Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 11 из 26)

Нетерпимость к фрустрации заставляет избегать фрустрацию вместо того, чтобы модифицировать ее, и то, что должно было стать мыслью становится плохим объектом, ничем не отличающимся от вещи-в-себе и пригодным лишь для изгнания.

Мышление для Биона означает два процесса, являющиеся совершенно различными: есть мышление, на место которого приходят мысли, и есть мышление, которое использует гносеологически предшествующие мысли. Для последней формы мышления, со своей стороны, необходимо выделить в психике аппарат для обдумывания мыслей.

В формировании этого аппарата задействованы два основных механизма: первый представлен динамическим отношением между тем, что проецируется - контейнируемым (♂) - и объектом, который это вмещает - контейнером (♀). Второй представлен динамическим отношением между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями (Ps«D).

Аппарат для обдумывания мыслей формируется в психике младенца под действием этих механизмов. Вначале, ребенок снова и снова интернализирует хороший опыт своих отношений с матерью. Это значит, что маленький ребенок имеет интернализированную "счастливую пару", образованную - посредством действия альфа-функцией на проецируемые ребенком чувства - восприимчивой и метаболирующей матерью (контейнером) и ребенком, который посредством проективной идентификации переносит на нее различные свои эмоции (контейнируемое).

Каково возможное будущее отторгнутых содержаний? При благоприятных условиях эти содержания изгоняются во внешнюю грудь, которая является реальной в данный момент (мать, которая готовится кормить младенца и живо чувствует внутри себя потребность ребенка). Мать, функционирующая как эффективный контейнер для ощущений младенца, способна успешно трансформировать голод в насыщение, страх смерти в умиротворенность. Эту способность матери быть открытой проецируемым ребенком потребностям Бион называет способностью мечтать.

Теперь рассмотрим второй механизм: механизм динамического взаимодействия между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями (Ps«D). М.Кляйн описывает шизоидно-параноидную позицию как состояние ребенка, который, испытывая воздействия внешней реальности и тревоги, вызываемой его инстинктом смерти, использует для защиты себя механизмы диссоциации, отрицания, всемогущества, идеализации и проективной идентификации. В результате, объект диссоциируется на идеализированный и наказующий объекты. В крайнем случае эти механизмы могут привести к ситуации полного рассеивания и фрагментации эго и объектов (расщепление).

В депрессивной позиции имеет место процесс интеграции только что описанной диссоциации, при этом возникает амбивалентное чувство. Моменты депрессивной интеграции существуют также и в шизоидно-параноидной позиции.

Бион рассматривает моменты дезинтеграции и интеграции как непрерывные колебания между этими ситуациями и символически обозначает это отношение с помощью символа Ps«D, который обозначает то, что Пуанкаре описал как открытие избранного факта.

Избранный факт - это эмоция или идея, которая связывает то, что было разрозненным и вносит порядок в беспорядок. Избранный факт - это обозначение эмоционального опыта (чувства, сопровождающего открытие связанности) и может выражаться именем элемента, используемого для его уточнения.

В формировании и использовании мыслей (как при интеграции объекта) оба процесса — ♀, ♂ и Ps«D — действуют вместе и ни один из них не может быть признан более важным, по сравнению с другим.

Схематично и рискуя повториться, следующим образом подытожим переживания, которые приводят к формированию способности обдумывать мысли:

1. Ребенок плачет, потому что он голоден, однако матери нет, чтобы удовлетворить его потребность. В этом случае мы имеем объединение до-представления с негативной реализацией (отсутствием груди). Младенец переживает это как присутствие плохой груди или отсутствие груди (no-brest), ничем не отличающееся от вещи-в-себе или бета-элемента, и стремится избавиться от него.

2. Ребенок плачет, потому что он голоден и получает удовлетворение в результате удовлетворяющего контакта с грудью матери. Мы можем представить эту ситуацию как объединение до-представления (внутреннего ожидания груди) с реализацией (наличием дающей удовлетворение хорошей груди), на место которого приходит понятие, характеризующееся чувством, имеющим качество перцепции.

3. Имеет место изгнание плохой груди в реальную внешнюю грудь посредством реалистической проективной идентификации. Мать, обладая способностью мечтать, преобразует неприятные ощущения, связанные с "плохой грудью", и приносит младенцу облегчение, после чего тот реинтроецирует смягченные и модифицированные эмоциональные переживания, то есть интроецирует альфа-функцию – внечувственный аспект материнской любви.

4. Если младенец обладает врожденной способностью терпеть фрустрацию и его зависть не слишком интенсивна при столкновении с новым переживанием негативной реализации, то он знакомится с первым понятием отсутствия объекта и фрустрацией (что эквивалентно "проблеме, которую необходимо решить"); это именно то, что Бион называет "мышлением". Это мышление соединится с новой реализацией и уступит место матрице нового мышления, и так далее.

5. Если младенец обладает врожденной неспособностью терпеть фрустрацию, причиной которой является очень интенсивная зависть (в том смысле, в каком использовала этот термин М.Кляйн[3]), он будет стремиться избегать фрустрацию чрезмерно развивая аппарат проективной идентификации, делая последний более всемогущим и менее реалистичным (не принимающим во внимание присутствия реального объекта-контейнера). Младенец далее будет развивать такой тип личности, который не будет создавать аппарат для обдумывания мыслей. Вместо этого он будет использовать непрерывную разрядку-отторжение путем проективной идентификации, обладающую описанными ранее свойствами. Его психика будет функционировать подобно мышце, непрерывно разряжая бета-элементы.

Полезно отметить, что модель контейнера-контейнируемого (♀♂) может использоваться для представления как успешной, так и неуспешной проективной идентификации. Младенец, плачущий из-за страха смерти, будет искать любовь и понимание матери, которая поднимает его, улыбается ему и говорит: "Ну, ладно, ладно - не все так плохо". Он успокаивается, потому что может - согласно модели - переложить свой страх смерти на мать посредством проективной идентификации, и этот страх теперь возвращается ему в более мягкой, более легко выносимой форме. В другом примере мать может реагировать тревогой и неспособностью понимать и может говорить: "Я не понимаю, что не так с этим ребенком", устанавливая эмоциональную дистанцию между собой и плачущим ребенком. Мать, восприняв исторгнутую младенцем проекцию, возвращает ему ее в виде никак не модифицированного страха смерти. Третий пример может иллюстрировать очень нарушенного - возможно, психотического - ребенка или сильно нарушенную мать. В этом случае лежащая в основе проективной идентификации фантазия состоит в том, что мать вместо того, чтобы нейтрализовать проецируемый ребенком страх смерти, ведет себя как плохой объект, который лишает проекцию ребенка жадности, зависти и враждебности и возвращает ему безымянный ужас путем интроекции объекта с такими свойствами. Этот последний пример может соответствовать модели "отрицательного контейнера-контейнируемого" (-♀♂); см. Главу 6.

С самого начала жизни психика индивидуума делает выбор между двумя возможными альтернативами. Эти альтернативы зависят от качества или природы переживания примитивных мыслей, а также от уровня развития, достигнутого аппаратом размышления. Если прото-мысли рассматриваются как "нежелательные выделения", а "аппарат мышления" недостаточно развит, то примитивные мысли будут изгоняться как бета-элементы посредством гипертрофированной проективной идентификации. Если же эти прото-мысли рассматриваются как "требующие решения проблемы", то будет иметь место осознание подразумеваемого ими лишения (так как это нерешенные проблемы).

Такая способность терпеть боль фрустрации и соответствующее подкрепление "аппарата мышления" успешным функционированием механизмов ♀♂ и Ps«D позволяет реализоваться действиям, которые должны возникать во внутреннем и внешнем мире, для модифицирования состояния депривации. Согласно Биону, это преобразование в действие включает в себя ряд шагов, названных соответственно оглашением, общением и здравомыслием.

Как мы только что видели, развитие мышления и размышления зависит от взаимодействия двух фундаментальных групп факторов. Существуют внутренние врожденные факторы (терпимость и нетерпимость к фрустрации) и факторы окружающей среды (способность матери мечтать), которые в совокупности определяют развитие и дальнейшую эволюцию способности размышлять, которая при успешном развитии будет возрастать вместе с появлением понятий, абстракций, гипотез, систем и т.д. Способность комбинировать мысли, создавая символы и язык, включает в себя процессы, в которых корреляция, оглашение и общение будут играть доминирующую роль. Это развитие соответствует непсихотической части личности. На противоположном полюсе находится психотическая личность, - неспособная представить или использовать символы, которую наблюдатель обнаруживает по галлюцинациям, отреагированию, бессвязности и т.д.

Оглашение исходно соответствует особой функции мышления, которая позволяет чувственным данным стать осознанными, однако, Бион предпочитает использовать это слово для таких действий, которые передают во внешний мир данные о внутреннем мире. Общение, с другой стороны, с самого начала имеет место, благодаря реалистичной проективной идентификации, и развивается как часть социальной способности индивидуума; тот факт, что некоторые явления находятся в постоянной связи, передается посредством общения. Если эта связь данных является гармоничной, то это вызывает ощущение правды.