Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 23 из 26)

Предположение Биона о ненужности памяти и желаний может вызвать у читателя недоумение и озадачить. Это приводит к неверному пониманию, которое искажает истинный смысл. В предположении подразумевается скорее внутреннее отношение, нежели реальное изменение аналитической техники работы с пациентом. Бион, в частности, хочет поддержать такое качество функционирования в роли аналитика ("эволюции"), которое будет способствовать использованию его интуиции в полной мере. Именно в этом смысле он понимает преимущество "искусственного ослепления себя" ради лучшей работы. За основу он берет состояние, описанное Фрейдом в письме Луи Андреас Саломе,[4] в котором говорится следующее: "Я знаю, я умышленно ослепляю себя в моей работе с целью сконцентрировать весь свет только на темном течении". Бион понимает это так, что для аналитика лучше не находиться под влиянием своего прежнего знания или своего прежнего мнения, тем самым избегая искажения своей оценки того, что происходит на аналитической сессии "здесь и сейчас".

Когда аналитик (активно) пытается вспомнить, что сказал ему пациент на прошлой сессии (воспоминание), или думает о том, что пациент будет делать в конце сессии, или на следующей неделе, или о своем желании, чтобы пациент продвинулся и "излечился" (желание), он уменьшает возможность наблюдения и восприятия новых фактов, которые в данный момент развиваются на сессии.

Бион, конечно, не хочет создать ошибочное впечатление, что считает лучшим для аналитика изувечить свою личность, подавив свою память и желания. Он понимает, что необходимо сохранять способность вспоминать события и прошлые переживания, а также надеяться и строить планы на будущее. Но он думает, что аналитик в достаточной мере подготовлен, чтобы сохранять свою способность временно освобождать себя от "памяти" и "желаний", всякий раз, как они возникают и искажают психические явления, которые вредят аналитической сессии. (См. Приложение § 10.)

Существует общая тенденция избегать новые, непонятные и бессвязные ситуации в силу того, что они вызывают тревогу и наказание. Это происходит не только с пациентом, но также и с аналитиком. По этой причине оба они бессознательно сговариваются работать только с тем, что уже известно и потому проще для понимания.

Бион советует аналитику смотреть на пациента так, "как будто он видится с ним в первый раз", как на "нового пациента". Чтобы наблюдение было эффективным в полной мере, а "эволюция" или интуиция могли развиваться, это подразумевает способность погружаться в переживание каждой сессии в свободном, беспристрастном душевном состоянии.

Примечания

[1] Мы должны включить в эту главу некоторые из понятий, имеющих отношение к психоаналитической технике, которые были разработанны Бионом в его лекциях для Аргентинской психоаналитической ассоциации во время пребывания в Буэнос-Айресе в июле 1968 года.

[2] Метафорическое значение фразы "я вижу" не существует, когда ее использует психотический пациент. Вместо "я вижу", что значит "я понимаю", она может означать, что интерпретация была воспринята пациентом в зрительной или галлюцинаторной форме, и что она не была им понята.

[3] Термин мечтание указывает на импортирующую функцию матери при ее эмоциональном контакте с маленьким ребенком и указывает в основном на недоступные органам чувств элементы; эта функция может быть распространена и на описание аналитика, который воспринимает проективные идентификации пациента и идет на установление контакта, используя свою интуицию, а также чувственные элементы психической реальности пациента.

[4] Sigmund Freud and Lou Andreas Salome, Correspondence // подготовлено Эрнстом Пфейфером.

Приложение: Замечания ко второму изданию

1. Вопрос, который мы не обсуждали в первом издании, разрабатывается Бионом в его книге Experiencias en grupo (Group experiances, второе издание, 1972 г.), - это понятие протопсихической системы.

Бион указывает на то, что психологическая структура сложной группы или рабочей группы (wg) является очень мощной: являясь чрезвычайно стойкой структурой, эмоциональные состояния базового допущения вызывают у индивидуумов в группе непропорциональный страх быть задушенными или захваченными ими. К этому следует добавить страх, провоцируемый отсутствием знания о силах, противопоставленных группе.

Если в данной группе находящиеся в конфликте силы можно охарактеризовать, например, как рабочую группу (wg), а также как направленные против базового допущения о зависимости (baD), то нас может заинтересовать судьба базового допущения о поиске пары (baP) и базового допущения о борьбе-бегстве (baF). Мы также можем задать этот вопрос по другому: что заставляет эмоции, связанные с базовым допущением, оставаться столь цепко связанными друг с другом?

Чтобы ответить на эти вопросы (о судьбе бездействующих базовых допущений и цепкости эмоций, относящихся к данному базовому допущению), Бион постулирует существование "протопсихического" феномена.

Это понятие выходит за рамки опыта переживания, однако, Бион полагает, что оно является необходимым для ясного выражения его идей.

Протопсихическое состояние или активность можно охарактеризовать не только как не психическое, но также и как не физическое; его эволюция, скорее, вызывает психические или физические феномены. Это система, в которой эти аспекты остаются недифференцированными; это та матрица, из которой возникают явления.

Из этой матрицы (протопсихической системы) происходят базовые эмоции, относящиеся к базовому допущению, которое в данный момент цепко держит власть над психической жизнью группы. Бездействующие базовые допущения остаются, так сказать, в пределах протопсихической системы.

Эти протопсихические уровни являются источниками заболеваний группы.

Короче говоря, болезни группы должны усматриваться в: (1) отношении индивидуума к данному базовому допущению, как в случае поддержания им его, так и в случае борьбы с ним, и (2) в протопсихических стадиях других базовых допущений, бездействующих в данный момент.

Понятие протопсихической системы и теории базовых допущений могут использоваться при выработке нового угла зрения в отношении к психическим заболеваниям. Мы должны помнить, что протопсихические системы (pmD, pmF, pmP) составляют базис или матрицу для групп, которые в процессе эволюции будут выглядеть либо как психические явления, связанные с активным базовым допущением, либо как физические явления. Классификация физических заболеваний - также называемых психосоматическими болезнями - в соответствии с их источником в данной протопсихической системе, связывающей их с ассоциированными эмоциональными структурами, подразумевает развертывание перспективных исследований в области психосоматической медицины, которая превосходит современные представления о психосоматике и ведет к физическим болезням - еще не исследованному измерению группы.

Более того, сфера приложения понятия протопсихической системы может быть гипотетически расширена на область денег и их использования. Бион считает, что значение денег имеет не только коммерческий источник в смысле товара и необходимости обмена, но также имеет и групповой источник, связанный с данным базовым допущением, в эволюции протопсихической системы.

Согласно его представлениям, источник хождения денег лежит не только в необходимости обмена, но и наоборот, в потребности принимать ценности самой группой как, например, при "выкупе невесты"; хождение денег может быть также способом компенсировать группе потерю одного из ее членов.

То, что он имеет в виду не означает подчинения использованию валюты или ее отклонений в сторону какого-то конкретного базового допущения, хотя было бы возможно выделить определенные виды взаимоотношений, так как деньги имеют разный смысл в военной группе или в обществе, находящимся под влиянием базового допущения о борьбе-бегстве, и религиозном объединении. Если относящиеся к протопсихической системе понятия могут быть использованы для понимания психических и физических болезней, то они также могут рассматриваться в экономической науке, как нарушения (болезни) механизма обмена.

Флуктуации размера валюты несомненно будут связываться с активным базовым допущением и будут зависеть от протопсихической системы.

2. По мнению Биона, проективная идентификация была описана в терминах, происходящих из реализации идеи трехмерного индивидуального пространства. Согласно данной формулировке Кляйн, в этом пространстве должны находиться некоторые объекты, и в него пациент предположительно проецирует первоначально диссоциированные части собственной личности. Степень фрагментированности и то расстояние, на которое фрагменты проецируются, должны быть важными факторами в определении степени психических нарушений, демонстрируемых пациентом в его контактах с реальностью. Опыт Биона с очень сильно нарушенными пациентами убедил его в необходимости новых гипотез, которые дали бы более глубокое понимание их поведения и реакций. В этом случае личность рассматривается как обладающая сильно выраженной нетерпимостью к фрустрации и психической боли; она чувствует боль, но не может от нее "страдать". Пациенту, который не может сопротивляться боли, также не удается переживание или "страдание" удовольствия. Он теряет способность к символизации и абстракции, слова для него становятся ничем не отличающимися от вещей-в-себе; они перестают быть представлениями и становятся конкретными элементами или бета-элементами.