1. -Хабаровск, 1899. - 145 с.

14

При написании работы широко использовались материалы из фондов Камчатского областного краеведческого музея и краеведческого музея города Елизово, музеев поселках Эссо и Мильково. В качестве источников был отобран круг памятников, являющихся произведениями художественного творчества и представляющих предметный характер: украшения, одежда, оружие, культовые предметы, то есть вещи, определяемые как сувенир в современном обществе.

Понять особенности генезиса дарообмена народов Камчатки помогали дополнительные источники. Во-первых, в диссертации использовались труды по археологии1. Во-вторых, значительная часть современных представлений о системе дарообмена и развитии сувенирного производства на Камчатке основывается на статистических данных. В рамках данной работы было проведено социологическое исследование2, основной целью которого было собрание сведений о количестве, видах и производителях сувениров на Камчатке. Статистические данные о видах и современных направлениях в сфере сувенирного производства позволят исследователям, местным органам управления, представителям коренного населения выбрать наиболее эффективные методы поддержания и развития уникального направления традиционного декоративно-прикладного искусства Камчатки.

Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке обобщающих трудов по культуре коренных народов Камчатки, в краеведческой работе, при разработке регионального компонента образовательных программ исторического профиля.

1 Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. - Новосибирск, 1980. - 160 с; Васильевский Р.С.Происхождение и древняя культура коряков. - Новосибирск, «Наука», 1971. - 250 с; Диков Н.Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки, и Верхней Колымы. - М.: Наука, 1977. - 387 с; Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - 312 с; Пташинский А.В. Культура охотников на морского зверя северо-восточного побережья Охотского моря (I - II тысячелетие н.э.): Автореф. дис. канд. истор. наук. - М., 2002. - 18 с.

2 Ерискина Н.В. Декоративно-прикладное искусство как предмет социокультурного анализа (на примере культуры коренных народов Камчатки) // Экологические и социальные аспекты экономики Камчатки. Материалы научно-технической конференции / Под ред. В.Н. Дегтярева. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. - С. 67-72

15

Глава 1. Концепции дарообмена в традиционном обществе

1.1 Работы основоположников концепции дарообмена

(анализ взглядов Н. Зибера и М. Мосса)

Коренные народы Камчатки стали активно изучаться с XVIII столетия. Характерной чертой их образа жизни являлся общинный характер отношений. Посредством традиции укреплялись социальные связи, а молодежь усваивала знания и опыт предков. В настоящее время, обществом в России и в мире происходит осознание того, что малочисленные народы Севера, как и все народы, имеют право на этническую самобытность и полноценное развитие. Гарантией этого является сохранение природной среды их обитания, развитие традиционных видов хозяйственной деятельности, письменности, а так же изучение особенностей культуры повседневности, где ярче всего проявляется специфика жизнедеятельности этих народов.

В России в течение последних двух столетий сформировалась полиэтническая культура. Под давлением современных институтов традиционные нормы, ценности, способы производства и формы социальной организации, обычаи и модели семейной жизни, если и не исчезают, то сильно трансформируются. Осмысление одного из основных структурообразующих элементов культуры, такого как дарообмен сохранившегося с архаичных времен может привести к пересмотру сложившихся представлений о доминанте техногенного образа жизни и выявить новые стороны современных социальных процессов.

В XX веке происходит расширение и увеличение знаний о традиционной культуре неевропейских народов. Исследованием дарообмена и его функций в системе общества, влиянием дара на экономику и политические отношения занимались отечественные и иностранные ученые. Благодаря работам многих ученных и

16

исследователей в XX веке формируется новый подход к изучению явлений культуры как сбалансированной системе, где каждый элемент важен и необходим1. Использование различных методов изучения дарообмена, которые были предложены в XIX — XX веках, помогает рассмотреть это явление в комплексе и увидеть, как обмен подарками функционирует в современном обществе.

Определение феномена дарообмена и его социальные функции можно найти в работах философов, антропологов, культурологов предлагающих свои концепции развития культуры. В середине XX века получает признание теория дарообмена М. Мосса, изложенная в «Очерке о даре». Его исследования в некоторых аспектах предвосхищаются работой Н.И. Зибера «Очерки первобытной культуры», вышедшей еще в 1883 году. Ввиду того, что эти два ученых создали концептуальную базу исследования проблемы дарообмена как одного из фундаментальных феноменов культуры, их работы явились основными при анализе дарообмена в нашем исследовании, как в первобытной, так и в современной культуре.

Прежде чем изучить взгляды Н. Зибера и М.Мосса по проблеме дарообмена, рассмотрим, какие определения в современной европейской и русской науке даются основным понятиям, использовавшихся в диссертационном исследовании — это понятие «дар» и как синоним используется - «подарок».

В толковых словарях В.И. Даля , СИ. Ожегова , С.А. Кузнецова

1 См., Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2; Лотман. Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. - 704 с; Семенов Ю.И. Экономическая антропология // Этнология в США и Канаде / Отв. ред. к.и.н. Е.А. Веселкин, д.и.н. В.А. Тишков. - М.: «Наука», 1989. - С. 62-85; Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 1999.-208 с; Поланьи К. Великая трансформация. СПб.: 2002. - 320 с; Салинз М. Экономика каменного века. М.: 1999. - 279 с; Шрадер X. Экономическая антропология. СПб., 1999.- 192 с.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1:А-3. - М. ТЕРРА, 1994. - С. 415

3 Ожегов СИ. Словарь русского языка. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. д-ра филолог, наук проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: «Советская энциклопедия», 1973.-С.139

4 Современный словарь толкового русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. - С. 148

17

«дар» определяется как действие и предмет который дается безвозмездно, это пожертвование, подношение. А «подарок» - как вещь, которую подарили1.

«Подарить» по словарю В.И. Даля значит отдать что-то вовсе бесплатно и бесповоротно, безвозмездно, даром. В этом словаре сделано важное расширенное дополнение - дать в дар означает еще поднести, почтить, почесть кого-либо2.

Более объемное определение понятия «подарок» дается в толковом словаре русского языка под редакцией Д. Ушакова. «Подарок - предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу»3.

На основе выше приведенных определений можно отметить, что современное понимание дара включает следующие смыслы: во-первых, дарение — это добровольный акт; во-вторых, подарок преподносят ради удовольствия или пользы; в-третьих, дар, подарок - это чаще всего конкретный предмет или вещь, которую подарили, то есть безвозмездно передали.

В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона наряду с общепринятыми определениями дается трактовка «дара» как процесса. Дарение определяется как юридический термин, обозначающий сделку между живыми, посредством которой одна сторона безвозмездно представляет какое-либо имущество другой стороне с целью ее обогащения . Составители словаря попытались проследить развитие института дарения в рамках европейского правоведения и показали, что понималось под даром с античности до XIX века. Были отмечены следующие общие особенности этого явления:

Ожегов, указ. соч, С. 487

2 Даль, указ. соч., Т. 3, С. 161

3 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1935, Т.З - С. 358

4 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза - И.А. Ефрона. -М.:Терра, 1991, Т. 1.-С. 139-142

Список литературы