Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 19 из 26)

Бион предлагает, в качестве примера, использовать миф об Эдипе в поиске элементов, относящихся к К-связи, то есть - к проблеме познания, усматривая в ней по крайней мере такую же основу человеческого существования, как в L и Н-связи. С этой точки зрения он рассматривает три различные мифические повествования - о Райском саде, Эдипе и Вавилонской башне - и ищет лежащие в их основе общие структуры, имеющие отношение к К-связи.

Общими найденными в этих трех мифах элементами являются всезнающий и всемогущий бог, - модель умственного развития, идущего от любопытства и вызова, - и наказание, связанное с запретом на любопытство и поиск истины. В мифе о райском саде вызов состоял в том, что был съеден запретный плод с древа Познания, наказанием за что послужило изгнание с райской земли. Любопытство Эдипа относительно себя представлено загадкой Сфинкса. Вызов содержится в высокомерной и упрямой манере, в которой Эдип осуществляет свое исследование, несмотря на предупреждения Тиресия, наказание слепотой и изгнанием. В мифе о Вавилоне любопытство и жажду познания (достичь небес) олицетворяет вызов в виде постройки башни, и город наказывается смешением языков, разрушением способности общаться. Существенно, что во всех трех мифах любопытство являлось греховным качеством. Модели умственного развития представлены древом Познания, загадкой Сфинкса и Вавилонской башней.

Лежащий в основе этих мифов способ отношения к "познанию" - один и то же. Любопытство ищет знания; нетерпимость к боли и страху незнания побуждает к действию и это действие направлено на то, чтобы избежать, отменить или нейтрализовать поиск и любопытство. В колонке 2 таблицы (см. Главу 3) мы можем найти место феномену сопротивления, направленному против открытия новых истин. Мифы дают описательное представление проблемы; каждый из трех мифов описывает драму взаимоотношения индивидуума с группой в том, что касается поиска ради самопознания.

Бион полагает, что миф об Эдипе описывает часть примитивного аппарата, который работает как до-представление в психике младенца. Это до-представление указывает на родительскую пару и реализуется через контакт с реальными родителями или людьми, их заменяющими. "Миф-до-представление об Эдипе" - это предшественник познания психической реальности. Поэтому, Бион утверждает, что "личный миф об Эдипе" формируется альфа-элементами и предполагает, что на ранних стадиях развития ребенка он является неотъемлемой частью аппарата научения. Этот личный миф-до-представление об Эдипе является, таким образом, фактором в психоаналитической функции личности.

Этот личный миф, который позволяет младенцу понять свои отношения с родительской парой, может испытывать разрушительные атаки со стороны зависти, жадности и садизма, заложенных конституционально. Разрушительные атаки приводят к фрагментации и рассеиванию до-представления, что препятствует развитию интуитивного качества (измерения) аппарата научения через опыт переживания. В результате, развитию психоаналитической функции личности будет нанесен вред.

Психоаналитический объект

Психоанализ пытался определить объект своего исследования, и психоаналитики пребывали в уверенности, что в какой-то мере это было достигнуто. Трудности, присущие обмену опытом между аналитиками, тем не менее, указывают на то, что существует потребность в более четком определении сути объекта исследования.

Характерными свойствами такого объекта, связанного с психической реальностью или с бессознательными фантазиями, и который Бион называет "психоаналитическим объектом", являются его вне-чувственное качество и способность "развиваться", "уменьшаться", "присутствовать" и "становиться". Эти термины, однако, вызывают ассоциации, которые не годятся для описания психоаналитического объекта. Для облегчения этого затруднения Бион предлагает использовать абстракцию-формулу, что позволит сузить диапазон ассоциаций. Предложенная Бионом формула имеет следующий вид: ±U(m)(x)(y).

Символ Y обозначает фактор умственного роста и может быть как положительным, так и отрицательным. Мю (m) представляет свойство личности. Ипсилон (x) является неполным[*] элементом до-представления, обозначаемого символом y (пси).

Психоаналитическая теория предполагает непрерывность развития, которое начинается с примитивного эмоционального опыта переживания, и движется к созданию структуру. Психоаналитик пытается обнаружить и описать с помощью своих интерпретаций то, что происходит "здесь и сейчас" на сессии с присущими ей примитивными эмоциональными ситуациями и их производными. Что является психоаналитическим объектом сессии? Что аналитик должен стараться обнаружить при помощи своих интерпретаций? Аналитик предполагает существование объекта, который проявляется посредством ассоциаций, жестов и эмоций пациента, находящегося в контакте с самим собой. Если мы применим формулу Биона, мы обнаружим, что этот объект имеет элементы или факторы, которые являются частью врожденного свойства личности пациента (m) при наличии (x) его до-представления (y) - ожидания, которое может быть более или менее насыщено в опыте-реализации аналитической сессии. Наблюдаемый психоаналитический объект будет направлен на то, что можно охарактеризовать как развитие или регрессию, или, другими словами, как рост или спад (±U).

Психоаналитический объект, который мы представили возникающим из материала пациента на психоаналитической сессии, имеет свою историю в развитии мышления индивидуума. В силу этого, существует возможность описать этот психоаналитический объект на его ранних стадиях, используя модель отношений младенца с грудью, как было объяснено в Главе 3; составляющие элементы могут быть представлены формулой. В этой формуле y (x) представляет неполное ожидание-до-представление груди; с его врожденным свойством мю (y), которое может развиваться и принимать различные формы (±U) в зависимости от обстоятельств, описанных в Главе 3. Этот психоаналитический объект с присущими ему конституциональными элементами, образует часть функции, связанной с познанием психической реальности, которую Бион называет психоаналитической функцией личности.

В аналитической ситуации аналитик, находящийся в К-связи с пациентом, путем абстракции выводит из психоаналитического объекта интерпретацию. Из своего эмоционального опыта, пережитого в контакте с пациентом, он определяет значения m (мю) и x (ипсилон); при формулировании интерпретации эти эмоциональные элементы будут включены в новое измерение (мифическое измерение), или модель, которую аналитик создал у себя в уме для описания той ситуации, которую он хочет проинтерпретировать. Поскольку интерпретация проясняет этот психоаналитический объект, он приобретет размерность в смысле мифа, значения и теории.

Психоаналитический объект осознается в состоянии, называемом нами "состоянием открытия", в котором интуиция является самым важным фактором. Метод, который может быть использован для подкрепления интуиции, заключается в особом предложенном Бионом настрое аналитика, в котором "нет воспоминаний, желаний, понимания". Это состояние способствует психоаналитической интерпретации. Будучи проинтерпретирован, психоаналитический объект меняется. Каждая новая интерпретация должна возникать в результате такого же процесса абстрагирования при сохранении в памяти нового эмоционального опыта и многочисленных аспектов психической реальности.

Позиции, корреляция и конфронтация

Понятие позиция обозначает "точку зрения", "угол" или "перспективу", с которой делается попытка понять и затем передать некоторый опыт переживания, например, психоаналитический. Этот опыт может быть описан разными способами; прояснение позиции может облегчить более точную и ясную передачу опыта. (См. Приложение § 7.)

Каждый член аналитической пары, аналитик и пациент, будет иметь свою собственную позицию в отношении к переживаемому ими обоими опыту. Эти позиции должны сохранять определенную дистанцию друг от друга, - не слишком малую, но и не слишком большую. Когда эта оптимальная дистанция достигается, возникает возможность корреляции и конфронтации между ними, что создает объемное видение рассматриваемой проблемы. Если дистанция слишком мала, то позиция аналитика не будет отличаться от позиции пациента, и попытка определить и прояснить психоаналитический объект закончится неудачей. То же самое произойдет если точки зрения будут находиться слишком далеко друг от друга, что сделает невозможным корреляцию между ними.

Возможность корреляции двух различных позиций возникает не только между двумя личностями, но также внутри одной личности, что приводит либо к состоянию замешательства, либо к объемному видению, в зависимости от расстояния между позициями.

Позиции или перспективы могут быть очень разными. Мы можем отметить, например, социальную, политическую, образовательную, финансовую, научную, философскую, моральную, религиозную, сексуальную позиции, позицию суперэго, отцовскую, лживую, правдивую и психоаналитическую. В большинстве своих концептуальных представлений Бион пытается характеризовать и указывать психоаналитическую позицию.

Трудность в общении между аналитиком и пациентом может возникать по разным причинам. При этом, различия позиций могут являться важным фактором, несмотря на видимое сходство применяемых теорий и понятийных схем. Два психоаналитика, относящиеся к разным школам могут общаться и понимать друг друга, если они разделяют психоаналитическую позицию, даже несмотря на то, что теории и понятийные схемы их могут различаться.