Смекни!
smekni.com

Дискурс радикального конструктивизма традиции скептицизма в современной философии и теории познания (стр. 29 из 75)

Непонимание или недостаточное понимание указанного различия приводит к постоянным спорам в отношении широко известных опы­тов Пиаже. К примеру, неоднократно демонстрировалось, что не толь­ко ребенок, но и многие животные могут быть обучены реагировать на появление данного объекта точно таким же образом, как они реагиро­вали до его исчезновения из поля зрения. Это указывает на то, что субъект сформировал концепт данного объекта (функция фигуративно­го плана), однако не может, вопреки частым утверждениям, служить доказательством концепции постоянства объектов (которая является функцией оперативного плана). Чтобы вторая точка зрения оказалась верной, необходимо было бы показать, что 1) организм верит в то, что данный объект «существует» где-то вне опыта, и 2) организм способен воспроизводить ре-презентацию (т.е. визуальный образ) объекта, даже когда тот не находится в его актуальном перцептивном поле13.

Фундаментальное различие между эмпирическим подходом тра­диционных психологов и подходом Пиаже состоит в том, что первые фокусируют свое внимание на наблюдаемом поведении и активности, в то время как Пиаже - на результатах рефлективных абстракций, т.е. на ментальных операциях. Поскольку эти операции непосредственно наблюдать невозможно, допускается лишь их вывод из наблюдений. Как правило, такие выводы не делаются на основании одного единст­венного наблюдения, а требуют целой последовательности событий на протяжении определенного времени.

Практически любое обращение к ментальным операциям затра­гивает глобальную проблему - проблему сознания. В теории Пиаже она возникает в самых разнообразных аспектах, хотя бы уже потому, что все четыре свойства, перечисленные мною в качестве предпосы­лок, по-видимому, имеют место лишь в контексте сознания, по крайней мере, на высших стадиях когнитивного развития. Некоторые операции в модели Пиаже требуют для своего проявления контроля со стороны сознания, в других случаях такого контроля не требуется. И хотя этот факт достаточно четко продемонстрирован им экспериментально и описан в нескольких работах (например, Piaget 1974a, 1974b, 1977а), тем не менее, сам феномен сознания по-прежнему остается загадкой. Вот как он сам говорит об этом:

«Психология не является наукой о сознании, это - наука о пове­дении! Каждый изучает поведение, включая в него факторы соз­нания в той мере, в какой это ему удается, там же, где это сде­лать не удается, - то и помехой это не является» (Bringuier 1977, р. 180, курсив Глазерсфельда).

В этом Пиаже не отличается от других исследователей. На сего­дняшний день я не знаю ни одного, кто представил бы жизнеспособ­ную модель сознания. Тем не менее, в большинстве случаев мы все же в состоянии сделать надежное заключение относительно того, действу­ет ли человек в рамках сознания или за его пределами.

Стадии развития

Теорию Пиаже обоснованно называют «теорией стадий», по­скольку она разбивает когнитивное развитие от рождения до зрелости на ряд последовательных ступеней. По этому вопросу также существу­ет целая серия широко распространенных неверных представлений. Отталкиваясь от базовых положений генетической эпистемологии, от неприятия традиционного воззрения на знание как на изображение действительности, Пиаже заключает, что никакие теории, выстраи­ваемые исследователем-психологом, не являются описанием некоей объективной ментальной реальности наблюдаемых субъектов, а скорее - мысленным инструментом, помогающим систематизировать личный опыт исследователя относительно этих субъектов. Любые наблюдения с неизбежностью структурируются самим наблюдателем. Как говорит Пиаже:

«Я полагаю, что любые структуры конструируются, и что основ­ным следует считать процесс такого конструирования: я уверен, что ничего не задано в самом начале, за исключением несколь­ких ограничивающих факторов, на которых базируется все ос­тальное. Структуры, в том виде, в каком мы их воспринимаем и мыслим, не являются заранее предопределенными ни в человече­ском разуме, ни во внешнем мире» (ibid., р.63).

Таким образом, теорию стадий следует рассматривать лишь в ка­честве того, что она есть - а именно, как более-менее удачный способ организации точки зрения наблюдателя за процессом развития ребен­ка.

Позднее Пиаже несколько изменил свою позицию, главным об­разом, в отношении оценок важности каждой из стадий. Первоначаль­но он склонялся к тому мнению, что, как только операция, присущая следующей, более высокой стадии, однажды проявляется в поведении ребенка, то автоматически эта операция становится ему доступной в любых последующих ситуациях, в которых она оказывается уместной. Такое представление оказалось неверным. Как теперь полагают, при­менение ментальных операций является в гораздо большей степени контекстуально-зависимым, чем считалось первоначально. Необходи­мо некоторое время для того, чтобы данный способ оперирования смог распространиться на другой контекст (горизонтальный decalage). Это означает, что ребенок способен демонстрировать «формальное опери­рование» в данном контексте, в то время как в других контекстах он может пребывать на предыдущих стадиях. Неизменным в учении Пиа­же осталось положение о том, что существует относительно фиксиро­ванный порядок обретения операций, присущих данным стадиям (вер­тикальный decalage).

Наблюдатель и наблюдаемое

В число предпосылок теории Пиаже входит наличие у мысляще­го субъекта двух базовых свойств. Первое - это способность коорди­нировать элементы чувствительного и двигательного опытов; второе выражается в том, что - для тех случаев, когда концептуальные струк­туры, являющиеся результатом координации, оказываются примени­мыми и в дальнейших опытных ситуациях, - субъект способен из сво­его собственного оперирования абстрагировать те закономерности и правила, которые помогут ему справиться с будущим опытом. Коорди­нируемые мыслящим субъектом элементы по определению не выходит за пределы когнитивной системы данного субъекта, так как являются частью его «опыта». Когнитивная система субъекта не имеет доступа к факторам, которые, с точки зрения наблюдателя, воспринимаются в качестве внешних, «средовых» причин опытной данности системы. Та­ким образом, координация является актом сугубо внутренним и всегда субъективным. Сказанное верно не только в отношении детского экс­периментального материала, изучаемого Пиаже, но и в отношении лю­бых наблюдений, осуществляемых как исследователем, так и просто сторонним наблюдателем. Никто не в состоянии избежать этой фунда­ментальной субъективности опыта; не являются исключением и те фи­лософы, которые претендуют на некое «Божественное откровение».'4 Подобно всем другим когнитивным организмам, они делают выводы из своего собственного сенсомоторного и концептуального опыта и любое толкование их выводов, «знаний», должно осуществляться в терминах внутренних событий, а не иметь своим источником некие факторы, расположенные за пределами этих событий.

Пиаже четко разграничивает две точки зрения: с одной стороны, это - позиция самого проживающего и познающего субъекта, а с дру­гой - позиция наблюдателя, который пытается понять, каким образом такой субъект конструирует знание:

«В первую очередь необходимо провести отличие субъекта инди­видуального,., от субъекта эпистемного, т.е. той когнитивной сердцевины, которая является общей для всех субъектов, нахо­дящихся на одинаковом уровне [когнитивного развития]. Во вто­рую же очередь, содержание сознания (которое всегда фрагмен­тарно и зачастую носит искажающий характер), с одной стороны, должно быть противопоставлено тому, что субъекту удается осу­ществлять в процессе своей интеллектуальной активности, от­носительно которой ему могут быть известны лишь результаты, но не механизмы ее осуществления, с другой стороны. После диссоциации субъекта из "я" и из всего того, что он "проживает", остаются лишь его операции, т.е. то, что он выводит путем реф­лективного абстрагирования из обобщенных координации своих действий» (Piaget,1970b,p.l20).

Именно наблюдатель, стремясь построить модель познания, «диссоциирует» из наблюдаемого живого субъекта то, что он категоризирует в качестве координации, а также в качестве результатов, кото­рые субъект выводит из них путем рефлективного абстрагирования. Только наблюдатели могут говорить о взаимодействии субъекта с его окружающей средой и давать характеристики взаимоотношениям меж­ду структурами субъекта (как биологическими, так и ментальными) и тем миром, в котором, с точки зрения наблюдателя, наблюдаемый субъект живет и оперирует.

Опыт и действительность

В модели Пиаже интерактивные контакты субъекта с его окру­жающей средой всегда носят один и то же характер: если концептуаль­ная структура не ведет к результату, который субъект от нее ожидал, она не подходит. Когнитивные структуры, о чем всегда надо помнить, неотделимы от действия, от их использования. Действие и использова­ние - это нечто большее, чем случайные движения или изменения -они обретают свое место лишь в контексте «активностных схем». Та­кое положение радикально отличает подход Пиаже как от бихевиори­стской модели стимул-ответ, так и от линейной причинно-следствен­ной цепи, принятой в физике, главным образом, ввиду того, что актив-ностные схемы являются всегда целенаправленными. Как отмечает сам Пиаже, активностные схемы подобны скорее петлям обратной связи, поскольку присущие им двойные механизмы ассимиляции и аккомода­ции делают их саморегулирующимися и, следовательно, кругообраз­ными в данном конкретном понимании (кибернетические аналогии бу­дут обсуждаться в главе 8).