Контактный барьер может быть разрушен, - в этом случае альфа-элементы лишаются всех своих свойств и становятся бета-элементами, к которым присоединяются остатки эго и суперэго и образуют странные объекты (см. Главу 2).
Давайте остановимся на некоторое время и обдумаем очаровательную модель, предложенную Бионом для понимания нормального и патологического функционирования человеческой психики. Альфа-элементы, контактный барьер, бета-элементы и бета-экран являются результатом процессов, связанных с восприятиями и эмоциями, возникающими из непосредственного опыта, и зависят от степени и способа функционирования альфа-функции. Пациенты с сильно нарушенной способностью размышлять рассматриваются - согласно этой модели - как имеющие испорченную или недоразвитую альфа-функцию, которая не может продуцировать альфа-элементы. Вместо этого преобладают бета-элементы, которые усиливают тенденцию действовать и использовать конкретное мышление вследствие неспособности к символизации и абстракции. Дефицит альфа-функции вызывает у некоторых пациентов состояние, при котором они "не могут заснуть и не могут пробудиться". Несомненно, этот недостаток ответственен за неспособность видеть или запоминать сны, которую мы так часто наблюдаем в нашем клиническом опыте работы с психотическими пациентами. Бесспорным фактом является то, что психотические пациенты имеют значительные трудности с видением снов, что согласуется с их нарушениями мышления. Когда такие пациенты рассказывают "сновидения", мы можем предполагать, что они видели не сон, который состоит из образованных альфа-элементами мыслей сновидения, а скорее галлюцинаторные явления или то, что Бион называет "преобразованием в галлюцинирование" ("a transformation hallucinosis") (см. Главу 5), характеризующееся чрезмерным преобладанием бета-элементов. В психоанализе психотический пациент может открыть альфа-элементы и вследствие этого обрести способность видеть сны, но он не сможет полностью восстановить альфа-функцию и поэтому останется неспособным размышлять. В этом случае он будет использовать проективную идентификацию для того, чтобы "перерабатывать" свои мысли и сновидения. Наконец, когда его состояние значительно улучшится, он не только обретет способность видеть сны, но также и думать, благодаря развитию и укреплению аппарата для обдумывания своих мыслей, как мы увидим это дальше.
Значимость моделей в теории и практике психоанализа: их приложение к теории и практике
Включение моделей в сферу психоанализа часто может быть очень полезным с точки зрения их действенности. Бион задает основы и объясняет, почему, по его мнению, ими удобно пользоваться, обращая внимание на их гибкость в отличие от ригидности теорий. С другой стороны, если аналитик сумеет построить соответствующие модели, он избежит скатывания к стремлению создавать новые теории ad hoc всякий раз при столкновении с серьезными трудностями в своей работе. Модель дает возможность установить соответствие между конкретными проблемами, представляемыми пациентом, и содержанием психоаналитической теории. Модели могут выбираться исходя из клинического материала и важности выполняемой ими функцию зависит от того, насколько верными они являются с точки зрения теорий. Использование моделей является умозрительным, так как они могут быть отброшены лишь только выполнят свои задачи или потерпят в этом неудачу. Если они докажут на различных примерах свою полезность, то можно будет тогда рассмотреть возможность преобразования их в теории.
Использовать модели полезно также для сохранения чувства реальности в исследовании, в котором есть риск потерять связь с источниками вследствие использующегося на его протяжении абстрагирования.
Модель строится из элементов, связанных с чувственным опытом, и позволяет осуществить переход между наблюдаемыми в клинике фактами и абстрактной теорией или теориями, с которыми аналитик подходит к этим фактам. Положительным свойством конкретности является ограничение чрезмерного абстрагирования в ходе исследования; но оно (это чувство) таит в себе опасность чрезмерной конкретизации, связанной с присущими модели каузальным и описательным свойствами, создающими уверенность в "конкретной реальности".
Когда аналитик в клинической работе строит свою модель, он должен также понимать модель, используемую пациентом, и раскрыть ее. Модель, используемая аналитиком, должна давать возможность интерпретировать факты, предстающие в ходе исследования. Аналитик создает модель, делая первый шаг к созданию интерпретации, но сама эта модель интерпретацией не является. Говоря о материале пациента аналитик должен определить, почему этот материал возникает и какова будет правильная его интерпретация. Например, он соотносит слова пациента с теорией эдипова комплекса. Модель предлагает две группы идей: те, что относятся к материалу пациента, и те, что относятся к содержанию психоаналитической теории. Бион обращает также внимание на аналогию между ролью, которую играет миф в групповом контексте общества, и ролью, которую играет модель в научной теории индивидуума.
Чем сложнее проблема, тем сильнее потребность в использовании соответствующих моделей, как это происходит в исследовании свойств умственного развития. Предположим, что аналитик лечит пациента с серьезными нарушениями мышления. Ему потребуется модель, которая соответствует способу мышления данного пациента, и ему будет полезно иметь свою собственную модель и теорию, описывающие процесс мышления, которые затем он сможет сравнить с моделями, построенными пациентом. Теория мышления, которую предлагает Бион, вместе с использованием некоторых моделей пытается прояснить некоторые из этих проблем. (См. Приложение §3.)
Теория мышления - "Аппарат для обдумывания мыслей": Модель контейнера-контейнируемого и модель динамического взаимодействия между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями
Сформулированная Бионом теория мышления начинается с предположения о том, что мысли существуют и являются источником аппарата манипулирования ими, называемого мышлением. Активность, известная нам как мышление, в самом начале служила отведению от психики чрезмерного и переполняющего количества стимулов. Согласно Биону, с генетической и гносеологической точки зрения мысли предшествуют способности размышлять. На ранних стадиях развития мысли - это не более чем чувственные впечатления и очень примитивные эмоциональные переживания ("прото-мысли"), связанные с конкретным восприятием вещей-в-себе (которые Кант определяет как нечто непознаваемое в объекте).
Используя термин мышление, Бион указывает на мысли, восприятия, представления, мысленное соответствие (thoughts proper) и понятия.
Для того, чтобы понять как применять каждую из этих категорий, мы используем в качестве модели взаимоотношения между матерью и ее ребенком. Для ребенка получение молока, тепла и любви равносильно соединению с хорошей грудью. Ребенок - который, по мнению Биона, обладает внутренним до-представлением о груди, - тем не менее не осознает своей потребности в хорошей груди. Движимый чувством голода, он испытывает неудовлетворенную потребность (плохую грудь), от которой пытается освободиться.
Для Биона все объекты, в которых человек испытывается потребность, являются плохими объектами; они необходимы потому, что он ими не владеет. В противном случае не было бы лишения. Поэтому примитивные мысли или прото-мысли - это плохие объекты, от которых маленькому ребенку необходимо избавиться.
Реальный опыт с настоящей грудью вырабатывает у ребенка навык избавления от плохой груди. Мать обеспечивает ребенка не только пищей, она является также контейнером для всех нежелательных чувств (плохой груди) ребенка. Устранение плохой груди в мать составляет процесс изгнания бета-элемента посредством механизма проективной идентификации. В рамках теории мышления, Бион считает, что в этом случае мы имеем сложный процесс. С одной стороны, мы можем сказать, что до-представление (врожденное ожидание груди, аналогичное кантовскому понятию "чистого сознания") соединилось с реализацией (реальным опытом взаимодействия с грудью), и привело к рождению понятия. Когда до-представление не находится в реальной груди, тогда имеет место комбинация до-представления и фрустрации (эту ситуацию Бион называет негативной реализацией, или другими словами: эта ситуация равносильна сочетанию до-представления, которое может уступить место тому, что напоминает "мышление").
Важно обратить внимание, в связи с последним положением, что Бион рассматривает способность терпеть фрустрацию как фактор, внутренне присущий личности маленького ребенка, и который в силу этого имеет большое значение для процесса формирования мышления и способности размышлять.
При встрече с фрустрацией личность имеет несколько альтернатив. Если нетерпимость к фрустрации велика, личность пытается избегать ее путем изгнания бета-элементов (вещей-в-себе), в то время как некоторая терпимость к фрустрации приводит в действие механизм, стремящийся модифицировать ее, что в случае маленького ребенка приводит к продуцированию альфа-элементов и мыслей, которые вещь-в-себе представляют.
Способность формировать мысли будет затем определяться способностью ребенка терпеть фрустрацию. Если эта способность достаточная, то "отсутствие груди" (“no-brest”) становится мыслью и развивается "аппарат для обдумывания мыслей".