Смекни!
smekni.com

Tennenhaus Eisler "The Chalice and the Blade" (стр. 32 из 37)

интересам руководителей церкви. Любопытно, но, возможно, единственным

основательным аргументом в пользу историчности Христа являются его

феминистские и гиланические мысли и поступки. Ибо, как мы видели, системе

нужны были новые боги и герои, которые бы утверждали, а не отрицали

андрократические ценности.

Таким образом, непонятно, зачем стали бы придумывать персонаж, который

бы, как читаем в Евангелии от Иоанна (4:7-27), нарушал андрократические

обычаи своего времени, открыто разговаривая с женщинами. Персонаж, чьи

ученики дивились тому, что он говорит с женщиной, да еще так долго. Который

восстал против традиционного обычая забивать камнями до смерти женщину,

виновную, по мнению ее повелителей-мужчин, в связи с мужчиной, который не

был ее хозяином.

Иисус включает женщин в число своих слушателей (Лк. 10:38-42) и даже

призывает их активно участвовать в общественной жизни. Он ставит активную

Марию в пример ее сестре - домоседке Марте. А во всех Евангелиях мы читаем о

Марии Магдалине и о том, как Иисус к ней - к проститутке - относился с

уважением и нежностью.

Еще удивительнее, что именно к Марии первой является воскресший

Христос. Именно Мария Магдалина сторожит его могилу, рыдая в склепе. Именно

ей является Иисус в видении, прежде чем своим двенадцати апостолам. И именно

Марии Магдалине Иисус велит рассказать остальным о своем скором пришествии.

Неудивительно поэтому, что в свое время учение Христа обладало - как

обладает и по сей день - большой притягательностью для женщин. Хотя историки

христианства об этом редко упоминают, но даже в Новом Завете мы обнаруживаем

женщин - христианских подвижниц. Например, ученица Христа Тавифа, что значит

"серна" (Деян. 9 : 36), никогда не включавшаяся в хорошо известную

традиционную дюжину апостолов. Апостол Павел почтительно приветствует Юнию,

апостола-женщину, прежде него присоединившуюся к Христу. "Приветствуйте

Мариам, которая много трудилась для нас, - читаем мы в Послании к

Римлянам (16:6-7).- Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и

узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще

уверовавших во Христа".

Некоторые ученые считают, что новозаветное Послание к евреям вполне

могло быть написано женщиной по имени Прискилла, женой Акилы. Она называется

в Новом Завете "сотрудницей" Павла, и ее имя обычно ставится впереди имени

ее мужа. И, как указывает историк-теолог Констанс Парви, в Деяниях Апостолов

(2 :17) однозначно признается, что и женщины могут быть пророками. "...Излию

от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери

ваши..."

Итак, несмотря на сильный социальный гнет, женщины играли ведущие роли

в первых христианских общинах. И, как указывает теолог Элизабет Шусслер

Фьоренза, это подтверждается и многочисленными упоминаниями о встречах

первых христиан, происходивших в домах женщин. Например, в Первом Послании к

Коринфянам (1 : 11) читаем о церкви в доме Хлои. В Деяниях (16:14, 15, 40)

упоминается торговка Лидия, помогавшая утверждать церковь в Филиппинах.

Мария Магдалина... Ее презирают как проститутку, женщину, нарушившую

основной закон андрократии. требовавшей от нее быть сексуальной

собственностью своего мужа или хозяина. Однако она явно играет важную роль в

раннехристианском движении. Как мы видим, существуют убедительные

свидетельства, что Мария Магдалина возглавила христианское движение после

смерти Христа. В некоем запрещенном документе изображается, как она

сопротивлялась насаждению в некоторых сектах иерархического порядка, с

которым боролся Христос; подобный документ едва ли мог быть включен в Новый

Завет, который составляли главы этих сект.

Андрократическое мышление не в состоянии смириться с тем, что Христос

был вовлечен в гиланическую контрреволюцию. Перефразируя пословицу, легче

верблюду пролезть через игольное ушко, чем фундаменталисту усвоить такое

представление. Чего ради Иисус стал заботиться о том, чтобы поднять роль

женщин, "женских" ценностей? Христос должен был бы заниматься важными

Делами, к которым "женские вопросы" никак не относятся.

Примечательно, что Иисус учил тому, что делал сам, Он, еврей,

родившийся во времена, когда иудаизм был религией мужского господства. Это

было время, когда женщин все еще забивали камнями за прелюбодеяние, другими

словами - за нарушение прав сексуальной собственности мужей или хозяев.

Поэтому очень важно, что Иисус не только предотвратил такое избиение

камнями, но и бросил вызов фарисеям, которые подстроили ему ловушку.

Он обнаруживает исключительно высокий уровень чувствительности,

интеллекта, а также исключительное мужество, с которым противостоит властям

и даже, рискуя жизнью, высказывается против жестокости, угнетения и

алчности. Поэтому Христос не мог не осознавать, что "мужские" ценности:

господство, неравенство, насилие, - разрушающие и уродующие жизнь, должны

быть заменены "женскими" ценностями: состраданием, ответственностью и

любовью. Иисус знал, что духовная эволюция человечества приостановилась,

когда человеческие отношения стали перестраивать на основе насильственно

поддерживаемого принципа подчинения. Это осознание могло привести к

фундаментальному общественному перевороту, могло избавить нас от гнета

андрократической системы.

Однако сопротивление было слишком сильно. И в конце концов отцы церкви

оставили нам Новый Завет, в котором преобладают догмы совсем иного

характера, призванные оправдать андрократическую структуру и цели Церкви.

Запрещенные писания

Истинный облик старых шедевров часто открывается только после того, как

реставраторы кропотливо снимут слой за слоем более поздние дорисовки, грязь,

старый лак. Точно так же новое поколение теологов и историков религии

расчищает сейчас облик Иисуса.

Для того чтобы лучше понять истинную природу раннего христианства, нам

придется выйти за рамки канонических писаний, содержащихся в Новом Завете, и

обратиться к другим древнехристианским документам, часть которых была

обнаружена лишь недавно. Наиболее важными среди них являются 62 гностических

Евангелия, найденные в 1945 году при раскопках Наг Хаммади в Верхнем Египте.

Профессор Элейн Пейджелс замечает в своей книге "Гностические

Евангелия": "Те, кто писал и распространял эти тексты, не считали себя

"еретиками". Тем не менее, почти все сведения об этих "еретических" писаниях

исходили от людей, их критиковавших, - так что на объективность этих

сведений рассчитывать не приходится.

Люди, вставшие примерно в 200 году до н. э. во главе того, что позднее

было названо ортодоксальной, или истинной церковью, приказали уничтожить все

списки этих текстов. Но, как пишет Пейджелс, "некто, возможно, монах из

соседнего монастыря Св. Пахомия, взял запрещенные Книги и укрыл их от

уничтожения в кувшине, где они оставались погребенными почти 1600 лет". Но в

результате почти детективной истории прошло еще 34 года, прежде чем ученые

завершили свои исследования и результаты были обнародованы в книге Пейджелс

в 1979 году.

Как утверждает профессор Хельмут Кестер из Гарвардского университета,

некоторые из этих текстов старше, чем новозаветные Евангелия. Они

датируются, "по-видимому, второй половиной первого века 50-100 гг.), т. е.

созданы не позже, а раньше евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна".

Гностические Евангелия были, таким образом, написаны в то время, когда

андрократия уже давно была нормой на Западе. Это не гиланические документы,

но все же они содержат мощный вызов устоям общества господства.

Термин "гностический" происходит от греческого слова "gnosis" -

"знание") и противоположен по смыслу слову "агностицизм", которое означает

невозможность познания. Как и другие мистические религиозные учения Запада и

Востока, гностическое христианство придерживалось, казалось бы, традиционной

догмы, гласившей, что тайна высшей или божественной истины доступна всем

через религиозное послушание и добродетельную жизнь.

Но тогда какие же ереси содержал гностицизм, почему понадобилось его

запрещать? Гностические Евангелия проповедовали ту же идею, за которую

еврейское священничество так ненавидело Христа, - доступ к Богу лежит не

через религиозную иерархию во главе со старшим раввином, архиепископом,

папой, но через познание или божественное знание.

А еще мы находим в этих текстах подтверждение мысли, возникшей уже при

чтении канонических писаний и ранее обнаруженных гностических фрагментов.

Мария Магдалина и в самом деле была одной из важнейших фигур христианского

движения.

В Евангелии от Марии мы снова читаем, что именно она первой увидела

воскресшего Христа (о чем вскользь замечено у Марка и Иоанна). Здесь мы

также читаем, что Христос любил Марию Магдалину больше, чем других учеников

- это подтверждается в гностическом Евангелии от Филиппа.

Однако лишь по этим запрещенным писаниям можно судить, сколь велика

была роль Марии в истории раннего христианства. В Евангелии от Марии читаем,

что после смерти Иисуса Мария Магдалина была единственным христианским

лидером, осмелившимся бросить вызов Петру как главе новой религиозной

иерархии, претендующему на то, что только он и его соратники имеют прямую

связь с богом.

"Рассмотрим политический подтекст Евангелия от Марии, - комментирует

Пейджелс. - Как Мария противостоит Петру, так и гностики, которые следуют ее

примеру, противостоят власти того духовенства, которое объявляло себя