Смекни!
smekni.com

Tennenhaus Eisler "The Chalice and the Blade" (стр. 8 из 37)

объединяться в земледельческие общины.

Неолит

Примерно в то самое время, когда Леруа-Гуран писал о своих находках,

наши знания о доисторических временах продвинулись намного вперед благодаря

впечатляющим результатам раскопок двух поселений времен неолита: Чатал-Хююка

и Хаджилара. Они были найдены в древней Анатолии, на территории современной

Турции. По словам Джеймса Меллаарта, который руководил этими раскопками как

представитель Британского института археологии в Анкаре, особенный интерес

представляло открытие, что в этих поселениях наблюдалось устойчивое развитие

на протяжении многих тысяч лет обществ, поклонявшихся Богине.

"Новое толкование религии верхнего палеолита, предложенное А.

Леруа-Гураном, - пишет Меллаарт, - прояснило многие неясности... Вытекающая

из этого интерпретация искусства верхнего палеолита, основанного на женской

символике (в виде знаков и животных) имеет многочисленные совпадения с

религиозной образностью Чатал-Хююка". Более того, влияние верхнего палеолита

определенно сказывается и во "многих обрядах: использование красной охры в

захоронениях; полы, окрашенные в красный цвет;

собрания сталактитов, окаменелостей, раковин - это лишь несколько

примеров".

Пока высокоразвитое, тонко стилизированное искусство позднего

палеолита, замечает далее Меллаарт, считалось лишь "выражением охотничьей

магии - взгляд, заимствованный у отсталых обществ вроде австралийских

аборигенов", не приходилось рассчитывать, что удастся "установить связь с

позднейшим культом плодородия Ближнего Востока, центральными фигурами

которого были Великая богиня и ее сын, даже если наличие такой богини во

времена верхнего палеолита трудно было бы отрицать - а оно и не отрицается".

Теперь положение "коренным образом изменилось в свете имеющихся данных".

Другими словами, неолитическая культура Чатал-Хююка и Хаджилара

обеспечила нас обширной информацией о периоде между веком палеолита и более

поздними, технически более развитыми Медным и Бронзовым веками. Как пишет

Меллаарт, "Чатал-Хююк и Хаджилар явились связующим звеном между этими двумя

великими школами искусства. Между этими двумя школами искусства. Между

религиозными воззрениями Чатал-Хююка, Хаджилара и далее, до великой Матери

Богини древнего и классического периодов существует явная преемственность".

Как в искусстве палеолита, женские изображения и символы занимают

центральное положение и в искусстве Чатал-Хююка, где повсюду найдены алтари

и фигурки Богини. Более того, в искусстве неолита они характерны и для

других районов Ближнего к Среднего Востока. Например, в неолитическом

поселении Иерихона (ныне Израиль), где люди уже за 7 тысяч лет до н. э.

штукатурили кирпичные дома и некоторые имели глиняные печи, были найдены

глиняные фигурки Богини. В Телль ас-Савване, поселении на берегах Тигра,

известном своим ранним орошенным земледелием и керамикой удивительного

геометрического стиля Самарры, среди разнообразных фигурок обратили внимание

своей утонченной раскраской женские скульптуры. В неолитическом поселении на

севере Сирии, где обнаружены самые древние изделия из кованой меди,

древнейшие глиняные кирпичи, встречаются, даже в самых глубоких слоях,

подобные фигурки. Поздние аналогии этим фигуркам и скульптурам мы находим в

Джармо, а также в Сескло, где они изготовлялись даже до того, как появилась

керамическая посуда.

Многочисленные фигурки и символы Богини обнаружены на обширнейшей

территории Ближнего и Среднего Востока. Ранее в руках у археологов оказалось

большое количество женских терракотовых фигурок еще дальше на восток, в

Хараппе и Мохенд-жо-Даро (Индия). И они, как писал сэр Джон Маршалл,

изображают Богиню, "очень похожую на великую Богиню-Мать". Фигурки Богини

были также найдены далеко на западе Европы, в кромлехах Стонхендж и Эвбери

(Англия), в так называемых мегалитических постройках. Мегалитические

постройки встречаются также и на юге, на средиземноморском острове Мальта,

где обнаружено огромное захоронение из семи тысяч единиц, бывшее, очевидно,

важнейшим святилищем, где исполнялись обряды, в которых, как пишет Джеймс,

"Богиня-Мать играла, вероятно, существенную роль".

Постепенно вырисовывается новая картина происхождения и развития как

цивилизации, так и религии. Аграрное хозяйство неолита стало основой того

развития цивилизации, которое шло на протяжении тысячелетий вплоть до наших

дней. И почти повсеместно, там, где сделаны были первые шаги в материальном

и социальном прогрессе,, присутствует, общая черта: культ Богини.

Что означают для нас эти находки? И почему мы должны принять эту новую

точку зрения на наше культурное развитие взамен освященных веками

андроцентрических взглядов, о которых так приятно почитать на ночь в

роскошно иллюстрированной Книге или побеседовать за чашечкой кофе?

Одна из причин - находки женских фигурок и других объектов, связанных с

гиноцентрическими (посвященными женщине-Богине) религиями неолита, столь

многочисленны, что одно их перечисление заняло бы несколько томов. Но прежде

всего дело в том, что новый взгляд на доисторические времена явился

следствием изменения методов и целей археологических изысканий. Идея

откапывать захороненные сокровища древних принадлежит еще ворам, которые

разграбили гробницы египетских фараонов. Но археология как наука

сравнительно молода, она родилась в 1800-х годах. Тогда еще первые

археологические раскопки, хотя и побуждаемые интересом к нашему прошлому,

имели примерно ту же цель, что и набеги грабителей, - добыть интересные

реликвии для музеев Англии, Франции и других колониальных держав. Взгляд на

раскопки как на возможность извлечь возможно больше информации - независимо

от того, обнаружены ли сокровища, - восторжествовал гораздо позднее. По сути

дела археология как систематическое изучение образа жизни, мышления,

технического и социального развития наших предков стала собой лишь после

второй мировой войны.

Но, главное, возможности археологии значительно увеличились благодаря

некоторым техническим открытиям; радиоуглеродному методу датировки,

изобретенному Нобелевским лауретом Уиллардом Либби, или

дендрохронологическому методу (по древесным кольцам). До сих пор даты

устанавливались лишь условно - путем сравнения одних предметов с другими,

предположительно более или менее "развитыми". Однако, как только датировка

стала делом надежной техники, уже невозможно утверждать, что, если предмет

более технически или эстетически совершенен, он непременно относится к более

позднем и якобы более цивилизованным временам.

Вследствие этого коренным образом были пересмотрены все датировки, что,

в свою очередь, круто изменило наши представления о доисторических временах.

Сейчас мы знаем, что сельское хозяйство - одомашнивание диких животных и

растений- относится к периоду более раннему, чем было принято считать. На

самом деле первые признаки того, что археологи называют сельскохозяйственной

революцией, или революцией неолита, начинаются уже за 8-9 тысяч лет до н. э.

Она была важным прорывом в материальной технологии, и соответственно истоки

того, что мы называем западной цивилизацией, также обозначаются гораздо

раньше, чем считалось доныне.

В то же время продолжалась духовная эволюция человека. Первая

антропоморфная религия, сосредоточенная на культе Богини, превратилась

теперь в сложную систему символов, ритуалов, божественных велений и

запретов; все они нашли свое выражение в богатом искусстве периода неолита.

Некоторые из наиболее ярких свидетельств этой художественной традиции

получены в результате раскопок в Чатал-Хююке. Пока что раскопана только

двадцатая часть участка площадью в полтора десятка гектаров. Но уже вскрыт

культурный слой, относящийся к периоду 6500-5700 гг. до н. э. И здесь мы

обнаруживаем замечательно развитый центр искусства с богатой настенной

живописью, каменной скульптурой и большим количеством глиняных фигурок

Богини: мы видим искусство, в центре которого - поклонение женскому

божеству.

"Его многочисленные святилища, - писал Мелла-арт о Чатал-Хююке, обобщая

итоги трех первых сезонов раскопок (1961-1963), - свидетельствуют о наличии

развитой религии, системы мифов и символов; постройки-о начатках

архитектурного мышления; хозяйство - о богатом земледельческом и

животноводческом опыте, а предметы, сделанные из материалов, несвойственных

данной местности, - об оживленной торговле сырьем".

Однако южная часть анатолийского плоскогорья, где расположены

Чатал-Хююк и Хаджилар (5700-5000 гг. до н. э.), предоставившие нам столько

ценных сведений о ранних цивилизациях,-лишь одно из мест обитания

земледельческих общин, поклонявшихся Богине. В самом деле, примерно к 6000

г. до н. э. не только совершилась земледельческая революция, но и - цитируя

Меллаарта-"хорошо развитые земледельческие общества начали распространяться

на окраинные территории, такие как аллювиальные (наносные) равнины

Месопотамии, Закавказья и Закаспия, с одной стороны, и на ЮГО-ВОСТОЧНУЮ

Европу, с другой". Более того, в некоторых случаях, как, например, с Кипром

и с Критом, связи определенно осуществлялись по морю, и "пришельцы приносили

с собой хорошо развитое хозяйство неолита".

Таким образом, хотя всего двадцать пять лет назад археологи все еще

говорили о Шумере, как о "колыбели цивилизации" (в широких кругах это

представление держится до сих пор), мы знаем теперь, что существовала не