Смекни!
smekni.com

Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2 (стр. 100 из 106)

нюдь не всегда соответствовало действительности — но это

задавало в обществе совершенно определенное отношение к

преступности (она ВНЕ Закона, Закон с ней борется, и, по-

скольку он a priori сильнее — победа всегда будет на его сто-

роне). Таким образом общество получало от власти знак: с

преступностью мы боремся даже на уровне борьбы видов

(ведь преступник — вроде бы даже и не человек в обычном

понимании слова).

Но при демократии преступность как бы «легитимизи-

ровалась» в сознании общества, исчезал императив «неук-

лонной борьбы с ней до полного ее искоренения».

Главная задача такой кампании, кроме облегчения су-

ществования преступной среде (ВСЕ общество, в том числе

и представители правоохранительных органов приучались

СОСУЩЕСТВОВАТЬ с преступностью; во что выливалось

такое «сосуществование» для сотрудников соответствую-

щих служб — догадаться не сложно), заключалась еще и в

создании в обществе неявной, но отчетливой и нарастающей

депрессии. Дело в том, что для любого общества, для любой

общности людей преступность — зло, однозначно подлежа-

щее искоренению. Для советского общества, воспитанного

на традиционных ценностях, во многом ориентированного

на неписаные нормы и правила («пусть в суде и не удалось

доказать, что бандит — бандит, но он должен сидеть в тюрь-

ме!»), сосуществование рядом с сильной и мощной, вызы-

вающе заметной и агрессивной преступной средой являлось

знаком, образно говоря, «конца света». Если вокруг все ру-

шится (привычная стран, привычный уклад жизни) — а бан-

диты жируют, если они грабят, убивают, насилуют, а потом

становятся «уважаемыми бизнесменами» и «законопослуш-

ными членами общества» — это общество обречено. Если

бандитизм сильнее Закона — такое общество существовать

не может. Интуитивное осознание этой истины огромным

числом людей было неявным, но совершенно отчетливым

и неизменным.

Однако сознательное «выделение» бандитизма, пози-

ционирование и «распознавание» обществом могло привес-

ти к тому, что значительные силы в стране могли бы воспро-

тивиться самоубийственной политике «реформ», ставшей

причиной невиданного разгула преступности. Общность

людей могла бы отказаться покорно идти на заклание (са-

моразрушение) и соглашаться с уничтожением страны и го-

сударственности. А ведь именно это и являлось конечной

целью «реформ» и было запрограммировано их иностран-

ными заказчиками. Животное, ведомое к месту забоя, мо-

жет начать активно сопротивляться своей неизбежной уча-

сти, если почувствует приближение смерти (в деревнях осо-

бенно ценятся те забойщики, которые, убивая животное, до

последнего момента не дают ему повода подозревать о близ-

кой гибели). В этом случае придется потратить немало сил,

чтобы справиться с «жаждой к жизни».

Безусловно, существование преступности и осознание

неприемлемости неизбежного сосуществования с нею, не

были единственными причинами депрессии социума. Наря-

ду с другими, это был мощнейший символ, знак, который не

возможно было не заметить и не «принять к сведению». И об-

щество отреагировало так, как требовалось манипуляторам.

Подавляющее число людей уверилось, что «в этих условиях с

преступностью не справится», «мы всегда будет жить рядом с

ней и под ней» и «бандиты всем заправляют в стране».

Показывая бандитов нормальными людьми, как уже от-

мечалось, манипуляторы заставляли аудиторию подсознатель-

но принимать преступников как людей нормальных, равных

себе. Они же тоже любят и страдают! — думали люди, прини-

мая в подсознании установку: преступников (и породившую

их преступность) нельзя извести, как нельзя извести НОР-

МАЛЬНЫХ людей. Ведь они — нормальные, имеют семьи, со-

всем как мы, переживают, дружат, любят и ссорятся...

Эффективность такой установки была многократно

усилена мощью информационной кампании и высочайшим

уровнем ее исполнения. Действительно — как люди могли

воспринимать преступность как нечто, подлежавшее унич-

тожению, если с экрана на них глядели такие близкие и по-

нятные, хоть и жестокие порой парни? Ну, работа у них та-

кая, жаль, конечно. Но вот они (судя по фильму) и учились

в таких же школах, как мы, и ели раньше в таких же сто-

ловых, и в армии так же служили. Их ведь такими ЖИЗНЬ

СДЕЛАЛА. «Не мы такие — жизнь такая» говорил один из

персонажей фильма «Бумер». К тому же музыкальные роли-

ки, сопровождавшие эти кадры, становились неизменно по-

пулярнейшими шлягерами — например, мелодии из «Буме-

ра», «Бригады», «Бандитского Петербурга», «Братьев». Все

это создавало устойчивое «приятие» преступности как не-

избежной черты «новой России», с которой и под которой

придется жить дальше.

Однако цивилизационные установки людей никуда не

делись; они, сохраняясь в подсознании, продолжали инфор-

мировать каждого человека: наше общество с ТАКИМ раз-

гулом преступности, с ее безнаказанностью, обречено и не-

жизнеспособно. Результатом, в том числе и этого «конфлик-

та установок», стала чудовищной силы социальная апатия и

депрессия, которые не замедлили (наряду с другими факто-

рами) сказаться на катастрофическом вымирании населения

страны, снижении качества «человеческого потенциала» и

прогрессирующей деградации России как Державы.

Вообще, в создании необходимой манипуляторам ин-

формационной атмосфере СМИ и, прежде всего телевиде-

ние, играют ключевую роль. Они могут донести до колос-

сального количества реципиентов необходимые информа-

ционные установки, создающие такую атмосферу.

Пример — показанный на телеканале РТР документаль-

ный фильм «Красный император. Жизнь и смерть Николае

Чаушеску», посвященная лидеру СРР. В этом фильме все,

связанное с жизнью и деятельностью главного героя, по-

казано в черно-белых, мрачных тонах. Вся прижизненная

хроника специально обработана с помощью компьютер-

ных технологий так, чтобы выглядеть подавляюще и удру-

чающе. Черно-белыми, «мрачно-анахроничными» показаны

даже те кадры прижизненной хроники семьи Чаушеску, ко-

торые в других передачах показывались «в цвете». Если же

показываются кадры цветные — они смыто-нечеткие, как

будто «некачественные», «со сбитой фокусировкой». При-

том что в других передачах эти же самые кадры отличаются

неплохим качеством изображения. Эта «некачественность»

вызывает неуловимое раздражение у зрителя, так как глазу

трудно «улавливать» детали видеоряда, умело «заретуши-

рованные» на компьютере. Именно так, например, демон-

стрируется встреча «двух диктаторов» — Чаушеску и Ким

Ир Сена в Пхеньяне.

В то же время все современные записи высказываний

критиков Чаушеску показаны цветными, превосходного ка-

чества. Нет ни малейшего намека на некачественность изо-

бражения; оно воспринимается исключительно легко, как

любая современная съемка. Так же хорошо, в цвете, ярко

и насыщенно, показаны кадры «народного недовольства»

в Тимишоаре. Правда, авторами «документального» филь-

ма использованы съемки послереволюционных, 1994—1996

годов походов шахтеров на Бухарест, доведенных до голода

и отчаяния хозяйничанием румынских «рыночных рефор-

маторов» (там тогда уже сидело правительство «демократа»

Илиеску — ложь прямая, 18.1, специальные эффекты, 23.2).

Путем такой подачи видеоряда создается впечатление

злобности и мрачности всего, что связано с личностью и

деятельностью Чаушеску. И наоборот — привлекательности

и «красоты» всего, что связано с «народным восстанием»

1989 года (проведенной западными спецслужбами при по-

мощи горбачевской группировки операцией).

Особенно стараются авторы документального фильма

показать «ошибочность» решения Чаушеску выплатить долг

международным структурам. Детально описывается, какие

«лишения» терпел румынский народ ради политики освобо-

ждения страны от финансово-долговой зависимости. Кад-

ры, когда диктор говорит о том, что «электричество в Ру-

мынии включалось всего на два часа в день», показаны чер-

но-белыми. В других передачах именно эти кадры показаны

цветными и очень неплохого, несмотря на почти тридцати-

летнюю давность, качества. Именно выполнение Чаушеску

своей программы освободить Румынию от долговой петли

создало страшный — для «цивилизованных» неоколониза-

торов — прецедент. Из-за него и был инспирирован воен-

ный переворот, а чета Чаушеску была расстреляна без суда

путчистами (легитимность которых немедленно призна-

ли на Западе и в разваливающемся СССР). В фильме рас-

сказ об успехе политики Чаушеску по освобождению стра-

ны от внешнего долга вынесен в конец фильма, вся кри-

тика румынского лидера показано ярко и привлекательно,

вся прижизненная хроника — мрачно и «тоталитарно». Это

создает необходимую атмосферу, благодаря которой даже

здравое решение (освободиться от финансовой кабалы над-

национальных элит) у неподготовленного зрителя вызовет

подсознательное отторжение — как и все, что так или ина-

че связано с «тоталитарным диктатором». Таким образом,

создав необходимую информационную атмосферу и отклю-

чив критическое восприятие, авторы добиваются «подсозна-

тельной легитимизации» варварского военного вмешатель-

ства Запада в жизнь суверенной державы.

Свидетелями начала раскручивания новой, массирован-

ной информационной кампании по созданию заданной ат-

мосферы мы стали не так давно, в период смерти Папы Рим-

ского Иоанна Павла II (Войтылы) и избрания его преемни-

ком Бенедикта XVI (Ратцингера).

Процесс «умирания» предыдущего «папы» освещался