Смекни!
smekni.com

Перевод с англ. Шуткова А. Е. (ред. 2006 г.) 246044 – 6,2 авт л (стр. 5 из 26)

Теперь мы готовы назвать явления, которые Бион связывает с термином катастрофическое изменение. К таковым относятся валентность, инвариантность и подрыв системы; он рассматривает эти элементы как внутренне присущие любой ситуации развития. Термин инвариантность обозначает то, что позволяет усматривать в новой структуре аспекты старой (см. Главу 4).

Судьба новой идеи (содержащейся в групповом контейнере) в какой-то мере описывается стремлением группы базового допущения избегать столкновений со всем, что может развиваться. Попытки устранить, обожествить или догматизировать являются реакциями защиты от катастрофического изменения. Эту модель мы можем применять к любой научной, религиозной, терапевтической или социальной группе. Фрейд, например, положил начало новой и революционной идее; некоторые группы отвергли и изгнали его идеи, другие группы организовались вокруг него, сформировав институты, которые выполняют функцию хранителя и преобразователя его идей. В совершенно другом контексте Христос и его идеи вызвали защитные реакции и реакции раскола в группах, в которых можно обнаружить ту же лежащую в основе структуру.

Мистик и группа

Незаурядный индивидуум может быть описан по-разному. Его можно назвать гением, мистиком или мессией. Бион предлагает использовать термин мистик для обозначения выдающихся индивидуумов в какой-либо области будь то научная, артистическая или религиозная. Он использует слово Учреждение - термин, обозначающий сегодня тех, кто олицетворяет власть, ответственность в штате или других институтах, - всего того, что реализует эти функции в рамках личности или группы.

Мистик или гений, - носитель новой идеи, - всегда разрушителен для группы; Учреждение пытается защитить группу от этого разрушения. Проблема, которая возникает в отношениях между мистиком-гением и институтом, образует структуру эмоций, которая в различных формах повторяется на протяжении всей истории. Мистику требуется Учреждение и наоборот; институциализированная группа (рабочая группа) является столь же важной для развития индивидуума, как индивидуум для рабочей группы.

Группа может представлять себе мистика-гения как революционера или, наоборот, - как полностью согласного с существующими в группе правилами. Мистик может быть творцом или нигилистом, но в любом случаях он безусловно будет рассматриваться (в какой-то момент) как отличная от других часть группы. В действительности, каждый гений, мистик или мессия одновременно является и тем и другим, так как природа его вкладов направлена на разрушение определенных законов или договоренностей, культуры или сплоченности некоторой группы или некоторой подгруппы внутри группы. Разрушительная сила мистика-гения ограничена средствами, с помощью которых он передает свое сообщение, а его творческие способности как агента изменения будут зависеть от языка достижения. Учреждение должно добиться (в этом состоит одна из его функций) того, что бы соответствующее контейнирование и представление новой творческой идеи частично ограничивали ее разрушительную силу и в то же время делали ее доступной для всех остальных членов группы, не являющихся гениями. В различных областях читатель может найти примеры таких структур: история религии, открытие психоанализа, открытия науки и их институциализация.

Отношения между мистиком-гением и группой можно отнести к одной из трех категорий. Они могут быть попутными (commensal), симбиотическими или паразитическими. В попутных отношениях мистик-гений и группа сосуществуют, не задевая друг друга; здесь нет конфронтации или изменения, хотя какое-то изменение возможно в том случае, если отношения изменятся. В симбиотических взаимоотношениях имеет место конфронтация, которая в конце концов полезна для обоих; идеи мистика-гения анализируются и принимаются к рассмотрению, а его вклады вызывают благожелательность или ненависть. Эти взаимоотношения приводят к тем большему росту мистика-гения, чем больше рост группы, даже несмотря на то, что этот рост не просто обнаружить. Доминирующими эмоциями являются любовь, ненависть и познание (см. Главу 6). В паразитических взаимоотношениях зависть является основным фактором. Результатом такой связи является разрушение как мистика-гения, так и группы. Одним из примеров является группа, которая выдвигает исключительного в своей творческо-разрушительной роли индивидуума на такую должность в Учреждении, на которой его силы поглощаются административными функциями.

В приведенных описаниях рекурентность является одной из взрывоопасных внутренних сил структуры, пытающейся ее контейнировать. В случае группы такая форма отношений существует между мистиком-гением и Учреждением с его функцией контейнирования, выражения и возведения в ранг института проводимой новой идеи и защиты группы от разрушительной силы этой идеи.

Примечания

[1] S. Freud, The Ego and the Id // S.E. 19.

[2] M. Klein, "Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant" // в Developments in Psychoanalysis, Hillary House, New York, 1952.

[3] Там же.

[4] Устойчивая связь - это заимствованное у Юма понятие, которое обозначает то, что некоторые рассматриваемые данные регулярно появляются вместе. Бион использует этот термин в своей гипотезе о развитии мышления. Концептом слова являются определения, которые связывают наблюдаемые устойчиво сочетающиеся элементы.

[5] Термин функция используется Бионом в математическом, философском и обыденном смысле, явно стремясь не допустить, чтобы ассоциации из этих областей ограничивались перечисленными значениями.

[6] M. Klein, цитируемое произв.

[7] S. Freud, цитируемое произв.


Глава 2 ПСИХОЗЫ

В этой главе мы представим некоторые взгляды на психозы и их клинические проявления, а также гипотезы их возникновения и путей развития. По мнению Биона, для понимания психотической личности, как и для описания наиболее характерных свойств психического состояния сильно нарушенных пациентов, важное значение имеет психотический процесс и связанные с ним явления.

Статьи на тему психозов были опубликованы Бионом сразу вслед за работами, посвященными группам. Какие-то из них являются в основном клиническими и содержат клинический материал. Другие - скорее, теоретическими и раскрывают содержание гипотез о мышлении и языке больных шизофренией. Эти статьи (1950 - 1962) были потом включены Бионом в его книгу Вторичные мысли[1]. В комментариях к данному разделу приводится их общее и детальное описание.

Пациенты, материал которых используется при формализации некоторых из описываемых в этой главе гипотез, проходили у Биона лечение в психоаналитическом сеттинге, который ничем не отличался от сеттинга, обычно используемого с невротическими пациентами, даже несмотря на то, что в некоторых случаях пациенты диагностировались как больные шизофренией. Техника работы всегда была лишь интерпретативной, учитывающей позитивный и негативный переносы. Для осмысления материала использовались представления Кляйн о частичных объектных отношениях, шизоидно-параноидной и депрессивной позициях, а также теории зависти, примитивных защитных механизмов, в частности, - расщепления (splitting) и проективной идентификации.

Индивидуум и психоз

Индивидуум - вне зависимости от того, на какой стадии развития он находится, - сталкиваясь с различными эмоциональными процессами, каким-то образом реализует их. Для решения задач он использует сознание, которое по аналогии с органами чувств рассматривалось Фрейдом как "чувственный орган восприятия психических свойств".[2] Бион постулирует его существование в рудиментарной форме с самого рождения. Для развития сознания необходимы стимулы, которыми вначале являются чувства, а затем - весь диапазон психических процессов. От этого "органа" зависит контакт с внутренней и внешней реальностью, а от его функционирования - способ обращения с этой реальностью. Переживаниям индивидуума, находящегося в контакте с самим собой и с другими, всегда свойственно противоборство двух стремлений: терпеть эти переживания и избегать их. У разных людей такое противоборство и его последствия приводят к возникновению в психике различных структур, одной из которых является психотическая личность, или психотическая часть личности.

В данном контексте психотическая личность - это не психиатрический диагноз, а обозначение способа психического функционирования, который существует наряду с другими способами функционирования. В зависимости от того, какой из способов доминирует, проявляются определенные формы поведения, что, в результате, определяет диагноз психоза или невроза в клиническом смысле. Для психоаналитика психиатрический диагноз имеет относительное значение. Диагноз важен для людей, связанных с госпитализацией и физической заботой о пациентах: психиатров, медицинских сестер, штата специалистов. Взгляд психоаналитиков иной, особенно, когда предполагается (как это делает Бион), что все индивидуумы (даже наиболее развитые) потенциально обладают психическими функциями и реакциями, которые исходят из психотической личности, и проявляются во враждебном отношении к психическому аппарату, сознанию, а также внутренней и внешней реальности. Главная задача аналитика - понять и проинтерпретировать такие явлений, когда они становятся явными.

Психотическая личность

Таким образом, понятие “психотическая личность” означает, скорее, психическое состояние, нежели психиатрический диагноз; этим термином обозначается форма психического функционирования, проявляющая себя в поведении, в языке и в том воздействии, которое она оказывает на наблюдателя. Бион полагает, что это психическое состояние всегда сосуществует с другим психическим состоянием, которые на концептуальном уровне представляется как непсихотическая личность; находящийся в анализе индивидуум будет демонстрировать признаки обоих этих состояний при доминировании того или другого и при различной степени их организованности и стабильности.