Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 3 из 26)

Чтобы сделать более точным понятие группового мышления, Бион вводит термин базовое допущение.

Базовое допущение

Базовое допущение - это термин, ограничивающий понятие групповое мышление. Напомним, что это понятие указывает на существование в данный момент общего, единодушного и безличного мнения. Групповое мышление является реципиентом или контейнером всех вкладов, которые делают члены группы. Понятие базового допущения говорит нам нечто о содержании (или возможных содержаниях) этого мнения, давая возможность лучше понять эмоциональные феномены в группе.

Форму базовым допущениям придают сильные эмоции, которые исходят из примитивного источника, и именно в силу этого рассматриваются как базовые. Их существование частично определяет организацию, которую примет группа, а также тот способ, которым группа решает стоящую перед ней задачу. Поэтому групповая культура всегда проявляет лежащие в ее основе групповые допущения или действующее в данный момент базовое допущение.

Лежащие в основании группы эмоциональные импульсы (базовые допущения) выражают разделяемую всеми членами фантазию всемогущественного или магического типа, связанную с тем, как достичь групповых целей и удовлетворить групповые желания. Эти импульсы, характеризующиеся иррациональным содержанием, имеют настойчивое и отчетливое проявление в поведении группы. Важно отметить, что базовые допущения являются бессознательными и часто противопоставлены сознательным рациональным мнениям членов группы.

Термин группа в определенном базовом допущении обозначает особую структуру и организацию, принятую группой в соответствии с действующим базовом допущением. Позже будет рассмотрен тип организации, противоположный данной организации, основу которого составляет рабочая группа. Бионом были описаны три базовых допущения. Первое называется базовым допущением о независимости (baD - basic assumption of independence), и может быть описано следующим образом: группа придерживается убеждения, что некто, на кого группа полностью полагается, должен удовлетворять все ее потребности и желания. То есть, по мнению группы, существует внешний объект, функция которого - обеспечение безопасности группы как "незрелого организма". Другими словами, предполагается вера в защищающее божество, чья доброта, сила и мудрость не подвергаются сомнению. Базовое допущение о сражении-бегстве (baF - basic assumption of fight-flight) включает в себя убежденность группы в существовании врага, которого нужно атаковать или избегать. Другими словами, плохой объект является внешним и единственной защитой при встрече с ним является его разрушение (сражение) или избегание (бегство).

Базовое допущение о поиске пары (baP - basic assumption of pairing) - это коллективная и бессознательная вера в то, что, какими бы ни были текущие проблемы и потребности группы, что-то в будущем или кто-то еще не рожденный разрешит их: другими словами, существует надежда на мессию. Эта иррациональная и примитивная надежда является основой базового допущения о поиске пары. Надежда эта часто возникает в супружеской паре, где нерожденный ребенок станет ее спасителем. В этом эмоциональном состоянии акцент делается на будущем, а не на решении проблем в настоящем. В религиозных понятиях – это надежда на рождение мессии.

Таким образом, базовые допущения являются эквивалентом всемогущественной фантазии группы о том способе, которым будут решаться ее проблемы. Используемые здесь техники являются магическими. Все базовые допущения являются эмоциональными состояниями, которые стремятся избегать фрустрацию, присущую научению через опыт, когда научение подразумевает усилие, страдание и контакт с реальностью.

Концептуализация трех базовых допущений позволяет выявить часто скрытые эмоциональные ситуации в группе. Путем определения трех крупных эмоциональных конфигураций, Бион предложил наблюдателю новый инструмент для понимания явлений, участником которых является он сам. Сходство свойств базовых допущений с явлениями, описанными Мелани Кляйн в ее теориях о частичных объектах, психотической тревоге и примитивных защитах[6], позволяет нам предположить, что феномены базового допущения являются реакцией группы на психотическую тревогу, всякий раз вызываемую дилеммой, с которой стакивается индивидуум в группе, и регрессией, которую эта дилемма в нем вызывает.

Группа базового допущения

Как функционирует группа, придерживающаяся некоторого доминирующего базового допущения? В каждом случае необходимо анализировать развивающуюся структуру, принимая во внимание действующее базовое допущение и индивидуальные потребности, а также мнения членов группы, - совпадают они или нет с базовым допущением.

Индивидуумы, действующие в рамках базового допущения, действуют автоматически и предопределенно, здесь не требуется какая-либо специальная подготовка, опыт и психическая зрелость. Участие в этой деятельности не требует от членов группы умения кооперироваться (эта способность необходима для психологического участия в деятельности рабочей группы.) Чтобы отличить спонтанное участие в группе базового допущения от сознательного или бессознательного участия в рабочей группе, Бион предлагает использовать для последнего слово кооперация, и слово валентность – для обозначения инстинктивной способности участвовать в умственной и групповой деятельности, соответствующей базовым допущениям. Валентность – термин, заимствованный из физики, – означает большую или меньшую готовность индивидуума принимать участие в деятельности, связанной с базовым допущением. Этой аналогией Бион подводит нас к мысли, что данная способность (даже несмотря на то, что она возникает в рамках психологических феноменов или может быть из них выведена) характеризует уровень поведения, похожий, скорее, на тропизм у растений, нежели на целенаправленное поведение. Групповой терапевт тоже вовлекается в функционирование на этом уровне и сталкивается с той же самой (или по крайней мере похожей) дилеммой, что и другие члены.

Группы базового допущения (Бион их еще называл базовые группы) имеют определенные типичные формы организации, особенно, когда речь идет о руководстве и поведении. Далее следуют описания ситуаций, возникающих, в основном, в малых терапевтических группах, действующих в технике Биона. Тем не менее, данные понятия могут использоваться при осмыслении таких больших групп, как армия, религиозные общества и общественные классы.

Основу культуры так называемой зависимой группы составляет определенное базовое допущение, организующее группу на поиск лидера, который сможет удовлетворить ее потребности. Эта роль легко приписывается координирующему работу терапевту, и часто можно видеть, что идея "получения терапевтической помощи" выражает ожидание, которое идет гораздо дальше рационализма и логики.

Зависимая группа ведет себя с терапевтом так, словно убеждена, что вся работа должна выполняться им. О такой структуре свидетельствуют, например, отсутствие критических суждений и пассивность. Группа может организовываться подобно ученику рядом с профессором, от которого ожидаются инструкции или от которого можно их требовать. Она может функционировать также подобно группе последователей идеи или личности, положительные качества которой не подвергаются сомнению, или подобно группе детей, ожидающих, что их будут учить каждого по очереди.

Во время интерпретирования терапевт как человек, принявший на себя ответственность за эмоциональное состояние группы, будет ощущать неловкость вследствие фрустрации ожиданий группы. Если он, указывая на фантазии группы, отрицает свою роль ведущего или полагает необходимым прояснить ситуацию, - действия, означающие для группы, что он отказывается признавать приписываемую ему роль и что он требует, чтобы члены группы функционировали на более взрослом уровне, - группа может реагировать на это (различными способами) как на надвигающуюся опасность. В результате возможно, что группа, продолжающая придерживаться своего базового допущения, станет искать нового человека (или идею), которого превратит в обожествленного лидера. Иногда им оказывается самый больной член группы, который заменяет терапевта как лидера. В другом случае, руководящие указания находятся в прошлом - в истории группы (или групповой "библии") - и тратится много времени на ее создание и изучение. Эта деятельность слагается из воспоминаний или обращения к традициям группы и действует как "память", которая препятствует выдвижению новых идей.

Сложности иного рода возникают при смене базового допущения и при соответствующем изменении эмоционального климата, руководства и ролей. В крайнем случае, когда имеет место конфликт с новой идеей (в нашем примере - с предлагаемой терапевтом интерпретацией группового мышления), реакцией группы может быть создание новой организации, которая потребует участия другой группы. Реакция такого типа называется отклоняющейся от нормы и состоит (в случае зависимой группы) в попытке оказать давление на некоторую внешнюю группу с целью продемонстрировать своё влияние на нее или, наоборот, подчинение ее влиянию.

В силу наличия собственной валентности групповой терапевт всегда подвержен опасности начать функционировать на уровне базового допущения. Это может проявиться в изменении его отношения или в изменении техники - например, в интерпретации поведения члена группы вместо того, чтобы фокусироваться на группе как целом. Такими действиями он способствует формированию коллективной веры в то, что он - это именно то божество, которое принимает приписываемую ему роль. В этих и других эмоциональных ответных реакциях проявляются трудности поддержания надлежащего научного уровня работы с патологической областью, обусловленной наличием у группы базового допущения. Культура так называемого базового допущения о борьбе-бегстве находит своего лидера среди параноидных личностей. Лидер должен поддерживать идею о существовании врага вне или внутри группы, от которого необходимо себя защищать или которого нужно избегать. В терапевтической группе врагом может быть член группы, сам терапевт, его слова, физические или душевные болезни и т.д. Группа может принять организацию, основной целью которой является избегание "врага", или смещение его образа на некоторую подгруппу, преследуемую и атакуемую в следствие этого. Когда терапевт рассматривается как враг, группа будет игнорировать его интервенции или демонстрировать (словами или действиями) свое презрение. Враждебность (как и зависимость) может принимать различные формы. Отклоняющаяся от нормы форма этого типа культуры выражается в действиях, которые направлены на то, чтобы подчинить личность терапевта или внешние группы или подчиниться внешним группам, их идеям или мнениям.