У этих регрессивных пациентов, поэтому, отсутствуют средства, которые бы помогли им "составить карту" реализации психического пространства и сформировать адекватное представление о существовании внешнего пространства. Менее регрессивные пациенты могут использовать проективную идентификацию для того, чтобы поместить фрагментированные аспекты собственного-Я во внешние объекты, в то время как более регрессивные пациенты чувствовали бы себя неспособными к проецированию отделенных частей своей личности, поскольку у них отсутствует понятие контейнера, в который можно было бы поместить проекцию. С другой стороны, они могут сформировать понятие "взрывной проективной идентификации" в громадном пространстве, скорее безграничном пространстве, которое невозможно представить никаким способом. Они проживают свои эмоции так, как если бы те были брошены прямо сквозь них (throw across) и растворились бы в бесконечности. То, что для наблюдателя должно выглядеть как мысли, зрительные образы и вербализации, пациентом видится как обрывки языка и рассеянные эмоциональные переживания в пространстве, лишенном временных и пространственных границ. Это вызывает очень интенсивный страх, психотическую панику или психотическую катастрофу.
Бион проводит различие между проективной идентификацией и другой группой реализаций, принимающих форму, названную им гиперболой. Этот термин соответствует системе теорий наблюдения и представляет серии клинических отчетов, описывающих проекцию, соперничество, честолюбие, неистовство, а также расстояние, на которое был спроецирован объект или аспект объекта. Покажем на примере два, высказанных пациентом замечания, представленных Бионом: (1) "Я всегда думал, что Вы были хорошим аналитиком"; (2) "В детстве я познакомился в Перу с женщиной, которая была пророком". Мы можем видеть как "хорошесть" аналитика посредством соперничества была спроецирована в пространстве и времени на определенное расстояние.
У пациента другого типа психотическая личность проявляет похожие свойства в отношении неспособности выносить фрустрацию. Однако, от первого типа его отличает использование механизма расщепления, состоящего в формировании "странных" объектов. Здесь процесс диссоциации имеет более пассивный характер, уступая дорогу тому, что Мельтцер обозначил термином демонтаж (dismantling) личности, которая редуцируется до примитивных способностей восприятия. Пациент опускается до состояния отсутствия ума, нехватки свойств разума, присущей аутичной личности, и затрудняется в различении живых и неживых объектов и т.д. (D.Meltzer, J.Bremner, Sh.Hoxter, D.Weddell, I.Wittenberg, Exploration in Autism, Clunie Press, London, 1975).
Вследствие утраты материнского объекта, который бы адекватно функционировал в качестве средства ограничения отторжения и проекций, у таких пациентов не было возможности осознать понятие либо своего внутреннего пространства, либо пространства объектов. В определенном месте они были неспособны различить находятся ли они внутри или вне объектов; в силу этого у них были серьезные трудности с использованием механизмов проекции и интроекции. Точно также они были неспособны использовать проективную идентификацию в качестве механизма, функционирующего в мире, понимаемом как трехмерный. Вот почему эти пациенты, очевидно, используют специальный механизм нарциссической идентификации, названный Е.Биком "липкой идентификацией" ("The experiance of the skin in early object relations", International Journal of Psycho-Analysis 49, 1968). Этот тип идентификации может вызывать чрезвычайно сильную зависимость от объекта, стимулирующую фантазию о накладывании себя, подобно наклеиванию почтовой марки на поверхность объекта так, что они становятся частью этого объекта, имитируя их внешний вид и поведение.
История смерти Палинура, описанная в Анеиде Виргилия (на него еще будет ссылка в параграфе 6), предлагает модель для представления психотической части личности.
3. Опасность, связанная с использованием моделей, заключается в том, что они стремятся подавить способность аналитика наблюдать. Наблюдение является основным и необходимым для того, чтобы развить психоаналитическую функцию личности. Если же модель заменяется наблюдением, то понимание становится ограниченным, а исследование родственных элементов - невозможным.
4. В написанной в Лос-Анжелесе и неопубликованной статье 1971 года ("Таблица") Бион отмечает, что строка С, а также колонка 2 заслуживают того, чтобы быть расширенными вплоть до создания для них отдельной таблицы.
Колонку 2 Бион первоначально задумал для создания ряда категорий тех утверждений, ложность которых известна и пациенту, и аналитику. Примером может служить утверждение: "Я буду ждать Вас завтра на рассвете". В клинической практике, тем не менее, становится необходимым рассматривать специальные проблемы, вызванные обманом. Полезно проводить различие между ложным утверждением и утверждением, сделанным с целью обмана. Ложные формулировки связаны с ограничениями, присущими человеческим существам, которые не могут полностью доверять своей способности познать "истину" и правильно ее сформулировать. С другой стороны, обманывающая личность должна быть уверена в том, что ее знание истины и ее утверждения (сочувствуя "истине", но на самом деле обманывая) служат тому, чтобы избежать определенного знания; поэтому, колонка 2 должна включать в себя 2' для утверждений с целью обмана. Они характеризуются тем, что заменяют "истинные" утверждения, которые в противном случае вызвали бы катастрофическое изменение.
Строка С также заслуживает отдельной таблицы.
Эта строка включает в себя образы, первоначально зрительные, те, что возникают в сновидениях, мифах, устном перечислении зрительных образов и галлюцинациях.
Сложность строки С оправдывает ее расширение с тем, чтобы включить преобразования чувственного опыта отличного от зрительного. Таблица может быть расширена и другим способом. Если, например, аналитик желает исследовать расстояние между физическими и психическими фактами, то он может вставить между строками А и В целую таблицу, как если бы внутри системы можно было бы видеть множество систем в глубине. Таким образом он может расширять таблицу до бесконечности, повторив описанную процедуру и тем самым образовав второй цикл. Бион говорит, что представляет себе систему как повторяющийся винтовой путь.
5. Геометрия сделала шаг вперед с открытием декартовых координат, математика - с включением сначала отрицательных, а затем и мнимых чисел. Психоанализ также нуждается в формальном представлении, способствующем нашему пониманию разума.
Бион в качестве примера предлагает три случая отношения прямой линии к окружности: (1) общие точки существуют и различны (секущая линия), (2) точки существуют и совпадают (когда прямая пересекает окружность в одной единственной точке - касательная линия), и (3) сопряженный ансамбль (когда линия находится полностью вне окружности). Окружность является полезным образом для многих индивидуумов, так как она наглядно иллюстрирует "внутреннее и внешнее"; при этом в случае психотической личности, очевидно, что не существует разделяющей мембраны. Психотическая личность не может выносить не-вещь, и видит в окружности напоминание о не-вещи, которая подразумевает установление различия между "внутреннем и внешнем".
С другой стороны, мы можем применить эту математическую модель к различным ситуациям, относящимся к психоаналитической теории и клинической практике. Первый случай - окружность, в двух точках пересекаемая прямой (секущей), - может представлять установление различия между субъектом и объектом, внутренним и внешним, символом и тем, что этот символ обозначает и т.д. Второй случай - окружность, которой прямая касается в одной точке (касательная), - может представлять, например, состояние спутанности между внутренним и внешним миром и т.п. Третий случай - окружность и полностью отдельная от нее прямая, не имеющая с ней общих точек (сопряженный ансамбль), - может представлять "психотическую личность" не имеющую контакта с реальностью, или психотическую личность, отделенную от невротической личности, или потерю контакта между пациентом и аналитиком, и т.д.
6. Мифы (в таблице - формулировки строки С) используются Бионом для создания "картинной галлереи" из элементов-повествований, которые могут служить моделью почти для всех эмоциональных ситуаций, имеющих отношение к области пересечения практического психоанализа и психоаналитической теории. К хорошо известным мифам об Эдипе, Вавилонской башне и Райском саде он добавил по крайней мере две "новых картины": реальное погребение Юра и смерть Палинура.
Примерно 3500 лет д.н.э. был погребен король в реальном погребении Юра. Согласно реконструкции, проделанной экспедицией из Британского музея и Университета Пенсильвании под руководством сэра Леонарда Вули (Sir Leonard Wooley), церемония погребения включала процессию из самых видных сановников двора, - одетые во все великолепие, они спустились в специально подготовленную яму, где приняли наркотическое зелье (вероятно гашиш). После этого, под музыкальное сопровождение яму сравняли с землей и те, кто находились в ней были заживо погребены вместе с покойным монархом.
Биону интересно, что за силы - эмоциональные, культурные, религиозные - заставили участников погребения вести себя заведомо ведущим к смерти образом. Ему интересно, существует ли сегодня похожая сила, опасность которой нами не осознается. О каких силах мы говорим? Можем ли мы назвать ее "невежественностью"? Или мы должны думать, что это более динамичная сила, менее известная? "Религия"? Или "всемогущество"?