Смекни!
smekni.com

Эпоха средневековья. Рыцари (стр. 2 из 3)

Но и изображение для герба бралось не просто так. Изображение на гербе рассказывало о личности рыцаря, ведь нужно знать о человеке, когда видишь его впервые, а герб одним изображением показывал жизнь своего обладателя.

Во времена крестового похода за освобождение гроба Господня отличались гербы тех, кто уже воевал на Востоке, и тех, кто еще только прибыл, ведь участвовавшие в битве имели щиты с изображением на нем разной формы креста, что значило, что рыцарь уже воевал, а только пришедшие рыцари имели изображение в виде перелетных птиц, которые символизировали странствие самих рыцарей. Нередко птицы были без лапы или же без крыла, такое изображение значило, что рыцарь получил серьезные ранения в крестовом походе.

Присутствие таких изображений на гербе рыцаря спустя несколько десятков лет, говорило о том, что род рыцаря уже достаточно стар, а его предки сделали немалый вклад в развитие церкви.

Именно после крестового похода щиты стали более красочными, так например Европе о этого времени, голубой цвет был просто незнаком, а вот после крестового похода он стал очень распространен. Да и в принципе Европа не знала что такое «эмаль», ведь это было персидское слово, которое в переводе означало «синий», но позднее в Европе это слово стали применять по отношению ко всем цветам, ведь рисунки на щиты стали наноситься именно эмалевыми красками, которые придумли на Востоке.

Со временем герб стал просто визитной карточкой рыцаря, и он мог даже не представляться, ведь герб говорил практически все как о нем самом, так и о его роде. Герб стали изображать на всем, чем только можно. Площадкой для изображения герба стали и доспехи, и само рыцарское оружие. Теперь уже рыцари не могли СМИ себе придумывать герб, герб даровался рыцарю его сеньором или же королем, ведь именно герб изображал все заслуги рыцаря или его рода, но и проступки рыцаря могли быть занесены на го герб. Гербы стали повсеместны, если до этого они были изображены только на щитах и местами на шлемах, то теперь они стали украшением любого рыцарского дома, гербы изображались на одеждах, доспехе скакуна, а позднее стали придумывать рыцарские девизы, которые были написаны на клинке рыцаря.

4. Вооружение рыцаря.

Естественная защита человека не превосходит по качеству его естественное вооружение, поэтому о защите от оружия человек начал задумываться сразу же после его возникновения. Защитное вооружение развивалось параллельно наступательному холодному оружию так, чтобы давать наибольшую защиту при существующих технологиях. До XVII века в войнах использовалось за редким исключением только холодное оружие. Именно оно вызывало до 90 % всех потерь в сражениях, и исход битвы решался в рукопашной схватке.

Доспехи прошли долгий путь эволюции от звериных шкур, через доспехи из ткани, до полного рыцарского панциря, не оставляющего открытым ни сантиметра столь уязвимого человеческого тела

До распространения огнестрельного оружия именно доспехи отличали воина, и слово «вооружение» обозначало именно их.

На смену рубахам пришли очень тяжелые боевые костюмы для рыцарей, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов. Те рыцари, которые отменно показали себя во всех сражениях, которых участвовали, получали право именовать свой меч, но почему-то эта традиция не получила широкого распространения и признания рыцарями. Сам рыцарь был защищен броней на теле, которой была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались панцири. Средневековые панцири были двух видов, первый вид собирался на теле рыцаря, и состоял из двух металлических пластин, а второй - собирался из металлических чешуек.

И тот, и другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги (чаще сделанные из брони). Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который часто украшали рогами или перьями. Рыцарь, экипированный таким защитным костюмом, был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять свои доспехи.

Животные, такие как, например, боевые кони, слоны, верблюды играли немаловажную роль, как в сражениях, так и выполняя транспортную функцию в армии. Естественно, люди задумывались о том, как обезопасить не только наездников, но и животных. Поэтому начали появляться доспехи, предназначенные исключительно для верховых животных. Впервые бронировать верховых коней начали в Греции еще в период греко-персидских войн, заимствовав идею у персов, которые уже бронировали колесничных коней. Позже броненосная кавалерия принимала участие в походах Александра Македонского, где бронированных коней имели фессалийцы.

За время существования рыцарей экипировка конного рыцаря претерпела некоторые изменения, такие как замена трех видов оружия (вначале рыцарь должен был иметь в своей экипировке секиру, булаву и пращу) на щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был незаменим.

5. Тактика боя.

Оружие, безусловно, играло важную роль в битве, но в одиночном бою рыцарь мог полагаться только на себя, ведь никто не знает, как будет развиваться битва. Но сейчас хотелось бы поговорить о командном бое, что намного сложнее одиночного.

Для того, чтобы сражаться в команде, нужно разработать тактику, чтобы команда стала единым целым и каждый мог бы положиться на своего соратника. Оружие постоянно изменялось, а вот выработанная тактика была неизменна, причем достаточно долгое время.

В наше время, конечно, легко судить о том, что бои были предсказуемы, и рыцари это не армия. Но на самом деле все зависело только от рыцарей, ведь даже большая армия пехотинцев не смогла бы противостоять даже двум десяткам рыцарей, ведь их мастерство было на высоте, а их вооружение было просто уникальным, поэтому пехота была только для отвлечения противника.

Перед битвой рыцарь начинал собирать себе войско, которое состояло из почти десятка оруженосцев, которые всегда оставались на задней линии фронта, и следили за ходом битвы, лишь иногда меняя коня или оружие рыцарю. Также в войске присутствовали слуги рыцаря, чтобы еще до битвы служить ему, а самым главным его войском были пехотинцы, которых он набирал у крестьян, находившихся под его опекой.

Когда уже войско оказывалось на поле боя, то рыцари начинали построение, причем строились они в виде клина, в первом ряду которого было не более пяти рыцарей, затем следующим рядом вставали семь рыцарей, и с каждым новым рядом количество рыцарей увеличивалось. После построения рыцарей, происходило построение всей оставшейся конницы, которая выстраивалась в виде четырехугольника.

В таком построении рыцари и начинали бой, причем сначала рыцарские кони двигались очень медленно, можно даже сказать шагом, по мере приближения к врагу скорость конницы постепенно возрастала, и на подходе к самому войску противника кони уже скакали галопом. Такой клин легко прорывал оборону противника, особенно с учетом того, что обороняющая сторона вперед выставляла только пехотинцев, которые вовсе не были обучены искусству боя. После совершения прорыва начинался сам бой, который состоял из сотен, а иногда тысяч отдельных схваток. Такой бой мог длиться часами без перерывов, причем эту битву уже никому не под силу было остановить или же изменить.

6. Рыцарские турниры.

Для многих рыцарские турниры являются символом и неотъемлемым атрибутом эпохи средневековья. Многократно описанные в исторических романах, они не дают покоя нашему воображению, и мы почти ясно слышим рев ликующей толпы, приветствующей своего любимца, видим сияющие латы рыцарей и благосклонные улыбки дам. Через какое-то мгновение весь этот блеск и красота утонут в лязге оружия, померкнут от пыли, грязи и крови из полученных ран. Но от этого турниры не станут менее привлекательными для нашего воображения.

В эпоху средневековья такие «показательные выступления» давали рыцарям возможность лишний раз продемонстрировать свою ловкость, храбрость и благородство. Кроме того, здесь оттачивалось мастерство новичков, которые после многих лет обучения решались заявить о себе, открывая подобными боями список своих подвигов.

До наших дней дошли сведения о трех разновидностях рыцарских турниров, в разное время проходивших по всей Европе. Самой ранней формой можно считать ристалище, мероприятие довольно масштабное и зрелищное. На поле боя встречались два конных отряда, и, по знаку хозяина турнира, начинали сражение. Однако в пылу борьбы разгоралось самое настоящее сражение, щадить противника никто и не думал, а потому большинство участников турнира с поля боя попадали на церемонию отпевания. Поэтому вскоре ристалище пришлось строго регламентировать, а затем и вовсе упразднить.

На смену ему пришел более изящный и красочный тип турнира под названием «джостра». Всадники сходились один на один, укомплектованные специальным турнирным оружием, которым невозможно было специально нанести смертельную рану. В джостре действовали строгие правила, согласно которым при поединке на копьях, бить противника следовало как можно выше пояса. Желательно, в голову или плечо. При поединке на мечах, часть ударов также оставалась под запретом.

Однако даже благородная джостра ушла в прошлое, уступив место багардо, представлявшему собой уже не поединок, а простую демонстрацию ловкости и выправки. Впоследствии эта разновидность турнира стала частью увеселительных парадов и карнавалов.