Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 16 из 26)

Эта концепция очень похожа на концепцию свободно парящего внимания и легко понимается, если под "желанием" понимать, например, "желание, чтобы сессия подошла к концу" или «вдохновенный восторг при лечении» ("furor curandi"), а под "воспоминанием" - скажем, навязчивое воспоминание о последней психоаналитической статье, прочитанной с целью понять материал, представляемый пациентом. Очевидно, эти желания и воспоминания вмешиваются в психоаналитический контакт с пациентом. Однако, Бион идет дальше. Он распространяет "воспоминание" на всю память; он предлагает аналитику забыть все, что он уже знает о пациенте и на каждой сессии рассматривать его как нового пациента. Это может поставить аналитика в более благоприятные условия для открытия того, что он прежде игнорировал. Бион также распространяет "желание" на все желания, включая желание понять, и признает трудности, связанные с достижением и поддержанием этого состояния. Он удовлетворяет этим условиям выдвигая гипотезу, что психическая реальность не является чувственно воспринимаемой, а значит, наши чувственные средства мешают способности схватывать ее. Он указывает на значимость способности терпеть страдание и фрустрацию, связанные с "незнанием" и "непониманием". Недостаточная терпимость к этому виду фрустрации может быстро привести аналитика к тому, что он будет искать "факты и причины", чтобы облегчить свое чувство неизвестности. Интерпретации, исходящие из этого рано развившегося поиска определенности, даже несмотря на то, что он может способствовать большему знанию, направлены против открытия и инсайта, которые тесно связаны с подходящим О.

Язык достижения происходит из возможности терпеть полу-сомнения, полу-тайны и полу-правду. Это язык, который одновременно является и прелюдией действия и видом самого действия. Это язык, который аналитик должен освоить. Кроме того, этот язык связан со "способностью забывать, с возможностью тщательно избегать желание и понимание",[7] находясь в контакте с пациентом, во время уникального и непередаваемого опыта каждой психоаналитической сессии.

Примечания

[1] W.R.Bion, Transformations // Heinemann, London, 1965.

[2] Там же.

[3] S.Freud, Remembering, repeating and working-through // S.E. 13.

[4] W.R.Bion, цитируемое произв.

[5] W.R.Bion, Attention and Interpretation // Tavistock, London, 1970.

[6] W.R.Bion, Elements of Psycho-Analysis // Heinemann, London, 1963, p. 39.

[7] W.R.Bion, Attention and Interpretation // p. 51.

Глава 5 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ГАЛЛЮЦИНИРОВАНИЕ

К проблеме галлюцинаций можно подойти с различных сторон. Ее изучение всегда вызывало большой интерес и споры, особенно с точки зрения источников, динамики и природы.

Фрейд[1] в своей теории психического аппарата показал, что галлюцинаторные явления у младенца являются результатом стремления удовлетворить желание при отсутствии удовлетворяющего объекта. Он назвал это "галлюцинаторной реализацией желаний при доминировании принципа удовольствия".

Когда в процессе нормального развития эго младенца убеждается в том, что галлюцинаторная реализация желания не дает соответствующего удовлетворения, тогда этот метод отбрасывается и заменяется на другой более реалистичный, который использует мысли и в котором доминирует принцип реальности. В стойкости галлюцинаторного функционирования психического аппарата можно убедиться, наблюдая феномены сна и психотических заболеваний, к которым Фрейд[2] отнес острое галлюцинаторное помешательство (confusion) ("аменция" Минерта), которое он отчасти объяснил регрессией к этому примитивному способу функционирования.

Бион формулирует гипотезу о том, что галлюцинации являются продуктом изгнания бета-элементов и соответствуют, поэтому, уровню примитивного мышления (строка А таблицы). С другой стороны, он ставит мысли сновидения на генетически более высокий уровень (характеризующийся наличием альфа-элементов) и постулирует существование альфа-функции как предпосылки формулирования этих мыслей сновидения (строка С таблицы; см. Главу 3). Он описывает галлюцинаторные феномены как отличные от сновидений и приписывает первые психотической части личности.

Термин галлюцинация включает ряд явлений, среди которых проявления галлюцинации (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.), а также другие феномены, являющиеся не столь очевидными с клинической точки зрения, но генетически эквивалентные. "Мимолетные и исчезающие как дым" галлюцинации и "невидимые" галлюцинации, относящиеся среди прочих к этому типу явлений.

Это, а также проявления галлюцинаций и других явлений, входят в более общий процесс, названный Бионом преобразования в галлюцинирование (transformation in hallucinosis).

Преобразования в галлюцинирование

Преобразование в галлюцинирование включает широкий спектр явлений, которые имеют отношение к психотической части личности. Напомним читателю, что во всех преобразованиях (Т) мы принимаем во внимание следующие элементы: О - изначальный опыт (вещь-в-себе); Тα - процесс преобразования, в котором важно помнить о среде, в которой происходит преобразование, и правилах, по которым оно осуществляется; и Тβ - конечный продукт или момент, когда преобразование можно считать завершенным. Хотелось бы подчеркнуть важность среды, в которой происходит преобразование, так как конечный продукт процесса (которым могут быть слова или более сложные утверждения, такие как сформулированные мысли) может свидетельствовать либо о преобразовании в галлюцинирование, либо о преобразовании в мысль.[3]

Бион полагает, что этот уровень функционирования мышления существует у всех живых существ, даже несмотря на то, что он не создает препятствий развитию нормальной личности и может не проявляться в поведении. Тем не менее, каждый в каких-то ситуациях боится, как бы этот вид умственного функционирования не стал явным, особенно в контексте психоаналитической терапии.

Преобразования в галлюцинирование связаны с примитивным "бедствием" или "катастрофой", при которых эмоциональное содержание, вещи-в-себе, бета-элементы не находят себе контейнер (мечтающую мать), который бы смог вместить и преобразовать их. "Безымянный страх", который возвращается младенцу в таких условиях, или "психотическая паника" как Бион называет его, образует вид умственного функционирования в области с бесконечным числом измерений, которая не может выполнять роль контейнера. В этом состоянии психотическая личность обращается к защитам, приспосабливая их к тому, чтобы избегать панику путем отторжения функций, которые бы могли ее переживать.

Происходит преобразование примитивной эмоциональной катастрофы - О галлюцинирования. Среда, в которой это преобразование происходит, называется "психотической областью личности". Факторами, задействованными в этом преобразовании, являются зависть и связанная с ней жадность, которые принимают участие уже в первом бедствии, распространяющемся теперь, однако, подобно "раковой опухоли". Органы чувств, обычно использующиеся для восприятия, предупреждения и распознания объектов, становятся каналами для изгнания продуктов или фрагментов, образующихся в процессе преобразования в галлюцинирование. Мышцы также могут выполнять эту функцию изгнания. Изгнание через органы чувств может коррелировать с клиническими признаками зрительных, слуховых, обонятельных или осязательных галлюцинаций; изгнание через мышцы или посредством действия может быть отнесено к клиническому понятию отреагирования. Галлюцинации, действия или слова, использовавшиеся для изгнания могут рассматриваться как некоторое Т(пациент)β (Тр β) преобразования в галлюцинирование.

Представив более описательно (строка С таблицы), процессы (Тα) преобразований в галлюцинирование могут быть представлены следующим образом: человек, использующий данный вид преобразования, полагает, что его "творения" являются результатом его способности окружать себя пространством, созданным им для обеспечения "безупречного" метода избегания боли фрустрации. Пациент "верит", что этот метод (преобразование в галлюцинирование) лучше любых других методов, которые, как считается, должны помочь ему, - особенно методов, предлагаемых психоанализом или другими видами терапии. Это можно также описать как "полную свободу от ограничений, накладываемых реальностью", поскольку такой реальности не существует: "реальностью" является преобразование в галлюцинирование.

Другими словами, пациент в этих условиях должен отрицать существование внешней реальности, создающей ограничения, угнетающей и грозящей ему болью фрустрации. Поэтому, единственной "реальностью", в которую он "верит", является "реальность", созданная им самим посредством преобразования в галлюцинирование.

Если для оценки Тβ этих преобразований мы воспользуемся таблицей (см. Главу 3), то мы увидим, что они соответствуют категории А (А1 - А6), даже несмотря на то, что их формулировки, когда они осуществляются посредством слов или мыслей, могут иметь вид, свойственный другим категориям (строки C, D, E, F, G и Н).

Способность терпеть боль фрустрации (представленная в других частях книги как терпимость к катастрофическому изменению) создает основу для развития непсихотической части личности, а значит и для развития преобразований в мышление или любой другой элемент с реальными представляющими его свойствами (музыка, рисование, математика и т.п.).

Если мысли мы рассматриваем как "постановку проблем", то эти мысли приводят к поиску соответствующего действия, однако если личность не способна терпеть боль фрустрации, то она будет обращаться к преобразованиям в галлюцинирование и чувствовать и развивать все описанные выше процессы.