Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 15 из 26)

Если пытаться понять этот материал, исходя из предположения, что используемый пациентом язык сохраняет привычные значения, то он вряд ли будет понят. Некоторый прогресс в понимании материала может быть достигнут, если предполагать, что слова являются продуктом необычных преобразований и являются попыткой передать значение (Tpβ), которое является результатом эмоционального опыта, в котором понятия, пространство и время используются отличным от обычного способом.

Кляйнианская теория проективной идентификации вместе с теорией расщепления может объяснить замешательство пациента и его затруднение в адекватном различении себя и аналитика. Пытаясь понять, мы считаем, что преобразования в душе пациента являются результатом процессов проекции, диссоциации и проективной идентификации, а также, что эти процессы продолжают действовать и во время вербализации. Ясно, что конечные продукты такого преобразования должны пониматься наблюдателем иначе, в силу того, что являются результатом процессов, отрицающих пространственно-временные ограничения (обычные для непсихотической личности).

При преобразовании проекции события, далекие от происходящего на сессии во времени и пространстве, рассматриваются либо как часть сессии, либо как аспекты личности аналитика. "Длины и углы" не соотносятся, а сильно преувеличиваются и деформируются под действием этих преобразований (Бион называет это "гиперболой").

В то время как при преобразовании движения отношение с О установить достаточно просто, поскольку инвариантность легко обнаружить, все обстоит совсем по другому в случае преобразований проекции. Инварианты, соответствующие Оp и Оa чрезвычайно различны.

Когда доминирует непсихотическая часть личности, теории, обычно используемые аналитиком (его группы преобразований) будут соответствовать модели движения. Тем не менее, для понимания способа функционирования наиболее примитивной части психики аналитику необходимо использовать теории, в которых эта другая форма преобразования - более архаичная и менее логичная - обретает смысл и таким образом способствует большей ясности. Кляйнианские теории примитивных защитных механизмов позволяют приблизиться к данному типу преобразования.

Преобразования в галлюцинирование

Бион описывает третий тип преобразования: преобразования в галлюцинирование. Конечным продуктом этого процесса может быть, помимо прочего, галлюцинация, которая может как проявляться, так и не проявляться у пациента клинически. Поведение, язык и действия, характеризующие способ функционирования психотической части личности (см. Главу 2), являются выражением (в контексте теории преобразований) преобразований в галлюцинирование. Для наблюдателя задача обнаружения и понимания этого типа преобразования является даже более трудной, чем в случае преобразования проекции, так как аналитик часто не имеет доступа к конечному продукту (Tβ). В Главе 5 читатель найдет более подробный разбор проблем, присущих этому типу преобразования, а также некоторые специальные методы, предложенные Бионом для установления с ними контакта.

Преобразования из "О" и в "О"

В трех группах преобразований, описываемых до сих пор, мы говорили о процессах преобразования, точкой начала которых является исходное переживание или ситуация, представленная в виде категории О преобразования.

Теперь необходимо более подробно классифицировать символ О. Мы говорили об О в частных ситуациях, которые всегда были связаны с некоторым аспектом физической или психической реальности. Хотелось бы обратить внимание на свойство неопределенности этого символа, так как именно этот смысл вкладывал в него Бион. Символ О применяется путем экстраполяции всего того, что в другой понятийной системе, может быть названо "полностью непознаваемой реальностью", "абсолютной истиной", "реальностью", "вещью-в-себе", "бесконечностью", "неизвестным".

В психоанализе, имея дело с психической реальностью или бессознательным, мы будем использовать символ О для обозначения всего, что является неизвестным о пациенте, другими словами, для его психической реальности, проявляющейся во множестве преобразований.

Катастрофическое изменение: Развитие и интуиция

Преобразования в О всегда носят подрывной характер. В модели Биона это описывается как катастрофическое изменение.

Этот термин объединяет в устойчивую связь события, характеризующиеся насилием, подрывом системы и инвариантностью по отношению к контейнеру-контейнируемому. Реализации, соответствующие этой устойчивой связи, можно найти в самых разных областях. Если контейнером является психика или личность (с характерной для нее структурой в данный момент), а контейнируемым является О, то их взаимодействие, при соответствующем О, обнаружит все описанные выше свойства, то есть насилие, подрыв существующей системы и инвариантность в процессе преобразования.

Невротическая личность сталкивается с проблемами, происходящими из вытесненных инфантильных конфликтов, которые могут стать явными в аналитической работе, благодаря тому, что эти явления переноса подразумеваются, например, теорией эдипова комплекса. В теории преобразований данная область охватывается термином преобразования движения и в этом контексте подходящим О является "бытие" сознания инцестуозных тенденций и сопровождающей их кастрационной тревоги. Сопротивление личности преобразованию К→О включает в себя классическое явление сопротивления, описанное Фрейдом.

Область личности, в которой доминирует преобразование проекции, отчасти была определена в теориях Кляйн, посвященных бессознательным фантазиям, частичным объектным отношениям и психотической тревоге. Таким образом, эта область соответствует теориям параноидно-шизоидной и депрессивной позиций со свойственными им защитами, в особенности патологическим расщеплением и проективной идентификацией. В этом контексте подходящим О является, например, "бытие ответственности" или "бытие жадности" или "бытие садизма"; сопротивление преобразованию К→О связано с этими явлениями.

Если область, с которой мы работаем, соответствует преобразованиям в галлюцинирование, то подходящее О близко к тому, что известно как "бытие сумасшествия” или "бытие убийцы" или "бытие Бога". Реализации этого типа связаны с состоянием, которое не было включено в упоминавшиеся выше теории. Необходима новая теоретическая формулировка, которая бы включала в себя не только реализации, но также и представляющие их умственные и эмоциональные состояния.

В этих случаях катастрофическое изменение имеет особое качество, неистовство которого, вместе с недостаточной способностью контейнера-психики удержать его, может вызвать эффект, который выйдет за рамки психоаналитической ситуации и подобно взрыву распространится в другие области - группу, общество и т.д. Соответственно сопротивление психотической личности катастрофическому изменению будет более бурным и настойчивым, поскольку конфронтация угрожает подрывом, который также является более болезненным и неистовым.

В книге "Внимание и интерпретация"[5] Бион разбирает, в частности, и эти проблемы. Его подход часто акцентирован на аналитике во время сессии, в аналитическом опыте переживания, где он должен взять на себя сложную задачу схватывания преобразований из О, с тем, чтобы интерпретировать их в надежде вызвать в пациенте преобразование К→О.

Можно сказать, что реальность, с которой мы имеем дело в качестве аналитиков, а именно, психическая реальность, является безграничной и имеет множество аспектов. Обычно, она не является объектом наших чувств. Бион предлагает использовать слово интуиция, для обозначения наблюдения психической реальности, в отличие от методов наблюдения, используемых в медицине (зрение, осязание, слух, обоняние).

Психоаналитическая точка зрения, или, как Бион предпочитает ее называть, психоаналитическая позиция, является О, неизвестным, новостью и чем-то, еще не получившим оценку. Мы полагаем, что ее можно развить настолько, что наша интуиция сможет ухватить ее и сделать связанной. Проявления или эволюция О предстают перед интуицией аналитика, и он должен оценить наличие каждого проявления развития прежде, чем он сможет сформулировать интерпретацию.

Интерпретация и процесс придания ей формы - Т(аналитик)β и Т(аналитик)α - задаются с помощью терминов, являющихся производными чувств, и могут быть классифицированы как мысли.

Процесс под названием эволюция является объединением, в результате внезапного озарения (интуиции), массы кажущихся различными явлений, таким образом придавая им связанность и смысл. Эти процессы аналогичны тем, что были описаны Пуанкаре как появление "избранного факта",[6] как гармонизирующий фактор в открытии, который появляется (или должен появиться) в душе аналитика во время аналитической сессии, если он находится в правильном психическом состоянии. Этот процесс также может быть описан в терминах перехода от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной позиции, или как движение от бытия пациента к бытию безопасности (secure). Пациент, неспособный пройти через эти две фазы пациента и безопасности, не сможет проделать работу, которая требуется для того, чтобы получить интерпретацию. Что есть адекватное состояние ума, необходимое для интуитивного схватывания эволюции О? Бион предлагает систематически избегать воспоминаний и желаний, поскольку они коренятся в чувствах, вмешиваются в интуицию и поэтому - в возможность контакта с О в процессе эволюции.