Смекни!
smekni.com

Требования по составлению карты рудоносности зон гипергенеза масштаба 1: 1 000 000 в комплект Госгеолкарты-1000 (стр. 9 из 10)

коры выветривания,

наложенные изменения проницаемых пород осадочных палеобассейнов, а также зон трещиноватости складчатых областей,

месторождения зоны гипергенеза

По условиям образования и форме выделяются три типа (разновидности по И.И. Гинзбургу, 1961) кор выветривания: площадные, линейные и приконтактовые (карстовые). Наиболее распространенными являются глинистые, латеритные и каолиновые типы кор. В составе этого элемента второго блока отражаются также типы рудных шляп месторождений, зоны окисления сульфидных месторождений и типы инфильтрационных кор (с которыми связаны урановые месторождения в Австралии и Намибии).

Во второй блок могут быть включены наложенные (вторичные, эпигенетические) изменения пород окислительной и восстановительной направленности.

К элементам второго блока относятся также типы рудных и нерудных месторождений, являющиеся продуктами зон гипергенеза (2.7). Среди месторождений характеризуются две группы: выявленные (2.7.1) и прогнозируемые (2.7.2). Для выявленных типов месторождений используются системы условных знаков «Инструкция по составлению и подготовке к изданию …, 1995».

В состав третьего блока включаются обобщенные металлотекты выявленных и прогнозируемых месторождений в зоне гипергенеза (геологические предпосылки, прямые и косвенные прогнозно-поисковые критерии и признаки рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых).

Для месторождений кор выветривания и инфильтрационных важное значение имеет климат эпох рудообразования, а для инфильтрационных месторождений ещё и климат эпох формирования рудовмещающих отложений. Поэтому для эпох, которые доказаны как рудообразующие (D2-C1; J3-K1; }11; ³-Q) и эпох корообразования (D, J1-2, K2-³, N-Q и др.), климат является одним из важнейших металлотектов. На дополнительной обзорной карте м-ба 1:5 000 000 или 1:2 500 000*, помещаемой в зарамочное оформление карты масштаба 1:1 000 000, показываются области распространения климатов аридного (экстра- и семиаридного), гумидного (умеренного и тропического), включая семигумидный.

Геотектонические (палеотектонические) обстановки, благоприятные для формирования гипергенных месторождений разных типов, «привязываются» к четырем эпохам: кайнозойской (новейшей), мезозойской, средне-позднепалеозойской и позднепротерозойской.

Для инфильтрационного оруденения, сформированного в новейшую эпоху, рудоконтролирующее значение имеют внешние границы высокоамплитудных орогенов и приорогенных частей молодых и древних плит.

Наибольшее значение имеет мезозойская эпоха, с которой связана группа уникальных промышленных месторождений в вулкано-тектонических структурах стрельцовского типа и месторождений, локализованных в палеодолинах поздней юры – раннего мела.

Дополнительного обсуждения требует вопрос о вынесении геотектонических и палеотектонических обстановок каждой эпохи на схемы м-ба 1:5 000 000-1:2 500 000 в составе зарамочного оформления. Однако, главные рудоконтролирующие структуры должны быть показаны на основной составляемой карте масштабе 1:1 000 000.

Геотектонические и палеотектонические обстановки в том виде, в каком их предполагается показывать на карте, связаны, по-существу, со всеми типами гипергенных месторождений, выявленных и прогнозируемых на территории России – остаточными кор выветривания, инфильтрационными, эксфильтрационными и россыпными. Последнее, особенно месторождения ближнего сноса, как и инфильтрационные месторождения, тяготеют к суборогенным поясам.

Следующий комплект металлотектов характеризует палеогеографические области развития проницаемых пород, благоприятные для формирования инфильтрационного оруденения в осадочных бассейнах и месторождениях россыпей. Для последних большое значение имеют палеогеографические и палеогеоморфологические обстановки, являющиеся ловушками для промежуточных коллекторов этих месторождений.

Особенности развития рудообразующих инфильтрационных процессов в современную эпоху подчеркиваются гидрогеологическими данными. Имеет определенный смысл для выяснения особенностей проявления эпигенетических процессов, связанных с деятельностью подземных вод в конкретные былые эпохи привлечь методы палеогидрогеологических реконструкций.

Важное значение для понимания особенностей рудообразования в зоне гипергенеза имеют сведения о распространении углей, углефицированной органики, торфов и нефтяных углеводородов с целью оценки их роли в качестве концентраторов, сорбентов и восстановителей рудных элементов. Например, в связи с вертикальной миграцией углеводородов вокруг месторождений нефти и газа возникают аномалии радиоактивных элементов и тяжелых металлов, преимущественно с переменной валентностью, приуроченные к зоне гипергенеза.

На основе анализа составленной основы карты рудоносности зон гипергенеза производится минерагеническое районирование зоны гипергенеза и выделение перспективных площадей для постановки геолого-съемочных и прогнозно-поисковых работ масштабов 1:200 000 -1:50 000 на различные типы гипергенных месторождений полезных ископаемых с предполагаемой количественной оценкой прогнозных ресурсов по категориям Р1, Р2 и Р3. Результаты минерагенического анализа отражаются условными знаками, составляющими четвертый результирующий блок легенды карты (4).

Минерагеническое районирование может быть показано на схеме в м-бе
1:2 500 000 в зарамочном оформлении карты.

При составлении карты рудоносности зон гипергенеза следует использовать, кроме упомянутых выше опережающих дистанционных, геохимических, и геофизических основ, геологическую карту, карту полезных ископаемых и прогнозно-минерагеническую карту.

Выявленные минерагенические таксоны, заключающие установленное и прогнозируемое гипергенное оруденение, должны дополнять общее минерагеническое районирование.

4.5. В соответствии с приведенными блоками информации составляется легенда карты рудоносности зоны гипергенеза (Приложение 1).

4.6. Совокупность предпосылок рудообразования в зоне гипергенеза, критериев и признаков гипергенных месторождений определяет целесообразность расчленения прогнозно-минерагенических исследований на определенные этапы.

4.7. На первом этапе должны быть выделены области, в пределах которых периоды воздымания континентальных блоков совпадают с определенными климатическими эпохами на разных естественно-исторических этапах геологического развития исследуемого региона. Это позволит установить принципиальную возможность формирования гипергенных месторождений тех или иных типов.

4.8. Основной задачей второго этапа прогнозно-минерагенических исследований должен быть анализ выделенных на первом этапе областей, а в их пределах - типовых геологических обстановок, благоприятных для локализации гипергенньх месторождений — остаточных, инфильтрационных, россыпных и др. Руководствуясь типоморфными признаками перспективных обстановок для локализации гипергенных месторождений анализируются закономерности размещения перспективных ситуаций с учетом особенностей формирования и строения зоны гипергенеза на данном конкретном естественноисторическом этапе развития территории. Важнейшим критерием оценки степени перспективности благоприятных условий для локализации гипергенных месторождений является наличие конкретных признаков проявлений полезных компонентов в намечаемых перспективных ситуациях.

4.9. Этот критерий в сочетании другими признаками, характеризующими данную перспективную ситуацию, служит основанием для выделения конкретных участков ранга рудных узлов и полей для проведения работ следующего этапа прогнозно-минерагенических исследований - прогнозирование ожидаемого вида полезного ископаемого, вероятные его масштаба, оценку физико-географических и других экономических факторов, определяющие рентабельность проектируемых исследований и др.

4.10. Исследования завершающего этапа, предусматривающие изучение качественных и количественных параметров потенциально вероятных объектов полезных ископаемых, должны сопровождаться полевым рекогносцировочным прогнозно-минерагеническим обследованием определившихся перспективных площадей для оценки на местности параметров предполагаемых рудоносных линейных или площадных структур зон гипергенеза, изучения их профиля с отбором проб для установления их типа и вещественного состава, содержания полезных компонентов и тенденций их распределения, достаточных для оценки ожидаемого промышленного значения изучаемых объектов.

Заключение

Проанализированные фактические материалы показали большое разнообразие месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых, приуроченных к зоне гипергенеза и выявленных на территории России. Эти месторождения объединены в шесть групп: I – остаточные кор выветривания, II – инфильтрационные, III – инфильтрационные сложного генезиса с участием эксфильтрационных процессов, IV – эксфильтрационные, V –россыпные и VI – техногенные. В их числе имеются месторождения: отработанные – Мазульское (марганец), россыпи (золото, касситерит и др.); отрабатываемые – Олимпиадинское (золото), Далматовское (уран), Уярское (огнеупорные глины и др.); подготовленные к отработке – Горное, Березовое, Хиагдинское (уран); находящиеся в разведке – Малиновское и др.

Выполненный анализ показал возможность выявления в зоне гипергенеза территории России ряда нетрадиционных и новых типов месторождений. В их числе чу-сарыкуйский и кузылкумский, связанные с зонами пластового окисления; аризонский, приуроченный к трубкам обрушения; тип Атабаска, Пайн-Крик, локализованный в зонах структурно-стратиграфических несогласий. Наличие в числе прогнозируемых месторождений, в первую очередь, урановых, свидетельствует о наиболее глубокой разработке методов прогноза и поисков именно урановых месторождений, по сравнению с другими редкими и рассеянными элементами.